Файл: Развитие творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях дпи по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческое мышление школьников зависит от такой особеннсти реальности, которая доказывает, что ребенок не может критически относится к своему продукту творчества. «Детский замысел является полностью субъективным, потому что не направляется никакими идеями, критериями, требованиями»[14]. Развитие творческого мышления так же неотделимо связано с формированием у младших школьников исполнительских умений и навыков. Чем более универсальными и безупречными становятся умения и навыки учащихся, тем в более богатых формах проявляется их фантазия, реальностью наполняются их замыслы.
Необходимую поддержку творческой деятельности младшего школьника можно активизировать , по мнению А. Осборна, соблюдением нескольких основных принципов, основными из которых являются: принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой); поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше); требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим.
Выдающийся психолог Б.М. Теплов, дает такое определение главной составляющей способностей: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение» [13] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема – поиск таких активных стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка младшего школьного возраста подлинное действенное желание «сочинять».
Для развития творческих способностей в учебном и особенно во внеурочном процессе необходимо создать достаточное пространство для творчества, своеобразные ситуации, которые потребовали бы применение и развитие творческих способностей. «Детское творчество – это выход потребности ребенка представить окружающим свой внутренний мир, и к нему запрещено относиться без должного уважения»[2]. Исследователи психологического и педагогического направлений выделяют необходимые условия и факторы, способствующие более активному развитию творческих способностей ребенка данного возраста. Важнейшие из них: «правильная организация обучающей среды, которая включает создание психологической безопасности учащегося; полное отсутствие внешнего «оценивания». Комплексный подход к воспитанию и развитию творческой личности охватывает самый широкий круг вопросов, в котом проблема обще-эстетического и нравственного воспитания играет очень важную по значимости роль для дальнейшего формирования необходимых качеств для человека современного общества.. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного восприятия мира является нераздельным условием формирования личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, содержится не только в получении определенного духовного или материального результата, но и в составляющих самого отношения к процессу творчества. Одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.
1.2 Содержание внеурочной деятельности младших школьников по декоративно-прикладному искусству
По мнению многих исследователей внеурочной деятельностью может называться только именно такая деятельность, у которой цели и задачи приспособлены к организации общеобразовательной деятельности и которая четко ориентирована на конкретное достижение метапредметных и обязательно личностных результатов, регламентированных утвержденной образовательной программой школы. Отличительными особенностями внеурочной деятельности необходимо считать то положение, что построение содержания внеурочной деятельности должно происходить на изучении и анализе интересов и потребностей детей разных возрастных групп, в которых имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей. Внеурочная деятельность строится на условиях исключительно добровольного участия, активности самих детей; психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности обязана носить неформальный характер без жесткой регламентации, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Исходя из этого, внеурочная деятельность выступает как «целенаправленная образовательная деятельность, организуемая чаще всего в свободное от уроков время (многие это понимают-как вторая половина дня) для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для появления значимых для общества качеств личности, проявляющихся в реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, включающей участие в полноценном содержательном досуге»[15].
Внеурочные занятий, связанные с общекультурной направленностью, чаще всего представлены самыми используемыми видами деятельности, основными из которых можно считать такие как художественное творчество, социальное творчество (социально добровольческая преобразующая деятельность), трудовая (производственная) деятельность. Они все зависят от ресурсов, имеющихся в распоряжении, специфики образовательного учреждения и желаемых результатов. Общекультурное направление школьников должно учить детей самостоятельности в создании собственной индивидуальной, коллективной и групповой деятельности уже в начальной школе.
Психологи и методисты утверждают, что внеурочная деятельность должна строиться на условиях только добровольного участия, самодеятельности и активности детей, их стремления познать и овладеть новыми возможностями своей растущей личности. Психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности с ее неформальным характером дает каждому участнику возможность свободно проявить любую черту своих способностей.
Содержание внеурочной деятельности в любой образовательной организации направлено на реализацию потребностей и интересов детей разных возрастных групп. Главная цель внеурочной деятельностьи способствовать самовоспитанию и самообразованию школьников, формированию их творческих способностей. Она имеет важное значение в организации культурного отдыха школьников и их досуга. Внеурочная деятельность проводится по всем школьным предметам, обязательно включая предметы художественно-эстетического направления. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству с начальных классов способствует формированию творческой личности, развитию интереса к искусству и способствует углублению и расширению знаний школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательном учреждении.
Специфика организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству заключается в формировании условий для реализации творческих способностей школьников с учётом их заинтересованности данным предметом. Важными аспектами в данной деятельности являются заинтересованность самого учителя, использование в организации педагогических методов, дидактических принципов и форм проведения внеурочной деятельности. Немаловажным фактором в специфике организации внеурочной деятельности является эмоциональное воспитание и формирование эстетического вкуса школьников. Организация внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству несёт в себе ряд воспитательных функций, воздействующих на необходимое в нужном направлении формирование и становление личности школьника.
