ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(призвана оказывать действенное влияние на сознание индивида, формировать юридическое мировоззрение)
Воспитательная (способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышает уровень культуры)
Организаторская (вырабатывает способы и правила заполнения пробелов и разрешение коллизий, которые встречаются в законодательстве)
Прогностическая (прогнозирует тенденции развития государства и права)
Вопрос 10 Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных
наук.
Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.
Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.
Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.
В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.
Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.
С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).
Между теорией государства и права и экономической теорией
, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место.
Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.
Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).
В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.
11. Государственная власть: понятие, свойства. Структура
государственной власти.
Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя проводить свою волю в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5. устанавливает систему налогов;
6. организует население по территориальному признаку;
7. характеризуется легитимностью и легальностью.
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осу-ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
Основные свойства государственной власти:
1. верховенство;
2. единство;
3. всеобщность и универсальность;
4. принудительность и общеобязательность.
Структура:
1 Объект – индивиды, их объединения, социальные общности – объекты, на которых направлены властные полномочия.
2 Субъект – индивид, коллективный субъект, государственный орган, государство – носитель властных полномочий, обладающий средствами их реализации.
3 Содержание власти – связь между субъектом и объектом
4 Властеотношения – взаимоотношения межу индивидами, в которых властный субъект подчиняет волю подвластного и управляет его поведением.
12 вопрос Методы осуществления государственной власти
Методы осуществления власти – это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения. Властная деятельность осуществляется двумя основными методами:
– метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека и базируется на таких приемах как влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Этот метод инициативу и чувство ответственности за свои действия и поступки. Если в обществе преобладают методы убеждения – это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти;
– метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.
13 вопрос Легитимность и легальность государственной власти.
В политологии легитимность — признание власти населением, а легальность — законность, соответствие правовым нормам (закону или подзаконным актам). Отношение легитимности и легальности.
Легитимность – принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
Легальность – законность прихода к власти, соблюдение нормативных процедур, закрепление в соответствующих государственных актах.
14 вопрос Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:
- Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
- Совершенствование правоприменения (механизмы правового регулирования должны выражать взаимосвязь правовых средств, позволяющие регулировать и придавать процессу дополнительные преимущества. Учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
- Повышение уровня правовой культуры субъекта права (интересы человека – главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования.
15 вопрос Виды социальных норм и их особенности (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права, корпоративные нормы, религиозные).
Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять традиции, ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.
Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д.
Правовые нормы — формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой
Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями
Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами
Эстетические нормы — закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
16 вопроос Понятие и признаки государственного органа.
Государственный орган – первичный структурный элемент механизма государства, индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функция государства.
Признаки:
- гос.орган- индивид или организация
- наделен властными полномочиями
- каждый гос.орган выполняет функции в соответствии с его компетенциями
- при выполнении функций обладает материальными средствами
- обладает экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью
17 вопрос Классификация органов государства
Классификация:
1)в зависимости от исполнения функций
- законодательный
- исполнительный
- судебный
2)в зависимости от административно-территориального деления
- центральный
- региональный
- местный
3)по способу возникновения
- первичные
- производные
4)по порядку принятия решений
- коллегиальные
- единоличные
5)по срокам полномочий
- постоянные
- временные
18 вопрос Признаки, отличающие государство от других форм общественной самоорганизации социально дифференцированного общества.
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;
Воспитательная (способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышает уровень культуры)
Организаторская (вырабатывает способы и правила заполнения пробелов и разрешение коллизий, которые встречаются в законодательстве)
Прогностическая (прогнозирует тенденции развития государства и права)
Вопрос 10 Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных
наук.
Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.
Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.
Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.
В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.
Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.
С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).
Между теорией государства и права и экономической теорией
, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место.
Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.
Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.
Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).
В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.
11. Государственная власть: понятие, свойства. Структура
государственной власти.
Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом с опорой на специальный аппарат принуждения; это реальная способность и возможность индивида, группы, социального слоя проводить свою волю в политике и правовых нормах, распространяя ее на все население, а также принуждать к её исполнению.
Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Характерные черты государственной власти (по Матузову, Малько):
1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5. устанавливает систему налогов;
6. организует население по территориальному признаку;
7. характеризуется легитимностью и легальностью.
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осу-ществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения.
Основные свойства государственной власти:
1. верховенство;
2. единство;
3. всеобщность и универсальность;
4. принудительность и общеобязательность.
Структура:
1 Объект – индивиды, их объединения, социальные общности – объекты, на которых направлены властные полномочия.
2 Субъект – индивид, коллективный субъект, государственный орган, государство – носитель властных полномочий, обладающий средствами их реализации.
3 Содержание власти – связь между субъектом и объектом
4 Властеотношения – взаимоотношения межу индивидами, в которых властный субъект подчиняет волю подвластного и управляет его поведением.
12 вопрос Методы осуществления государственной власти
Методы осуществления власти – это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения. Властная деятельность осуществляется двумя основными методами:
– метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека и базируется на таких приемах как влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Этот метод инициативу и чувство ответственности за свои действия и поступки. Если в обществе преобладают методы убеждения – это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти;
– метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.
13 вопрос Легитимность и легальность государственной власти.
В политологии легитимность — признание власти населением, а легальность — законность, соответствие правовым нормам (закону или подзаконным актам). Отношение легитимности и легальности.
Легитимность – принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
Легальность – законность прихода к власти, соблюдение нормативных процедур, закрепление в соответствующих государственных актах.
14 вопрос Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:
- Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
- Совершенствование правоприменения (механизмы правового регулирования должны выражать взаимосвязь правовых средств, позволяющие регулировать и придавать процессу дополнительные преимущества. Учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
- Повышение уровня правовой культуры субъекта права (интересы человека – главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования.
15 вопрос Виды социальных норм и их особенности (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права, корпоративные нормы, религиозные).
Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять традиции, ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.
Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д.
Правовые нормы — формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой
Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями
Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами
Эстетические нормы — закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
16 вопроос Понятие и признаки государственного органа.
Государственный орган – первичный структурный элемент механизма государства, индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функция государства.
Признаки:
- гос.орган- индивид или организация
- наделен властными полномочиями
- каждый гос.орган выполняет функции в соответствии с его компетенциями
- при выполнении функций обладает материальными средствами
- обладает экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью
17 вопрос Классификация органов государства
Классификация:
1)в зависимости от исполнения функций
- законодательный
- исполнительный
- судебный
2)в зависимости от административно-территориального деления
- центральный
- региональный
- местный
3)по способу возникновения
- первичные
- производные
4)по порядку принятия решений
- коллегиальные
- единоличные
5)по срокам полномочий
- постоянные
- временные
18 вопрос Признаки, отличающие государство от других форм общественной самоорганизации социально дифференцированного общества.
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;