Файл: Закона О бухгалтерском учете.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


1. Представление информации международным и российским стандартам

2

Список литературы

14


Введение
На основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» в последние несколько лет был принят ряд федеральных стандартов по ключевым участкам бухгалтерского учета.

Федеральный закон устанавливает в качестве принципа регулирования бухгалтерского учета применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.

В соответствии с Федеральным законом субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета должен обеспечить соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта.

В этой связи все новые ФСБУ основаны на соответствующих МСФО и, несмотря на различия в тексте и формулировках, по существу излагают те же требования, которые содержатся в лежащих в их основе МСФО. По ряду вопросов в ФСБУ содержатся прямые ссылки на МСФО.

Кроме того, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» требует руководствоваться в первую очередь МСФО по всем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ.

Такое содержательное единство требований ФСБУ и МСФО призвано обеспечить организациям помимо прочего возможность избежать двойного учета по ФСБУ и по МСФО, что значительно сокращает административные затраты организаций, составляющих отчетность по МСФО.

Поскольку цели бухгалтерского учета исходя из Федерального закона «О бухгалтерском учете» не отличаются от целей финансовой отчетности исходя из концептуальных основ МСФО, унификация учетной политики для целей ФСБУ и МСФО с получением на выходе единого набора отчетных данных является очевидным рациональным решением, позволяющим минимизировать затраты на ведение учета и составление отчетности.

Двойной параллельный учет, требующий для составления отчетности трансформации отчетных данных, в таких условиях представляется не оправданным.

Вместе с тем единства текущих правил учета по ФСБУ и МСФО недостаточно для его полной унификации. Необходимо ещё единство входящих данных, чтобы учет по ФСБУ и МСФО стартовал из одной точки. Для этого необходимо, чтобы данные, сформированные в учете организации по МСФО, можно было использовать в качестве входящих данных в момент начала применения каждого нового ФСБУ.


Новые ФСБУ предусматривают различные переходные положения и различный порядок формирования входящих данных. Совместимость этих положений с текущими данными, сформированными по МСФО, не является очевидной и требует специального анализа.

В частности, возникает вопрос уместности использования данных МСФО для целей перехода на новые ФСБУ в условиях применения организацией ранее отдельных отступлений от ретроспективного применения МСФО, предусмотренных МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»

Так, руководствуясь положениями IFRS 1, многие организации при переходе на МСФО как правило принимали решение об оценке внеоборотных нефинансовых активов (основных средств и нематериальных активов, включая капвложения в них) по состоянию на дату перехода на МСФО по справедливой стоимости и об использовании справедливой стоимости этих активов в качестве их условной первоначальной стоимости на указанную дату.

Переходными положениями ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» напрямую не предусмотрено использование условной первоначальной стоимости, так, как она определена в IFRS) 1, в качестве первоначальной стоимости активов при первом применении ФСБУ.

В рамках реформирования учета на российских предприятиях внедряются новые федеральные стандарты бухгалтерского учета - ФСБУ. Утвержденные стандарты - это не прихоть законодателя, который желает усложнить порядок работы с финансовой отчетностью и документацией.

Внедрение ФСБУ в учетную политику организаций - попытка привести нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями времени и международными стандартами отчетности.

. Представление информации международным и российским стандартам
МСФО 1 устанавливает единые правила составления финансовой отчетности, позволяющие обеспечить ее сравнимость как с данными предшествующих периодов, так и с отчетностью других организаций. Рассмотрим основные положения этого стандарта.

Принципы, устанавливаемые МСФО (IAS) 1

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», актуальный текст которого в РФ введен в действие с 09.02.2016 приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, посвящен вопросам составления официальной общедоступной ежегодной отчетности, представляемой коммерческими организациями. Иные организации могут его применять, если это отвечает их целям и задачам. При этом допускается необходимая корректировка статей отчетности.



Отчетность, сформированная по МСФО 1, должна удовлетворять следующим принципам ее создания:

- достоверность;

- соответствие применяемой учетной политике, разработанной по правилам МСФО;

- основано на непрерывности деятельности;

- учет событий по методу начисления;

- обязательность выделения всех существенных статей;

- недопустимость зачета между активами-обязательствами или доходами-расходами за исключением ситуаций, прямо предусмотренных в МСФО;

- дополнение цифровых показателей качественными характеристиками;

- пояснение причин и последствий сделанных в учете отклонений от правил, устанавливаемых МСФО;

- сравнимость с данными предшествующих периодов, причем представление таких данных возможно не за один (обязательный), а за несколько предшествующих периодов, если имеют место какие-либо ретроспективные корректировки или данные таких отчетов нужны для понимания информации по текущему периоду.

