Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ционным преимуществам по сравнению с фронтальным погрузчи­ ком погрузчики перекидного типа признаны лучшей машиной, от­ вечающей наиболее полно специфическим условиям в лесу при за­ готовке и вывозке хлыстов. В настоящее время идет процесс мас­ сового внедрения в лесозаготовительную промышленность погруз­ чиков только перекидного типа. Первенство в создании такого типа погрузчика для леса принадлежит нашей стране.

Лесопогрузчики перекидного типа имеют следующие преимуще­ ства:

1)более высокую продольную устойчивость лесопогрузчика по сравнению с фронтальным;

при работе лесопогрузчика на верхних лесных складах практи­ чески исключается выбор горизонтальной погрузочной площадки, поэтому фронтальные погрузчики, у которых груз всегда располо­ жен впереди машины, для получения необходимой устойчивости оборудуются контргрузом; установка контргруза увеличивает об­ щий вес машины, а следовательно, и удельное давление на грунт, что ухудшает проходимость машины в условиях лесосеки, причем установка контргруза не всегда придает устойчивость машине на пересеченной местности и требует специального подбора погрузоч­ ной площадки; в отличие от фронтальных у лесопогрузчиков пере­ кидного типа при повороте стрелы с грузом и размещении груза над машиной даже при значительных уклонах рабочей площадки направление действия силы тяжести груза не выходит за пределы опорной поверхности погрузчика; благодаря этому погрузчик пере­ кидного типа может преодолевать большие подъемы и спуски без опасения потерять устойчивость и без необходимости установки контргруза;

2)возможность выполнять погрузку леса без разворота трак­

тора; этот способ погрузки, называемый челночным, резко сокращает

размеры погрузочной площадки, а следовательно, и трудозатраты по подготовке и выбору места для погрузки; фронтальный погруз­ чик вынужден выполнять погрузку с поворотом минимум на 90°, что удлиняет по времени погрузочный цикл, затрудняет выбор по­ грузочной площадки и исключает использование этих погрузчиков на слабых и заболоченных грунтах, так как применяемый на этих грунтах временный настил под колеей движения погрузчика при разворотах быстро разрушается; кроме сказанного, разворот по­ грузчика с хлыстами обусловливает возникновение больших инер­ ционных сил, которые расшатывают и разрушают конструкцию по­ грузчика, резко сокращая сроки его эксплуатации, в то время как долговечность погрузчика является решающим фактором успеш­ ной эксплуатации машин такого рода.

В настоящее время челюстные тракторные погрузчики выпу­ скаются трех марок: П-2А, П-19А, ПЛ-1. Они предназначены для погрузки хлыстов, деревьев и сортиментов на лесовозный транспорт, а также для штабелевки леса, сброски его в воду и для выполне­ ния других лесоперевалочных и погрузочно-разгрузочных работ

8


в лесозаготовительной промышленности. Способ работы и рабочий процесс для погрузчиков перекидного типа перечисленных марок одинаковы, разница имеется только в конструктивном исполнении

погрузчиков.

На рис. 1 показана схема рабочего процесса погрузчика пере­ кидного типа П-2 при погрузке леса на транспорт. Общим для всех погрузчиков перекидного типа является наличие подвижной П-об- разной стрелы 1, охватывающей по периметру габарит базового трактора; нижней подвижной челюсти захвата 2 и верхней непод­ вижной челюсти 3, жестко закрепленной на стреле.

Рис. 1. Схема рабочего процесса погрузчиков перекидного типа:

а — захват

хлыстов; 6 — зажим хлыстов захватом;

в — транспортное положение; г — уклад­

ка хлыстов

на лесовозный автомобиль;

1 — стрела;

2 — нижняя подвижная челюсть; 3

 

верхняя

неподвижная

челюсть

Рабочий процесс погрузки или штабелевки происходит следую­ щим образом. Трактор движением вперед внедряет нижнюю че­ люсть захвата под штабель с лесом (рис. 1, а), затем движением вверх нижней челюсти отделяет пачку леса от штабеля и зажимает ее в челюстях захвата (рис. 1, б). Дальше трактор двигается зад­ ним ходом к месту погрузки и одновременно движением стрелы вверх выполняет перенос пачки леса через кабину трактора (рис. 1, в). На рис. 1, г показана фаза перегрузки леса на лесовоз­ ный автомобиль.

