Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ционным преимуществам по сравнению с фронтальным погрузчи ком погрузчики перекидного типа признаны лучшей машиной, от вечающей наиболее полно специфическим условиям в лесу при за готовке и вывозке хлыстов. В настоящее время идет процесс мас сового внедрения в лесозаготовительную промышленность погруз чиков только перекидного типа. Первенство в создании такого типа погрузчика для леса принадлежит нашей стране.
Лесопогрузчики перекидного типа имеют следующие преимуще ства:
1)более высокую продольную устойчивость лесопогрузчика по сравнению с фронтальным;
при работе лесопогрузчика на верхних лесных складах практи чески исключается выбор горизонтальной погрузочной площадки, поэтому фронтальные погрузчики, у которых груз всегда располо жен впереди машины, для получения необходимой устойчивости оборудуются контргрузом; установка контргруза увеличивает об щий вес машины, а следовательно, и удельное давление на грунт, что ухудшает проходимость машины в условиях лесосеки, причем установка контргруза не всегда придает устойчивость машине на пересеченной местности и требует специального подбора погрузоч ной площадки; в отличие от фронтальных у лесопогрузчиков пере кидного типа при повороте стрелы с грузом и размещении груза над машиной даже при значительных уклонах рабочей площадки направление действия силы тяжести груза не выходит за пределы опорной поверхности погрузчика; благодаря этому погрузчик пере кидного типа может преодолевать большие подъемы и спуски без опасения потерять устойчивость и без необходимости установки контргруза;
2)возможность выполнять погрузку леса без разворота трак
тора; этот способ погрузки, называемый челночным, резко сокращает
размеры погрузочной площадки, а следовательно, и трудозатраты по подготовке и выбору места для погрузки; фронтальный погруз чик вынужден выполнять погрузку с поворотом минимум на 90°, что удлиняет по времени погрузочный цикл, затрудняет выбор по грузочной площадки и исключает использование этих погрузчиков на слабых и заболоченных грунтах, так как применяемый на этих грунтах временный настил под колеей движения погрузчика при разворотах быстро разрушается; кроме сказанного, разворот по грузчика с хлыстами обусловливает возникновение больших инер ционных сил, которые расшатывают и разрушают конструкцию по грузчика, резко сокращая сроки его эксплуатации, в то время как долговечность погрузчика является решающим фактором успеш ной эксплуатации машин такого рода.
В настоящее время челюстные тракторные погрузчики выпу скаются трех марок: П-2А, П-19А, ПЛ-1. Они предназначены для погрузки хлыстов, деревьев и сортиментов на лесовозный транспорт, а также для штабелевки леса, сброски его в воду и для выполне ния других лесоперевалочных и погрузочно-разгрузочных работ
8
в лесозаготовительной промышленности. Способ работы и рабочий процесс для погрузчиков перекидного типа перечисленных марок одинаковы, разница имеется только в конструктивном исполнении
погрузчиков.
На рис. 1 показана схема рабочего процесса погрузчика пере кидного типа П-2 при погрузке леса на транспорт. Общим для всех погрузчиков перекидного типа является наличие подвижной П-об- разной стрелы 1, охватывающей по периметру габарит базового трактора; нижней подвижной челюсти захвата 2 и верхней непод вижной челюсти 3, жестко закрепленной на стреле.
Рис. 1. Схема рабочего процесса погрузчиков перекидного типа:
а — захват |
хлыстов; 6 — зажим хлыстов захватом; |
в — транспортное положение; г — уклад |
|
ка хлыстов |
на лесовозный автомобиль; |
1 — стрела; |
2 — нижняя подвижная челюсть; 3 — |
|
верхняя |
неподвижная |
челюсть |
Рабочий процесс погрузки или штабелевки происходит следую щим образом. Трактор движением вперед внедряет нижнюю че люсть захвата под штабель с лесом (рис. 1, а), затем движением вверх нижней челюсти отделяет пачку леса от штабеля и зажимает ее в челюстях захвата (рис. 1, б). Дальше трактор двигается зад ним ходом к месту погрузки и одновременно движением стрелы вверх выполняет перенос пачки леса через кабину трактора (рис. 1, в). На рис. 1, г показана фаза перегрузки леса на лесовоз ный автомобиль.
