Файл: 1. Формы осуществления функций государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Формы осуществления функций государства.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:

1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;

2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);

3) организационно-идеологическая форма (воспитание).
2. Методы теории государства и права.

Методология ТГП – система теоретических основ, принципов и методов, правил, котрые в своем единстве обуславливают содержание, характер и общую направленность познавательных действий по получению и анализу обобщающих сведений, образующих предмет ТГП.

Общелогические методы:

а) анализ – мысленное расчленение исследуемого объекта на составные части;

б) синтез – процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа;

в) индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого под отдельным фактом совершается переход к общим положениям;

г) другие. (абстрогирование, дедукция, моделирование, аналогия)

Принципы научного познания - основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки.

1. Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

2. Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.


3. Универсальность ТГП заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

4. Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порой отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

1. Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и «возмущений» в правовой и государ­ственной системах.

2. Исторический устанавливает, что государственно-правовые явления должны изучаться не просто в своем современном развитии, а с позиции особенностей их происхождения

3. Синергетический определяет, что для всестороннего отражения явлений и процессов гос-прав жизни необходимо познание в том числе и случ факторов, воздействие которых на явления и процессы гос-правовой действительности носит далеко не безобидный характер

4. Статистический заключается в анализе количественных параметров и процессов гос-прав действительности, в частности, правоохранительной, правотворческой практики, состояния и динамики преступности и т.п, на основе чего затем могут быть выведены какие-либо закономерности , свойства, иные хар-стики, позвол более полно и глубоко раскрыть сущностыне особенности изучаемых явлений и процессов

5. Социологический

6. Кибернетический

Частнонаучные методы

Представляют собой те методы, которыми непосредственно и чаще всего пользуется ТГП как самостоятельная науч дисциплина.



- Технико-юридический метод основан на раскрытии специальных юридических понятий, терминов конструкций

- Метод сравнительный. Суть данного метода состоит в изучении различных объектов гос.прав деятельности на основе сравнения их свойств, черт, иных характеристик и последующей оценки результатов сравнения на основе некоторых критериев (пример: сравнение различных политических систем)

- Формально-юридический метод Основанное содержание данного метода заключается в изучении явлений гос.прав действительности на основе применения законов, приемов и правил формально-логического анализа выявления логических связий между различными понятиями.

- Социально-правовой эксперимент Предполагает создание в экспериментальных условиях каких-либо моделей и проверку их действия (Проверяются гипотезы)
3. Объект и предмет теории государства и права.

Понятие объекта шире, оно охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность.

Предмет же – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Объект ТГП – государство и право

Предмет ТГП – система обобщенных знаний о аспектах возникновения, тенденциях развития и исторических перспективах государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях.
4. Классификация правовых норм.

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм:

По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.

По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы
устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).

По степени обязательности (по способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

По сфере действия правовые нормы делятся на – общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.


Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях. Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).

Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.

По кругу субъектов как было показано нормы также делятся на общие и специальные.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.

По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют «экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями».

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права «закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав».

По юридической силе (и в зависимости от субъекта, издавшего нормы), т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они подразделяются на нормы законов и на нормы подзаконных актов. По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, органические законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.). Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.