На рис. 2 показан процесс погрузки лесовозного а’втомобиля погрузчиком П-2А.

Выпускаемые серийно погрузчики являются универсальными погрузочными машинами. Заводы-изготовители по просьбе заказ­ чика могут поставлять погрузчики с дополнительным съемным ков­ шом, что позволяет использовать погрузчик на погрузке сыпучих материалов (песка, гравия и т. д.), а также на разработке песча­ ных карьеров.

9


Техническая характеристика лесопогрузчиков П-2 и П-2А

Базовый т р а к т о р ......................................................

 

 

 

 

 

Т-100МГП1

Способ погрузки ......................................................

 

 

 

 

 

перекидной

Грузоподъемность, к Г

...............................................

 

 

 

3500

Высота переноса груза, .......................................м

 

 

 

3,8

Максимальный вылет стрелы ...................................., м

 

 

1,6

Средняя скорость подъема ................................,

м / с е к

к

го­

0,4

Угол поворота нижней челюсти захвата

 

ризонту, град:

 

 

 

 

 

166

в в е р х ..........................................................................

 

 

 

 

 

вн и з..............................................................................

 

 

 

 

 

68

Ширина захвата, м м ...............................................

 

 

 

 

2150

У правление..................................................................

 

 

 

.

гидравлическое

Рабочее давление в гидросистеме, кГ/см2

. .

100

Гидравлический п р и в о ...........................................д

 

 

 

насос НШ-46л

Количество насосов,

шт.......................................................

при 1300 об/мин,

2

Производительность

насосов

123

л / м и н ..........................................................................

 

 

 

 

 

Гидрораспр д е л и т е л ь ...............................................

 

 

 

 

золотниковый

 

 

 

 

 

 

четырехпозицион­

Емкость бакеа, л

 

 

 

 

 

ный Р-150

 

 

 

 

 

170

Цилиндры коромысла:

 

 

 

 

2

количество, шт..........................................................

 

м м

 

 

 

внутренний диаметр, .......................................

 

 

 

160

ход, м м ..............................................................................

 

 

 

 

 

950

Цилиндры захвата:

 

 

 

 

 

2

количество ...............................................................

 

мм

 

 

 

внутренний диаметр, ...........................................

 

 

 

160

ход, м м ..............................................................................

 

 

 

 

 

790

Цилиндры стрелы:

 

 

 

 

 

2

количество, шт..........................................................

 

мм

 

 

 

внутренний диаметр, ..................................

 

 

 

160

ход, м м ..............................................................................

 

 

 

 

 

1200

Габаритные размеры погрузчика, мм:

 

 

6700

д л и н а ..................................................................................

 

 

 

 

 

ш и р и н а ..............................................................................

 

 

 

 

 

3310

в ы с о т а ..............................................................................

 

 

 

 

 

3050

Масса погрузчика (заправленного ................), к г

 

 

18 300

Рабочая жидкость (дизельное масло):

 

 

ДП-11

л е т о м .................................................................................

 

 

 

 

 

зи м о й ................................................................................

 

 

 

 

 

ДП-8*

ным изменениям подвергалась стрела, где швеллер заменен листо­ вой сталью. Это позволило облегчить вес стрелы, повысить ее проч­ ность и упростить технологию изготовления.

Вторым изменением является замена болтового крепления рамы навесного оборудования погрузчика к раме трактора на пальцевое крепление. Болтовое крепление требовало частой подтяжки болтов. Трудный доступ к болтам с применением специального ключа за­ труднял своевременную подтяжку болтов и приводил к преждевре­ менному износу и разрушению узла крепления.

Поскольку в настоящее время завод серийно выпускает модер­ низированный погрузчик, а существенного различия в конструкции

* При температуре — 25° С можно применять масло индустриальное-20 (ГОСТ

1707—51).

11


погрузчика П-2 и П-2А нет, то нами в настоящей книге будет более подробно рассмотрена конструкция погрузчика П-2А.