На рис. 2 показан процесс погрузки лесовозного а’втомобиля погрузчиком П-2А.
Выпускаемые серийно погрузчики являются универсальными погрузочными машинами. Заводы-изготовители по просьбе заказ чика могут поставлять погрузчики с дополнительным съемным ков шом, что позволяет использовать погрузчик на погрузке сыпучих материалов (песка, гравия и т. д.), а также на разработке песча ных карьеров.
9
Техническая характеристика лесопогрузчиков П-2 и П-2А
Базовый т р а к т о р ...................................................... |
|
|
|
|
|
Т-100МГП1 |
Способ погрузки ...................................................... |
|
|
|
|
|
перекидной |
Грузоподъемность, к Г |
............................................... |
|
|
|
3500 |
|
Высота переноса груза, .......................................м |
|
|
|
3,8 |
||
Максимальный вылет стрелы ...................................., м |
|
|
1,6 |
|||
Средняя скорость подъема ................................, |
м / с е к |
к |
го |
0,4 |
||
Угол поворота нижней челюсти захвата |
|
|||||
ризонту, град: |
|
|
|
|
|
166 |
в в е р х .......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
вн и з.............................................................................. |
|
|
|
|
|
68 |
Ширина захвата, м м ............................................... |
|
|
|
|
2150 |
|
У правление.................................................................. |
|
|
|
. |
гидравлическое |
|
Рабочее давление в гидросистеме, кГ/см2 |
. . |
100 |
||||
Гидравлический п р и в о ...........................................д |
|
|
|
насос НШ-46л |
||
Количество насосов, |
шт....................................................... |
при 1300 об/мин, |
2 |
|||
Производительность |
насосов |
123 |
||||
л / м и н .......................................................................... |
|
|
|
|
|
|
Гидрораспр д е л и т е л ь ............................................... |
|
|
|
|
золотниковый |
|
|
|
|
|
|
|
четырехпозицион |
Емкость бакеа, л |
|
|
|
|
|
ный Р-150 |
|
|
|
|
|
170 |
|
Цилиндры коромысла: |
|
|
|
|
2 |
|
количество, шт.......................................................... |
|
м м |
|
|
|
|
внутренний диаметр, ....................................... |
|
|
|
160 |
||
ход, м м .............................................................................. |
|
|
|
|
|
950 |
Цилиндры захвата: |
|
|
|
|
|
2 |
количество ............................................................... |
|
мм |
|
|
|
|
внутренний диаметр, ........................................... |
|
|
|
160 |
||
ход, м м .............................................................................. |
|
|
|
|
|
790 |
Цилиндры стрелы: |
|
|
|
|
|
2 |
количество, шт.......................................................... |
|
мм |
|
|
|
|
внутренний диаметр, .................................. |
|
|
|
160 |
||
ход, м м .............................................................................. |
|
|
|
|
|
1200 |
Габаритные размеры погрузчика, мм: |
|
|
6700 |
|||
д л и н а .................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
ш и р и н а .............................................................................. |
|
|
|
|
|
3310 |
в ы с о т а .............................................................................. |
|
|
|
|
|
3050 |
Масса погрузчика (заправленного ................), к г |
|
|
18 300 |
|||
Рабочая жидкость (дизельное масло): |
|
|
ДП-11 |
|||
л е т о м ................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
зи м о й ................................................................................ |
|
|
|
|
|
ДП-8* |
ным изменениям подвергалась стрела, где швеллер заменен листо вой сталью. Это позволило облегчить вес стрелы, повысить ее проч ность и упростить технологию изготовления.
Вторым изменением является замена болтового крепления рамы навесного оборудования погрузчика к раме трактора на пальцевое крепление. Болтовое крепление требовало частой подтяжки болтов. Трудный доступ к болтам с применением специального ключа за труднял своевременную подтяжку болтов и приводил к преждевре менному износу и разрушению узла крепления.
Поскольку в настоящее время завод серийно выпускает модер низированный погрузчик, а существенного различия в конструкции
* При температуре — 25° С можно применять масло индустриальное-20 (ГОСТ
1707—51).
