Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
Тема 4.7.1.: Общая характеристика учетной политики
аптечной организации
1. Хозяйственный учет. История возникновения. Цели и задачи
Финансово-хозяйственная деятельность аптечных организаций и их структурных подразделений связана с выполнением определенных видов работ, оказанием услуг, с получением, реализацией, обменом, потреблением материальных ценностей и денежных средств. В результате появляется довольно большая система взаимоотношений с другими организациями и предприятиями (поставщиками, подрядчиками, финансовыми органами), а также с трудовым коллективом.
Для того, чтобы правильно управлять деятельностью организации, принимать правильные и своевременные решения о ходе и результатах финансово-хозяйственной деятельности, надо иметь достаточный объем информации. Эта информация о фактическом повседневном состоянии хозяйственной деятельности появляется в процессе хозяйственного учета, когда с помощью цифр происходит наблюдение и регистрация всех фактов и явлений в деятельности организации.
Таким образом, под хозяйственным учетом понимается количественное отражение и качественная характеристика всех фактов и событий хозяйственной деятельности. Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения. Наиболее организованной была вначале система учета в Египте, Греции и Риме, где хозяйственный учет обеспечивал фиксацию фактов хозяйственной жизни. Со средневековья (V–XVI вв.) начинается непосредственное регулирование хозяйственных операций при помощи бухгалтерского учета. Во второй половине XV века в трудах итальянского купца Бенедетто Котрульи (1458 г.) впервые говорится о бухгалтерском учете как о науке.
В Венеции в 1494 г. францисканский монах Лука Пачоли (1445-1517 гг.) опубликовал книгу, одна из частей которой называлась "Трактат о счетах и записях". Это было первое описание двойной бухгалтерии. По словам Луки Пачоли, необходимо выполнять три условия всякому, кто желает в исправности вести торговлю:
первое и самое главное - иметь наличные деньги и разного рода другие ценности, без помощи которых трудно вести торговлю (иначе говоря, иметь капитал);
второе - уметь вести книги и быстро считать (т.е. наличие квалификации у персонала);
третье - вести свои дела в должном порядке и как следует, чтобы без задержки получить всякие сведения как относительно долгов, так и требований (т.е. оперативно, объективно и четко вести учет). В «Трактате…» Лука Пачоли писал «…Кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках наугад, и не миновать ему больших убытков».
Знаменитый испанский ученый Бартоломео де Солозано в 1590 г сказал: «Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается, без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга».
На гербе Международной федерации бухгалтеров изображены солнце, весы и кривая Бернулли. Эти символы выбраны не случайно и имеют свой смысл. Бухгалтерский учет, как солнце, освещающее землю, отражает всю хозяйственную деятельность предприятия. Весы – символ равновесия, или баланса, т.е. равенство средств предприятия по видам и назначению, источникам образования этих средств. Кривая Бернулли означает, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно и развиваться по спирали. Девиз бухгалтеров, отраженный на гербе, звучит так: «Знание. Добросовестность. Независимость».
Поэтому учет является органической функцией системы управления. Регистрация, отражение происходящих фактов в хозяйственной деятельности может производиться путем записи на бумажных и электронных носителях (первичные учетные документы и регистры), а также с помощью технических средств (магнитные ленты, диски и другие носители информации).
Объектами хозяйственного учета являются хозяйственные средства и их источники, а также хозяйственные операции (поставка сырья, материалов, реализация лекарственных средств, результаты финансово-хозяйственной деятельности и др).
Методом хозяйственного учета называется совокупность приемов и способов познания и документального отражения объектов хозяйственного учета.
Основная цель учета – сбор, количественное и качественное измерение и обработка учетной информации для разработки планов и программ, обоснования управленческих решений.
Основными задачами учета являются:
‑ обеспечение контроля за движением и наличием хозяйственных средств, использованием трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;
‑ своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
‑ формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организации и ее структурных подразделений для использования различными пользователями (поставщиками, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и др.);
‑ разработка учетной политики предприятия на основе утвержденной методологии учета, тесной взаимосвязи всех видов учета.
К пользователям учетной информации относятся:
1. внутренние потребители (руководители подразделений, менеджеры, маркетологи).
2. внешние потребители (кредиторы, инвесторы, налоговые органы, аудиторские службы).
2. Виды хозяйственного учета
Хозяйственный учет подразделяется на три вида:
-
оперативный или оперативно-технический; -
бухгалтерский; -
статистический.