На рис. 3 показан общий вид погрузчика П-2А. Навесное обо­ рудование погрузчика состоит из рамы 1, которая жестко крепится непосредственно к раме трактора, стрелы 6, нижней поворотной челюсти 7, захвата верхней челюсти 10, неподвижно закрепленной на стреле, силового гидроцилиндра 2, коромысла 3, гидроци­ линдра 5 стрелы, силового гидроцилиндра 9 механизма поворота нижней челюсти, ограждения кабины 8, подрессорника 4.

1 — рама; 2 — силовой

гидродилиндр

коромысла;

3 — коромысло;

4 — подрессорник; 5 —

силовой гидроцилиндр

стрелы; 6 — стрела; 7 — нижняя челюсть; 8 — ограждение

кабины;

9—силовой гидроцилиндр подъема

и опускания

нижней челюсти;

10—-верхняя

челюсть

В погрузчике навесное оборудование смонтировано под мотор­ ную раму двигателя и корпус заднего моста трактора. Такая схема монтажа не ухудшает ходовых качеств базового трактора, так как сохраняется полужесткая подвеска трактора со свободным колеба­ нием ходовых тележек при наезде гусеницы на препятствие. При колебании тележек нагрузки воспринимаются балансирной рессо­ рой. В связи с тем, что на балансирную рессору дополнительно пе­ редается нагрузка от веса рабочих органов погрузчика и полезного груза, для разгрузки рессоры между подмоторной рамой (лонже­ ронами) и ходовыми тележками устанавливаются дополнитель­ ные подрессорники.

Основными деталями подрессорника (рис. 4) являются цилинд­ рические пружины 4, 7 и направляющий стержень 9. Нижняя го­ ловка стержня при помощи пальца 2 шарнирно соединена через кронштейн 1 с рамой гусеничных тележек трактора, шарнир выпол­ нен в виде плавающей сферической втулки 10. При колебании тележки нагрузка от пружины 4 передается на стержень через ста­

12


Рис. 4. Подрессорник:
/ — кронштейн; 2 — палец; 3, 8 — гайки; 4, 7 — пружины; 5 — стакан; 6 — крон­ штейн; 9 — направляющий стержень; 10 — сферическая втулка; 11 — стакан

кан 5. Регулировку пружин подрессорника выполняют при перед­ нем горизонтальном положении стрелы с грузом 2 Т. При этом между пружиной 4 и кронштейном 6 должен быть зазор 65—70 мм, который регулируется гайкой 3. Зазор между пружиной 7 и стака­ ном 11 должен быть 10—15 мм. Регулировка зазора производится гайкой. После регулировки положе­ ние гаек 3 и 8 фиксируется контр­ гайками.

Наличие зазоров между пружи­ нами подрессорника и опорами не­ обходимо для увеличения свободной прокачки тележек без передачи до­ полнительных усилий на лонжероны рамы трактора. В противном случае в результате значительных дефор­ маций подмоторной рамы трактора это может отрицательно (из-за на­ рушения центровки) повлиять на работу муфты сцепления трактора. Кроме того, для уменьшения воз­ можной деформации подмоторной рамы в конструкции погрузчика про­ изводится усиление лонжеронов по­ становкой специальных накладок и косынок в зоне соединения лонже­ ронов рамы с корпусом заднего моста трактора и местах крепления рамы рабочих органов погрузчика. Несмотря на усиление рамы базо­ вого трактора, дополнительная на­ грузка на лонжероны нежелательна и является уязвимым местом в кон­ струкции погрузчика. Поэтому для надежной работы погрузчика необ­ ходима правильная его эксплуата­ ция, где главным является выбор более ровной погрузочной площад­ ки, захват пачки леса в центре ее тяжести, переезд через препятствия при вертикальном или заднем рас­

положении груза. Соблюдение этих условий может полностью исключить возникновение остаточной деформации в раме трактора.

Р а м а — является основной базой, на которой монтируются все рабочие органы и узлы погрузочного устройства.

На рис. 5 показан общий вид рамы погрузчика П-2А и крепле­ ние ее к основной раме трактора. Рама состоит из двух попереч­ ных балок 1, 2 сварного коробчатого сечения. Балки связаны между собой двумя одинаковыми боковинами 3, состоящими из двух боковых щек 4, 5. Щеки связаны между собой перемычками 6

13