ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– По времени действия нормы права делятся на постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только до определенного самим законом периода времени).
– По сфере распространения на определенную территорию нормы права классифицируются на федеральные, региональные и местные.
– По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.
– По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.
5. Раскройте следующие теории происхождения государства:
теологическая, патриархальная, договорная, ирригационная.
1. Теологическая теория происхождения государства. Возникновение по божественной воле. Монарх выступал в качестве божественного наместника.
«Теория двух мечей», «Теория солнца и луны» стр.37
Является официальной теорией Ватикана.
Автор теологической теории – Фома Аквинский (XII век).
2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с человеком невозможно. (Западный путь развития)
Автор патриархальной теории – Аристотель.
3. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство. (Ночной сторож)
Авторы договорной теории – Платон, Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк.
4. Ирригационная теория
Основоположник – К. Виттфогель
Суть – государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию каналов и ирригационных сооружений.
Ирригационные системы – это искусственные водные сооружения для орошения земли или почвы.
Вопрос 6 Охарактеризуйте следующие теории происхождения права:
теологическую, естественного права, нормативистскую.
Теологическая теория - 1. Представители: Фома Аквинский, Августин Блаженный. 2. Суть теории: мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Естественная теория - 1. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.- Ж. Руссо, . Р. Штаммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман. 2. Суть теории: люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Но нуждается в гарантиях от государства.
Нормативистская теория
Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.
Основные идеи данного учения заключаются в следующем:
1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Достоинства:
верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;
нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Недостатки:
представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.
Вопрос 7 Предпосылки возникновения государства.
Экономические предпосылки возникновения государства:
1. переход от присваивающей экономики к производящей;
2. появление и углубление общественного разделения труда;
3. рост производительности труда и появление прибавочного продукта;
4. появление частной собственности на орудия и продукты труда;
5. появление товарообмена (рынка).
Социальные предпосылки возникновения государства:
1) переход от матриархата к патриархату;
2) запрет инцеста (кровосмешения);
3) возникновение семьи, как первичной экономической и социальной ячейки общества;
4) раскол общества на классы (бедных – богатых, свободных – угнетенных);
5) появление социальных противоречий (антагонизмов);
6) разложение рода.
Общие причины возникновения государства:
a) усложнившиеся задачи управления обществом;
b) охрана прав, интересов и привилегий собственников;
c) поддержание общественного порядка, необходимого для функционирования экономики;
d) необходимость разрешения споров и конфликтов;
e) необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий.
Вопрос 8 Общая характеристика родоплеменной организации общества.
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм. Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ. Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.
Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.
Весь род являлся носителем власти, которая не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.
Вопрос 9 Функции теории государства и права.
Функции теории государства и права
Гносеологическая (проявляется в изучении содержания процессов, происходящих в государственно-правовой действительности)
Онтологическая (ТГП отвечает на вопросы относительно причин и условия возникновения государства и права, их сущность и содержание в определенный период)
Эвристическая (открывает новые явления современной действительности в рамках своего предмета)
Методологическая (выработанные ТГП методы научного познания используются другими науками для изучения предметов)
Идеологическая