Файл: Развитие творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ценность народного декоративно-прикладного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует прежде всего на чувства и способствует развитию творческой активности младших школьников благодаря ярко выраженным средствам выразительности, стимулирует развитие творческих способностей учащихся. Это подтверждается Т.С. Комаровой, М.А. Некрасовой, Т.Я. Хворостовым, В.С. Кузиным, Н.В. Сокольниковой, М.М. Байрамбеко-вым, И.М. Раджабовым, Т.Я. Шпикало-вой, труды которых несомненно могут послужить для учителей изобразительного искусства важным ориентиром в поиске и определении наиболее действенных образовательно-воспитательных подходов к развитию творческой активности младших школьников в процессе приобщения их к различным видам художественной деятельности.

Для того чтобы внеурочная декоративно-прикладная деятельность младших школьников положительно влияла на развитие их природных и приобретаемых способностей, она должна удовлетворять нескольким очень важным принципам: во-первых, деятельность должна обязательно вызывать у младших школьников сильные и устойчивые только положительные эмоции и естественное удовольствие, тогда у них непременно возникнет естественное стремление по собственной инициативе, без влияния взрослых заниматься ею. Живая заинтересованность ребенка как можно лучше выполнить работу - необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Во-вторых, деятельность детей должна носить конкретный творческий характер, например создание собственного изделия по собственному воображению с опорой на известные знакомые профессиональные образцы. В - третьих, важно предоставлять детям возможности, чтобы они видели и преследовали цели, немного превосходящие уже имеющиеся у них на данный момент возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения требуемой в конкретный момент деятельности. Особенно во всё более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях, ориентируемых на более высокий продвинутый результат, нуждаются дети с уже определившимися способностями.

При выполнении предлагаемых принципов для развития способностей младших школьников необходимо опираться на принципы общей дидактики: «систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении и развитии художественно-творческой активности, а также дидактики частных методик, ближе всего здесь находятся методики изобразительной деятельности»[17]. Рассматриваемые принципы связаны, прежде всего, со спецификой различных видов декоративно-прикладного искусства, которые лежат в основе той или иной художественно-творческой деятельности, применяемой на внеурочных занятиях. К этим принципам относятся прежде всего: тесная взаимосвязь всех видов декоративно-прикладного творчества, способствующего образному познанию окружающей действительности; целенаправленность всего учебно-воспитательного процесса, формирование и развитие у учащихся творческой активности в процессе художественной деятельности; взаимосвязь обучения и декоративно-прикладного творчества как важного средства развития творческой активности младших школьников; изучение и познание учащимися средств художественной выразительности для создания художественного и декоративного образа.


Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающих в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, поэтому одним из самых основных принципов организации внеурочных занятий является достижение личностных и метапредметных результатов.

Следующий принцип организации развития творческих способностей младших школьников включает в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся с одной стороны и запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении с другой. На этом этапе идет выбор форм и методов организации взаимодействия во внеурочной деятельности в направлении декоративно-прикладного творсества, от выбора которой зависит условие успешности организации такого взаимодействия.

Следующий принцип включает деятельностный подход к процессу в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, а также включение в эту деятельность обучающихся и родителей. Педагогу как одному из важных субъектов организации взаимодействия очень важно иметь положительный настрой, иметь за собой высокий уровень не только педагогических компетенций, но и управленческих, так как от его знаний, умений и навыков зависит успешность всего внеурочного процесса. При этом предполагаемые условия и предметная среда создаются на основе обучения и воспитания, которые носят развивающий характер, что несет за собой эстетическое, художественное, нравственное и творческое развитие младших школьников.

При создании педагогических условий необходимо исходить из того, что «средствами декоративно-прикладного искусства в процессе художественной деятельности у учащихся должны формироваться и развиваться такие необходимые для растущей личности качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, чтобы поведение и процесс дидактической работы принимали характер открытости, естественности, не исключая детскую непосредственность»[13].

В процессе учебной работы должны быть созданы или выбраны самые эффективные педагогические принципы и условия для интенсивного формирования необходимого уровня качества и развития творческой активности младших школьников с помощью внеурочных занятий декоративно-прикладным творчеством



Еще один из немаловажных принципов развития творческих способностей обучающихся младших школьников состоит в том, чтобы уделять одинаковое внимание всем качествам, входящим в целостную систему творческих способностей школьника, потому что в разном возрасте у детей способности к различным видам ручного труда развиты неравномерно (рисованию, конструированию, лепке). Особое внимание педагогу следует уделять менее развитым способностям школьника, например: зрительно-двигательной координации в младшем возрасте, когда появляется тяга к детализации, обостренному чувству большой формы.

 Во внеклассной работе необходимо учитывать принцип объяснения и практического показа педагогом приемов работы, которые предлагаются школьникам для выполнения задания. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов.