Оперативный учет – это своевременное отражение фактических результатов различных хозяйственных операций в ходе их совершения с целью принятия оперативных управленческих решений. Получил название от слова «оперативно» (быстро), т.е. он необходим для быстрого предоставления нужной информации руководству организации о работе структурных подразделений. Применяется аптечными организациями для контроля и регистрации хозяйственных операций в процессе их выполнения («Рецептурный журнал», «Журнал учета лабораторных (фасовочных) работ» и т.д.). С помощью оперативного учета можно получать за короткие сроки, в течение дня, информацию об объемах реализации товаров, о движении денежных средств, о производительности труда, о явке работников на работу и т.д. Объекты оперативного учета – индивидуальные факты.
Бухгалтерский учет - система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности. Бухгалтерский учет получил свое название от немецких слов: Das Bauch – книга, halten – держать, хотя в настоящее время учетные документы составляются на бумажных и машинных носителях.
Бухгалтерский учет ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели по строго установленной системе непрерывно, все операции отражаются в денежном измерителе. Своеобразие бухгалтерского учета заключается в том, что в нем регистрируются все хозяйственные процессы, при этом используются специфические носители информации (бухгалтерские счета) и приемы (двойная запись).
Данные бухгалтерского учета используются руководителем предприятия и другими юридическими лицами (банками, налоговыми инспекциями, Министерством статистики и анализа).
Бухгалтерский учет на современном этапе - это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющий как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности предприятия.
В системе бухгалтерского учета выделяют следующие виды учета:
‑ финансовый учет отражает конечные показатели деятельности организации. Данные финансового учета не представляют коммерческой тайны, ориентированы на обеспечение информацией внешних пользователей. Для этого вида учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежной единицы измерения, периодичность обобщения получаемой информации в бухгалтерской отчетности;
‑ управленческий учет предназначен для информирования аппарата управления организации, не подлежит разглашению. В отличие от финансового учета ведение управленческого учета не обязательно. Решение о создании системы управленческого учета в зависимости от поставленных задач и специфики производства, принимает администрация организации;
‑ налоговый учет обеспечивает внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью установления налогооблагаемой базы при расчете налогов и исчисления их суммы, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.
Статистический учет (от латинского status – состояние) – учет данных в государственном масштабе. Он ведется с целью изучения и контроля массовых явлений для установления закономерности развития отдельных отраслей, административных районов государства. Его данными снабжаются правительственные органы, а население информируется через средства массовой информации.
Статистика отражает экономические, социальные, демографические и другие стороны жизни и деятельности, необходимые для управления народным хозяйством в целом. Она пользуется данными бухгалтерского учета, а также организует собственные наблюдения (перепись населения, учет доходов и расходов населения и др.)
От оперативного и бухгалтерского видов учета статистический учет отличается более широким кругом объектов изучения. При помощи статистики в аптечной системе можно получить сведения о численности аптечных организаций, их персонала, данные об объеме товарооборота, о хозяйственных средствах.
Результаты наблюдений за функционированием экономических объектов, полученные посредством оперативного, статистического и бухгалтерского учета, взаимно дополняют друг друга и воплощаются в единую систему отчетных показателей, вплоть до самого высокого уровня – до характеристики развития экономики страны.
3. Учетные измерители
В хозяйственном учете различают три вида измерителей:
1. натуральные;
2. трудовые;
3. денежные.
Натуральные измерители используют для учета количества однородных средств в штуках, килограммах, тоннах, литрах, кубометрах, флаконах, конвалютах. Натуральные измерители (количественные) - просты, удобны, наглядны, используются для учета и контроля за сохранностью средств. Но они не позволяют складывать, суммировать разнородные предметы.
Трудовые измерители – это показатели затраченного труда на выполнение тех или иных работ. Трудовые измерители используют для учета отработанного времени аптечными работниками, дней нетрудоспособности (болезни), для учета производительности труда (выработки) за 1 человеко-день или час, для подсчета заработной платы.
Денежный измеритель (рубль) является наиболее распространенным, особенно в бухгалтерском учете. С его помощью возможно измерить и суммировать разнородные средства, затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг, определить сумму реализации (выручки), сумму валового дохода, сумму налогообложения, размер прибыли, производить расчеты по заработной плате с рабочими и служащими, с поставщиками и др.
Каждый из трех измерителей может применяться отдельно, а также в сочетании друг с другом. Например, в товарно-транспортных накладных (ТТН) при получении материальных ценностей по каждому наименованию товаров, материалов указывается количество средств, цена за единицу, общая их сумма. В международных расчетах в основном используется свободно-конвертируемая валюта (СКВ) – доллары США, евро и др.
4. Правовые и методологические основы организации и ведения
бухгалтерского учета в аптечных организациях. Основные положения Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»