МСФО 1, устанавливая обязательность отчетности не реже 1 раза в год, не требует строгого соблюдения продолжительности отчетного периода, и она может меняться. Организация должна пояснить причины этого.

В МСФО согласно п. 24 Принципов качественные характеристики являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей. Определены четыре основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

В соответствии с МСФО понятность информации отождествляется с ее доступностью для понимания пользователями. В российском законодательстве критерий понятности информации четко не определен. При формулировании основных задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете") законодатель сделал акцент на формировании "полной и достоверной информации о деятельности организации, необходимой ...пользователям...", тем самым приняв допущение о том, что информация будет необходима пользователям при условии, что она им понятна.

Согласно МСФО информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев - существенности и своевременности.

В российских нормативных актах данная качественная характеристика не сформулирована. Ее содержание раскрывается только в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция; одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).


Согласно п. 6.2 Концепции "информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки".

Таким образом, подход к такой качественной характеристике информации, как уместность, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам. Однако сама Концепция не является нормативным актом по бухгалтерскому учету. При этом РСБУ, не определяя уместность в качестве одной из характеристик информации, раскрываемой в отчетности, достаточно четко указывают каждую из ее составляющих.

Так, п. 7 ПБУ 1/98 сформулировано требование своевременности, которую должна обеспечивать учетная политика.

Аналогичное определение своевременности содержится и в МСФО.

Что касается критерия существенности, то согласно содержанию российских нормативных актов по бухгалтерскому учету ее можно рассматривать в двух аспектах: как нормативно определенную и как оценочную характеристики.

В качестве примера нормативно определенной характеристики существенности можно рассматривать норму ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которой активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Что касается существенности как оценочной характеристики, то ее понятие дано в п. 11 ПБУ 4/99:

"Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности".

Согласно МСФО критерий существенности раскрывается через два аспекта: пренебрежение незначительными (маловажными) событиями и отражение всех важных событий.

Например, если организация приобрела карандаш, то его относят к ресурсам компании. Всякий раз, когда карандаш используется по назначению, происходит уменьшение его стоимости, что приводит к уменьшению капитала организации.


Теоретически возможно определять ежедневное количество частично использованных карандашей, находящихся в собственности организации, и производить необходимые записи в бухгалтерском учете, которые показывали бы соответствующий дневной расход карандашей. Но такой подход не является разумным с практической точки зрения.

В целях отражения в бухгалтерском учете делается допущение о том, что карандаши как средства компании полностью используются в момент их приобретения (передачи для использования). Любой другой подход обеспечил бы более точный результат, но связан с неоправданным расходом времени на проведение громоздких расчетов.

Рассмотренный пример является иллюстрацией критерия существенности согласно МСФО, т.е. при составлении отчетности несущественные операции не принимаются во внимание.

С другой стороны, финансовые отчеты должны объективно отражать все существенные факты. Например, если организация обнаружила, что большая часть складских запасов пришла в негодность, критерий существенности требует, чтобы этот факт был зафиксирован в финансовой отчетности. При этом разделение операций на существенные и несущественные является субъективным, а значит, предметом профессионального суждения бухгалтера.

Сущность такой качественной характеристики отчетности, как надежность, МСФО определяют через понятие достоверности информации: "Информация признается достоверной, если она правдиво во всех аспектах отражает хозяйственную деятельность предприятии, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок".

Российскими нормативными актами требования в отношении надежности информации не сформулированы. Однако Концепция определяет надежность как отсутствие существенных ошибок. Кроме того, чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
Таким образом, подход к характеристике надежности информации, сформулированный в Концепции, в целом соответствует международным подходам.

Что касается нормативных актов, то они затрагивают рассматриваемую характеристику лишь косвенно.

Согласно МСФО достоверность информации обеспечивается совокупностью пяти признаков: правдивое представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность; осмотрительность; полнота.