Главная задача учителя во внеурочной деятельности заключается в руководстве работой школьников, при необходимости в оказании помощи, даче советов, тем самым он создает направление на творческую работу. С.А. Смирнов в своём учебнике по педагогике указывает на то, что «учитель обязан держаться не только общедидактических принципов, но и отдельных принципов внеурочной деятельности»[16]. Принцип добровольности заключается в наличии у школьников определённого круга интересов с желанием углубить и расширить свои знания. Принцип равного права предполагает право всех учащихся заниматься внеурочной деятельностью, где не учитываются результаты урочной деятельности. Принцип самостоятельности включает ответственность школьника за взятые на себя поручение и нахождение решений конкретных задач. Принцип занимательности участвует в поддержке и развитии школьников и осуществляется при помощи использования различных средств, приёмов, методов и форм.
Вышеупомянутые принципы обязательно учитываются и в ходе организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной школе, характеризующаяся свободой в выборе школьниками материалов и тем в выборе оборудования. На внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся могут работать с разнообразными материалами. Внеурочные занятия могут посещать учащиеся, интересующиеся только теоретическими знаниями в сфере искусства.
Для осуществления принципа занимательности, учителю следует применять различные формы внеурочной деятельности: факультативные занятия, кружок, организация студий, беседы, музеев, домашнее проектирование, конкурсы изделий. Кружок дает возможности легко выявить интересы и художественно-творческие способности школьников, этому способствует небольшое количество учащихся в группе, что позволяет учителю уделять больше времени индивидуальной работе. Факультативное занятие является внеурочной деятельностью школьников, которая несёт в себе ярко выраженный проблемный характер и рассчитано на самостоятельность и высокую активность обучения в восприятии материала и в выполнении творческих заданий. Студия является помещением для занятий декоративно-прикладной деятельностью, она может располагаться не только в школе, но и за её пределами. Организация детских изделий осуществляется в конце учебного года как творческий отчёт по деятельности кружка, т.к. является общешкольным.
«Педагогические условия - это формы и методы работы кружков, которые обязательно должны отличаться от классных уроков, в идеале приближаясь к условиям художественных школ»[7]. Первое условие - воспитание в учащихся веры в себя, в свои силы, в свой потенциал и в свои творческие способности; второе - беседы и рассказы по искусствоведению целенаправленно систематизируются, осуществляя активизацию внимания школьников, их работоспособность и соответственно мыслительную деятельность; третье - на внеурочных занятиях необходимо знакомить и учить школьников использовать применяемые разнообразные материалы и техники, приемы работы с ними.
В воспитании у учащихся веры в себя, в свои силы, в свой потенциал и в свои творческие способности важно, чтобы в преодолении школьниками трудностей в творческой деятельности осуществлялось удовлетворение эмоциональных и эстетических чувств, вера в себя, в свои силы и в свои творческие способности. С целью преодоления возникающих трудностей нужны условия, которые предоставляет внеурочная форма занятия. Для каждого внеклассного мероприятия следует выделять основную задачу и предусмотреть поэтапное усложнение данных задач в последующих занятиях. Внеклассная работа предлагает многообразие в применениях художественных материалов и техник. В ходе выполнения задания учащиеся сами выбирают материал, учитель лишь помогает и советует как их лучше использовать.. С каждым заданием накопленный опыт и сформировавшийся навык изобразительной грамоты, дает возможность школьникам самим выбирать подходящий художественный материал для воплощения идеи.
Следует добиваться того, чтобы внеклассные мероприятия по декоративно-прикладному искусству осуществлялись в обстановке как можно более приближенной к условиям художественной школы по оснащению кабинета техническими средствами, необходимой мебелью и материалами для творчества. Это будет способствовать непосредственному формированию повышенного интереса участников занятия к изобразительному искусству и активному стремлению развить собственные творческие способности для получения необходимого навыка с положительными результатами.
Конечно же, ни малую роль в творческом развитии школьников играет доверие и уважение между детьми и учителем. Дети должны видеть, что их поддерживают, уважают стремления и увлечения, радуются успехам в каких-то детских начинаниях. Каким бы плохим не был воспитанник, к нему всегда нужно подходить с оптимистической гипотезой, закладывать в него только хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам.
В данной главе исследования было выяснено, что существует различные определения понятия «творческие способности» в психологической и педагогической литературе. Ближе всего для внеурочной деятельности по ДПИ следующее определении: творческие способности – это способность человека к творчеству, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно установить место использования средств декоративно прикладного искусства в процессе развития творческих способностей младших школьников. Декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития творческих способностей, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, обогащает их личный опыт и является сферой свободного выбора отношений и поведения.
Глава 2. Условия развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях ДПИ
2.1 Формы организации развития творческих способностей младших школьников на внеурочных занятиях декоративно-прикладным искусством
Все, кто близок к проблемам искусства, знают, что декоративно-прикладное искусство способно в любом творческом человеке вызывать духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Декоративно-прикладная деятельность имеет художественно-творческий характер самого процесса труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности. «Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, - развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [5].