Файл: Развитие творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение произведений ДПИ, анализ их особенностей активизирует у школьников воображение, фантазию, «одновременно принимается во внимание не только одна художественная фантазия, но и как более существенное формирование у школьников средствами внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству такого творческого отношения к миру, без которого невозможна никакая человеческая деятельность, составляющая основу освоения предметов и явлений, познания их «фактуры», особенностей, различий, общности, способствующей развитию навыков определения в них существенного; отделения главного от менее важного, самостоятельное сведение наблюдаемых подробностей к определённым обобщениям, в конечном итоге к выработке определенных форм творческого мышления»[10]. На первых порах становления человека жизнь осваивается им в значительной мере через самодеятельное творчество, поэтому художественная активность на внеурочных занятиях по ДПИ развивает его способность к правильному зрительному восприятию, остроту этого восприятия. Школьник внимательнее начинает наблюдать окружающую природу и жизнь. Тренируется его зрительная память на запоминание форм и красок, умение более просто, но правильно и отчётливо передавать воспринимаемое. Ребёнок к тому же учится понимать свои душевные стремления и склонности. Дети творят во-первых для себя, от ощущения собственной радости и для передачи собственной радости всему окружающему миру. Общность природы, детского творчества и народного искусства делает особенно плодотворным знакомство учащихся с художественными свойствами произведений народных мастеров, что способно стимулировать развитие их творческих возможностей, формировать творческие начала личности.
Мир ДПИ огромен и многогранен. И каждый предмет из этого мира находит самый непосредственный отклик в душе любого ребёнка. Детей притягивают яркие жостовские цветы, точёные узоры резьбы по дереву. Ребёнок впечатлителен, и, порой впечатление оказывается настолько сильным, что ребёнок проносит его через всю свою жизнь. Поэтому очень важно, чтобы впечатления эти были бы связаны с радостными, удивительными моментами.
В младшем школьном возрасте важно заложить прочное основание для полноценного эстетического воспитания человека. Ребёнок учиться видеть и понимать красивое, учится отличать истинную красоту от суррогата.
Кажется, что в детях изначально заложен этот интерес к народному творчеству, и это не случайно, ведь сам ребёнок является частью этого народа, а значит должен воспитываться в духе, традициях своего народа. В произведениях народного искусства ярко и непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта. Природы, среди которой живет и трудился народ. Поэтому произведения народных умельцев отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темой данного исследования являлось изучение развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству.. Целью исследования было выявление наиболее эффективных форм и методов работы на внеурочных занятиях по ДПИ для развития творческих способностей младших школьников. Для достижения поставленных задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме исследования. Раскрыты сущность и содержание, принципы организации внеурочной деятельности младших школьников по ДПИ. Предложены наиболее эффективные методы и приемы развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ.
Были обоснованы выводы, что организация внеурочной деятельности школьников является обязательной частью образовательного процесса в школе. Внеучебная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность.
Было отмечено, что одной из существенных сторон деятельности школы является обязательный единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности внеурочных занятий как части образовательно-воспитательной работы с учащимися. Важным компонентом является осознание педагогическим составом целевых установок воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, где надо обращать внимание не только на учебную работу детей, но и проявлять повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.
Воспитание всегда предполагает непосредственное развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. На внеурочных занятиях учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию.
К основным условиям эффективности воспитательного процесса следует отнести следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком.
Из всего выше сказанного в курсовой работе можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его , основываясь на принципы взаимосвязи, взаимо-преемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния всего коллектива школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. . Взаимодействие этих двух институтов социализации в воспитательном процессе является главной задачей развития ребенка сегодня и в будущем.
В результате проведенного теоретического исследования были рассмотрены особенности организации эффективной внеклассной работы по художественно-эстетическому развитию школьников. Данная форма художественного направления в школе ориентируется на достижение второго уровня, то есть формирование ценностного отношения к социальной реальности. Практической значимостью данной работы можно считать, что разработанные методические материалы могут быть использованы на практике студентов по внеурочной воспитательной работы.
В итоге данной курсовой работы поставленная цель и задачи реализованы в полном объеме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.. Архипова О.В. « Жизнь после уроков: радость познания» / О.В. Архипова // «Дополнительное образование и воспитание» - 2013. - № 12. - С. 19-21.
2. Барышева Т. А «Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие» / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
3. Баранова А.В, Кисляков А.В. «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся»/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
4. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся» / Н.К. Винокурова. - М. «Педагогический поиск», 2009. – 144 с.
5. Грецов А. Г. «Практическая психология для подростков и родителей». – СПб.: Питер 2006. – 224 с.
6. Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность младших школьников». Методический конструктор «Пособие для учителя» Д.В. Григорьев П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.- 223с.
7. Лодкина Т, Кевля Ф. «Диагностика в работе классного руководителя с семьей» Народное образование. - № 1. - 2004. – 167-175.
8. Дружинин В. Н. «Экспериментальная психология». – СПб.: Питер, 2007. –320с.
9. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и семейного консультирования». – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
10. Ковалько В.И. «Младшие школьники после уроков» В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
11 Макеева С.Г. «За семейный характер» совр. школы //НШ.- № 10.-2002. 18.Маленкова Л.И. «Педагоги, родители, дети». М., 2000.
12. «Настольная книга учителя начальных классов» /Авт.-сост. Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
13. «Работа с родителями» Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений./ Под общей ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бугрима. Минск, 2003.
14. «Сотрудничество школы и семьи. Воспитание школьников».- № 6. – 2000. - С. 47-
15. Шакурова М. «Программа, содержание, мониторинг по работе с семьёй» (целевая программа «Семья»).// Журнал для школьных администраторов. - № 4. – 2003 - С. 26-51. –
16. Щуркова Н.Е. «Классное руководство. Настольная книга учителя». М., 2000.
17. Филиппова Г.Г. «Эмоциональное благополучие» ребенка и его изучение в психологии / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: «Академия», 2001. – 265 с.