11
погрузчика П-2 и П-2А нет, то нами в настоящей книге будет более подробно рассмотрена конструкция погрузчика П-2А.
На рис. 3 показан общий вид погрузчика П-2А. Навесное обо рудование погрузчика состоит из рамы 1, которая жестко крепится непосредственно к раме трактора, стрелы 6, нижней поворотной челюсти 7, захвата верхней челюсти 10, неподвижно закрепленной на стреле, силового гидроцилиндра 2, коромысла 3, гидроци линдра 5 стрелы, силового гидроцилиндра 9 механизма поворота нижней челюсти, ограждения кабины 8, подрессорника 4.
1 — рама; 2 — силовой |
гидродилиндр |
коромысла; |
3 — коромысло; |
4 — подрессорник; 5 — |
|
силовой гидроцилиндр |
стрелы; 6 — стрела; 7 — нижняя челюсть; 8 — ограждение |
кабины; |
|||
9—силовой гидроцилиндр подъема |
и опускания |
нижней челюсти; |
10—-верхняя |
челюсть |
В погрузчике навесное оборудование смонтировано под мотор ную раму двигателя и корпус заднего моста трактора. Такая схема монтажа не ухудшает ходовых качеств базового трактора, так как сохраняется полужесткая подвеска трактора со свободным колеба нием ходовых тележек при наезде гусеницы на препятствие. При колебании тележек нагрузки воспринимаются балансирной рессо рой. В связи с тем, что на балансирную рессору дополнительно пе редается нагрузка от веса рабочих органов погрузчика и полезного груза, для разгрузки рессоры между подмоторной рамой (лонже ронами) и ходовыми тележками устанавливаются дополнитель ные подрессорники.
Основными деталями подрессорника (рис. 4) являются цилинд рические пружины 4, 7 и направляющий стержень 9. Нижняя го ловка стержня при помощи пальца 2 шарнирно соединена через кронштейн 1 с рамой гусеничных тележек трактора, шарнир выпол нен в виде плавающей сферической втулки 10. При колебании тележки нагрузка от пружины 4 передается на стержень через ста
12
кан 5. Регулировку пружин подрессорника выполняют при перед нем горизонтальном положении стрелы с грузом 2 Т. При этом между пружиной 4 и кронштейном 6 должен быть зазор 65—70 мм, который регулируется гайкой 3. Зазор между пружиной 7 и стака ном 11 должен быть 10—15 мм. Регулировка зазора производится гайкой. После регулировки положе ние гаек 3 и 8 фиксируется контр гайками.
Наличие зазоров между пружи нами подрессорника и опорами не обходимо для увеличения свободной прокачки тележек без передачи до полнительных усилий на лонжероны рамы трактора. В противном случае в результате значительных дефор маций подмоторной рамы трактора это может отрицательно (из-за на рушения центровки) повлиять на работу муфты сцепления трактора. Кроме того, для уменьшения воз можной деформации подмоторной рамы в конструкции погрузчика про изводится усиление лонжеронов по становкой специальных накладок и косынок в зоне соединения лонже ронов рамы с корпусом заднего моста трактора и местах крепления рамы рабочих органов погрузчика. Несмотря на усиление рамы базо вого трактора, дополнительная на грузка на лонжероны нежелательна и является уязвимым местом в кон струкции погрузчика. Поэтому для надежной работы погрузчика необ ходима правильная его эксплуата ция, где главным является выбор более ровной погрузочной площад ки, захват пачки леса в центре ее тяжести, переезд через препятствия при вертикальном или заднем рас
положении груза. Соблюдение этих условий может полностью исключить возникновение остаточной деформации в раме трактора.
Р а м а — является основной базой, на которой монтируются все рабочие органы и узлы погрузочного устройства.
На рис. 5 показан общий вид рамы погрузчика П-2А и крепле ние ее к основной раме трактора. Рама состоит из двух попереч ных балок 1, 2 сварного коробчатого сечения. Балки связаны между собой двумя одинаковыми боковинами 3, состоящими из двух боковых щек 4, 5. Щеки связаны между собой перемычками 6
13