Файл: Развитие творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:_Развитие творческих способностей _у младших школьников на внеурочных занятиях ДПИ__________________________
по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"
Выполнена студентом (кой) Парыгиной Жанной Юрьевной
(Ф.И.О.)
специальности_42.02.02 Преподавание в начальных классах_____________________________________________________
номер группы______134 ПНК-11/21НУ-2________________________________________________
Руководитель Ожерельева Ольга Вячеславовна
(Ф.И.О.)
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………...6
1.1 Психологическая характеристика составляющих творческих способностей………...…………………………………………… .6
1.2 Содержание внеурочной деятельности младших школьников по декоративно-прикладному искусству………………………...10
Глава 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДПИ…………………………....16
2.1 Формы организации развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях декоративно-прикладным искусством…………………………………………..16
2.2 Эффективные методы и приемы развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству…………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………… 28
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир обязательной задачей школы поставил максимальное развитие творческих способностей учащихся через формирование у них именно необходимого творческого мышления. В детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания развитию детского воображения, поэтому целью внеурочных занятий становится необходимость восполнить этот пробел. Ведь именно стремление младшего школьника к самостоятельной творческой деятельности, в какой области она бы не происходила, вырабатывает у него способность нестандартно решать любую проблему, которая возникает на пути его взросления. Творение, создание является открытием в себе новых возможностей. Те, кто становятся на путь творчества, активно продвигаются к вершинам раскрытия своих лучших способностей.
Способности ребенка не всегда в полном объеме используются как возможное универсальное средство развития его творческого воображения как на уроке так и во внеурочной деятельности. Большинство ученых-психологов считают, что решение данной проблемы находится в основе системно-структурного подхода к творчеству. Личностные конструкты творческого мышления младших школьников в исследованиях E.JI. Барышниковой, Н.В. Кочелаевой, М.И. Фидельман, E.JL Яковлевой определяются как такие отдельные компоненты как мотивация, эмоции, нравственные качества, особенности поведения и общения. Но ученые мало место уделяют практическим методам, особенно во внеурочной деятельности, которые повышают уровень творческих способностей младших школьников. Несмотря на разработку отдельных значимых частей данной проблемы, роль педагогического аспекта творческой активности учеников начальной школы, связанного с технологическим подходом в организации учебно-воспитательного процесса, еще не достаточно изучен.
Степень изученности: в ходе исследования при изучении и анализе исходных материалов было выявлено, что определяющее значение при рассматривании поставленной проблемы творческого развития личности в декоративно-прикладной деятельности имели работы Б.М. Неменского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой. В учебно-методическом пособии Енина А.В. содержатся рекомендации по организации эффективной модели внеурочной деятельности учащихся в общеобразовательном учреждении с учётом требований ФГОС. Методический конструктор Григорьева Д. В. содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся, включает нетрадиционные виды и формы деятельности учащихся. Жуликов А.В. разработал учебно-методические материалы по организации и проведении нескольких внеурочных мероприятий декоративно-прикладного искусства.
Актуальность данной темы в настоящее время заключается в необходимости найти самые эффективные способы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладным творчеством, как одной из составляющих развития формирующейся личности. Занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением одни из незаменимых способов влияния на развитие творческих способностей детей. Всем этим видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности. Таким образом, тема курсовой работы является не только актуальной, но и практико-ориентированной. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные и пратические потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит создание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, но по наблюдениям наиболее полноценный эффект это воспитание осуществляется в свободное от обучения время.
Цель данной работы: выявление эффективных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала школьников средствами декоративно-прикладного искусства во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
- изучить литературу по методам и формам развития творческих способностей младших школьников,
- рассмотреть составляющие и возможные варианты форм внеурочной деятельности по декоративному творчеству
- выявить специфические особенности организации внеурочной деятельности младших школьников на занятиях ДПИ
Объектом данной работы является процесс развития творческих способностей младших школьников
Предмет курсовой работы — развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по декоративному творчеству.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Методы исследования: теоретико-аналитические, включающие изучение и анализ литературы по теме; сравнительный анализ, обобщение и систематизация полученного материала, обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия).
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика составляющих творческих способностей
В научной литературе способности характеризуются как своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с определенной степенью успешности овладевать конкретным видом деятельности и совершенствоваться в ней. Проявление способностей обнаруживается не столько в качестве самого мастерства, сколько в динамике его приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Как только человек, начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются. «Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности» [16] Успешность выполнения любого вида деятельности зависит не от какой-либо одной, а чаще всего от сочетания различных способностей. Исследования ученых доказали, что творческие способности могут успешно развиваться у человека только по мере того, как он производит какую-нибудь деятельность, получает новые знания, проходит новый учебный предмет. Способность человека развивается и отрабатывается только на том, что он делает.
Правильное «формирование и развитие способностей любого человека и особенно в период младшего школьного возраста невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без знакомства и усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в мировом культурном наследии» [2]. Итогом овладения достижениями общественного развития является «присвоение» их в «свои» способности через других людей, то есть в процессе определенного общения и воспитания.
Процесс поддержания в ребенке творческого начала включает обязательную поддержку любых новых творческих начинаний ребенка, проявляя к ним неподдельный интерес. Любыми способами, но ненавязчиво поддерживать стремление школьника к творчеству, выраженному в самостоятельности. Особенно важно правильно относиться к первым неудачам ребенка, вместе спокойно обсудить и найти решение проблемы. Опека никогда не должна быть чрезмерной.
Психологи делят на несколько уровней развитие творческих способностей человека: одаренность, талант, гениальность. Одаренностью обычно называют наличие у человека нескольких разносторонних способностей. Талантом считается высший уровень творчества при осуществлении деятельности. Гениальность — это высшая степень таланта, позволяющая создать совершенно новое в определенной сфере деятельности
Выделяя главные признаки творческого процесса, все исследователи подчеркивают «его безотчетность, в большинстве случаев даже неподвластность воле и разуму, а также изменчивость в состоянии человеческого мышления - спонтанность, внезапность творческого вдохновения, абсолютную независимость от любых внешних ситуативных причин»[15].
И.Я. Лернер считает, что «основу творческих способностей можно считать следующие черты: умение самостоятельно переносить приобретенные знания и умения в новую нестандартную ситуацию; видение новых проблем в знакомых, привычных условиях; определение нового предназначения знакомого объекта с давно устоявшимися функциями; видение составляющих объекта, подлежащего изучению; умение находить альтернативное решение; умение комбинировать ранее опробованные приемы решения проблемы в новый вариант и умение создавать свой уникальный способ решения при известности других способов»[9]
После процесса овладения этими чертами, человек имеет возможность развивать их до уровня, соответствующего его природным задаткам и работоспособности. Но их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующие. «Успешное формирование у младших школьников творческих способностей можно основывать лишь на способности педагога всегда учитывать все особенности детского творчества и его готовности для решения основных задач в развитии творческого мышления»[11]. Творческое мышление ребенка полностью зависит от его жизненного опыта, так как ученые доказали, что творческая деятельность воображения всегда напрямую зависит от наполненности и многообразия прошлого опыта человека. Из этих наблюдений можно вывести первую из важнейших задач в развитии творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать любые задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них обширного кругозора по определенному предмету или явлению, о создании реальной чувственной основы для активизации работы воображения.