ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Формы осуществления функций государства.
Государство осуществляет свои функции в определенных формах.
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.
Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:
1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);
2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);
Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:
1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;
2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);
3) организационно-идеологическая форма (воспитание).
2. Методы теории государства и права.
Методология ТГП – система теоретических основ, принципов и методов, правил, котрые в своем единстве обуславливают содержание, характер и общую направленность познавательных действий по получению и анализу обобщающих сведений, образующих предмет ТГП.
Общелогические методы:
а) анализ – мысленное расчленение исследуемого объекта на составные части;
б) синтез – процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа;
в) индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого под отдельным фактом совершается переход к общим положениям;
г) другие. (абстрогирование, дедукция, моделирование, аналогия)
Принципы научного познания - основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки.
1. Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.
2. Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.
3. Универсальность ТГП заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.
4. Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порой отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).
Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.
1. Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной системах.
2. Исторический устанавливает, что государственно-правовые явления должны изучаться не просто в своем современном развитии, а с позиции особенностей их происхождения
3. Синергетический определяет, что для всестороннего отражения явлений и процессов гос-прав жизни необходимо познание в том числе и случ факторов, воздействие которых на явления и процессы гос-правовой действительности носит далеко не безобидный характер
4. Статистический заключается в анализе количественных параметров и процессов гос-прав действительности, в частности, правоохранительной, правотворческой практики, состояния и динамики преступности и т.п, на основе чего затем могут быть выведены какие-либо закономерности , свойства, иные хар-стики, позвол более полно и глубоко раскрыть сущностыне особенности изучаемых явлений и процессов
5. Социологический
6. Кибернетический
Частнонаучные методы
Представляют собой те методы, которыми непосредственно и чаще всего пользуется ТГП как самостоятельная науч дисциплина.
- Технико-юридический метод основан на раскрытии специальных юридических понятий, терминов конструкций
- Метод сравнительный. Суть данного метода состоит в изучении различных объектов гос.прав деятельности на основе сравнения их свойств, черт, иных характеристик и последующей оценки результатов сравнения на основе некоторых критериев (пример: сравнение различных политических систем)
- Формально-юридический метод Основанное содержание данного метода заключается в изучении явлений гос.прав действительности на основе применения законов, приемов и правил формально-логического анализа выявления логических связий между различными понятиями.
- Социально-правовой эксперимент Предполагает создание в экспериментальных условиях каких-либо моделей и проверку их действия (Проверяются гипотезы)
3. Объект и предмет теории государства и права.
Понятие объекта шире, оно охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность.
Предмет же – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.
Объект ТГП – государство и право
Предмет ТГП – система обобщенных знаний о аспектах возникновения, тенденциях развития и исторических перспективах государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях.
4. Классификация правовых норм.
В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм:
– По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.
Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.
Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.
Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.
– По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы
устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.
Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.
– По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.
Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий.
Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).
– По степени обязательности (по способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.
Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.
– По сфере действия правовые нормы делятся на – общие, специальные и исключительные.
Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.
Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях. Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).
Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.
– По кругу субъектов как было показано нормы также делятся на общие и специальные.
– По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.
– По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют «экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями».
Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права «закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав».
– По юридической силе (и в зависимости от субъекта, издавшего нормы), т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они подразделяются на нормы законов и на нормы подзаконных актов. По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, органические законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.). Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.