Следующий принцип развития творческих способностей учащихся – нахождение и использование таких конкретных заданий, которые необходимы для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться в жизни, в любых видах профессиональной деятельности. Необходимо развивать и такое общее качество, как зрительное восприятие: тонкое, точное (способное улавливать небольшие различия объектов), широкое (охватывать одновременно большое количество объектов). Принципиальное значение имеет развитие образного мышления, памяти, волевых и моральных качеств учащихся. Педагог должен использовать любую благоприятную возможность, чтобы этому способствовать. Одной из важных задач педагога во время организации занятий декоративно прикладного творчества является развитие эстетического и художественного вкуса детей.
2.2 Эффективные методы и приемы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

по декоративно-прикладному искусству

Одно из основных условий воспитания художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству связано прежде всего с обучением учащихся декоративным возможностям языка декоративно-прикладного искусства, изучением и познанием средств выразительности пластических искусств.

При создании педагогических условий необходимо исходить из того, чтобы средствами декоративно-прикладного искусства в процессе художественной деятельности у учащихся формировались и развивались такие творческие качества, как самостоятельность в выборе средств исполнения, инициативность, творческая активность.


В процессе учебной работы надо применять наиболее эффективные педагогические методы и приемы для интенсивного формирования и развития творческой активности младших школьников с помощью декоративно-прикладного творчества. При этом важно учитывать специфику данного учебного предмета, его содержание, условия и своеобразие используемых методов и приемов обучения.

Основными базовыми элементами этих условий являются: добровольность включения школьника в художественно-творческую деятельность, развитие интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству, национально-художественной культуре, воспитание у учащихся веры в свои силы, в художественно-творческие способности, осознание ими необходимости, важности проявления активности для развития эстетических, нравственных, индивидуальных способностей.

Не менее важными считаются создание непринужденной творческой атмосферы занятия, эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение практической работы, систематическая постановка на занятиях изобразительным искусством учебных художественно-творческих заданий, сочетая систематический контроль изобразительной деятельности младших школьников с оказанием им практической помощи.

Для создания необходимых условий можно использовать метод активного стимулирования и оценки практических работ учащихся путем определения уровня интереса младших школьников к художественно-творческой деятельности, использование элементов состязательности и анализа продуктов деятельности.

Положительный результат в данной деятельности дает прием привлечения внимания окружающих к результатам детского творчества, что делает обучение детей привлекательным и интересным. Для этого необходимо чаще проводить выставки детского творчества.

Метод изучения и познания младшими школьниками предметов декоративно-прикладного искусства знакомых с детства в быту, их назначениями помогает понять практическую направленность деятельности и обогащает знаниями об истории, так как любой предмет, изделие народного творчества - это очеловеченное существо, несущее мысли и чувства, энергию и информацию своего с созидателя.

Необходимых результатов невозможно добиться без метода доверия ребенку в выборе средств достижения поставленной самим школьником цели, учет их индивидуальных особенностей.

Если подробно рассматривать саму специфику влияния перечисленных методов и приемов развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному творчеству, можно отметить, что «проявление осознанного художественного творчества младших школьников на внеурочных занятиях являются важными условиями в процессе обучения изобразительному искусству в школе»[8].


Одним из основных эффективных приемов развития творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства является ознакомление и изучение учащимися натуральных художественных материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве.

Важным методом развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства является отбор произведений, предметов художественного наглядного материала для бесед и показа на уроках изобразительного искусства. При отборе произведений декоративно-прикладного искусства для знакомства школьников важно придерживаться следующих художественно-эстетических и психолого-педагогических принципов:

• определение объема учебного материала: в соответствии с программами ИЗО выбрать объекты изображения для наглядного показа, подобрать соответствующие предметы из фонда с учетом возрастных особенностей и интересов детей;

• изучение и анализ произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих художественно-эстетическую ценность;

• изучение, познание традиционных видов творчества, технологии художественной обработки материалов, природных художественных прикладных материалов, анализ их эстетических качеств и декоративных свойств.

Важным условием для каждого этапа занятия является введение в учебно-воспитательный процесс творческих занятий. При выполнении практических заданий учащимся предоставлено больше самостоятельного выбора объектов изображения. Наряду с постановкой творческих заданий не надо ограничиваться оказанием целесообразной практической помощи учащимся, которые бы диктовали им правильные решения той или иной практической задачи. При выполнении любого задания особую разновидность творческих задач составляют задачи на импровизацию, так как они являются высшей формой проявления художественного творчества. Наиболее интересным активным приемом взаимодействия педагога и школьников является мастер-класс. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка .

Взаимодействие педагогов с творческими группами, в которых в этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. Групповые консультации, практические занятия с привлечением специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками определенной творческой деятельности, быстрого получения желаемого результата. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя на уроке отслеживают тех детей, которые испытывают типичные трудности в творческой или исполнительской деятельности. Педагоги стремятся построить свои занятия с опорой на этих учащихся. После нескольких занятий учителя пытаются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им необходимой практической помощи.