Файл: Средневековая европейская философия (.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт заочно-вечернего обучения наименование института
Ответы на задание по дисциплине
Философия
На тему:
Средневековая европейская философия (вариант 1)
Выполнил студент ЛИМбз-21-1
М.С. Шиверский шифр подпись
И.О. Фамилия
Проверил подпись
И.О. Фамилия
Контрольная работа защищена с оценкой
Иркутск 2022 г.

Задание первое. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить
следующие понятия темы:
Апологетика, Бог, креационизм, концептуализм, минализм, патристика, реализм, схоластика, теизм, теодицея, теология, теоцентризм, универсалии.
Апологетика - раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений. греч. Apoloqetikos – защитительный.
Бог – в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма [ТЕИЗМ], утверждается личное бытие этого
Существа, его личное отношение (любовь) к сотворенным существам, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения; таким образом, учение о Боге имплицирует тезис о том, что бытие в своем абсолютном пределе и на вершине ценностной вертикали – личностно.
Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) - ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию.
Концептуализм (от лат. сопсерtus - мысль, понятие) - термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.
Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) - философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных "сущностей" - реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени "человек" - имена "Петр", "Павел", "Анна", "Мария" и пр.).
Патристика (от греч. patér, лат. pater - отец) - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (так называемых отцов церкви). патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом
Реализм
- а) схоластический, метафизическое учение, противоположное номинализму, приписывающее общим родовым понятиям (universalia) действительное самостоятельное существование.


6)
Реализм гносеологическое, философское направление, противоположное субъективному идеализму, допускающее существование внешнего мира независимо от сознания познающего субъекта
Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.
Теизм - религия, основанная на вере в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Теизм утверждает постоянную непосредственную зависимость от богов всех природных и социальных процессов. греч.Theos – Бог.
Теоцентризм - теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. При этом подражание и уподобление Богу рассматривается как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности.
Универсалии (от лат. universalis - общий) - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об универсалиях (X - XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: номинализм, видевший в универсалиях общее имя, концептуализм, истолковывавший универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов, и реализм, полагавший, что универсалии существуют реально и независимо от сознания
(universalia sunt realia).
Задание второе. Выделить в таблице основные решения
проблемы человека в эллинистической, и средневековой философии.
Философия
Ее представители
Сущностные характеристики
Идеал личности
Эллинистическая
Римская:
Эпикуреизм;
Стоицизм; кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм -
Эпикур, стоицизм -
Сенека
Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм.
Идеал человека философы античности видели, кто в альтруизме и

Кинизм
Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.
Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. этическом рационализме –
Сократ, кто в гедонизме и презрении ко всему этическому –
Диоген.
Христианская:
Августианство
Томизм
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Двойственность природы человека, интерес к человеческой душе. Она бестелесна и самобытна, близка к Богу, а потому и превосходящее бренное тело. Важными особенностями души называются разум, воля и память. Судьба человека предопределена Богом, хотя Бог наделяет свое творение свободой воли.
Идеал человека понимается, как осознание необходимости следовать заветам Бога,
"жить в Боге".
Воля, став подлинно свободной, превращается в акт веры.
Главное в идеале человека — любовь, благодать, вера.
Задание третье. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств - царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви, - писал он, - земной - любовью к себе и небесный - любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний - в Господе. История имеет начало, свой смысл и свое завершение - распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».
1. К какой области философского знания относятся эти
рассуждения?
Скорее всего Аврелий Августин рассуждал о философии истории.
2. Как называется такое учение об обществе?
Эсхатологизм – учение, о конце мира, когда Царство Божье распространяется по всей земле, всех неправедников ждет страшный суд.


3. Каково значение августинианского учения об обществе и его
истории?
Взгляды Августина на человеческую природу, общество и человеческую историю отличаются заметной новизной, в целом присущей его трактовке отношений человека и христианского бога.
Человек, согласно его воззрениям, существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое- либо совершенное общество. В конечном счете, добро и справедливость должны возобладать благодаря предустановленному вечному порядку и неодолимому авторитету божества. Божественный порядок (в том числе здесь, на земле) оказывается высшей целесообразностью и благом, абсолютной нормой всего, что должно быть, т.е. внешней и принудительной силой по отношению к отдельному индивиду, грехи или добродетели которого предопределены заранее. Таким образом, отдельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка. Смысл жизни человека, заключается в соблюдении божественных порядков.
Он выстроил идейно-теоретический фундамент христианской философии, сформулировав ее основные понятия и принципы.
Задание четвёртое. Тестовая проверка знаний
1. Завершите определение: «Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее внутреннее состояние человеческой души, называется вера».
2. Универсалии: a) обозначение чего-либо; b) форма «чистого разума»; c) понятия, отражающие любые типы связей;
d) понятия, отображающие всеобщие, существенные связи и
отношения.
3. Соотнесите этапы средневековой философии и преобладающие способы философствования: а) патристика а) защитительная речь – б) б) апологетика б) комментаторско
- энциклопедический – а) в) схоластика в) формально-логический, умозрительный – в)
4. Укажите специфическую направленность философии средних веков:
a) деизм;
b) теизм; c) атеизм; d) пантеизм.
5. Как можно назвать философскую позицию А.Августина: a) материализм;
b) объективный идеализм; c) сенсуализм; d) рационализм.
6. Основное средство научного познания мира есть: a) Созерцание; b) Вера; c) Опыт;
d) Понятие.
7. Впишите ключевое слово: «Теодицея есть религиозное учение, имеющее своей целью оправдание всеблагого Бога перед наличием в мире зла».
8. Найдите соответствие между:
Автор
Произведение а) А.Августин а) «Государство» - г) б) Аристотель б) «Исповедь» - а) в) Гомер в) «Метафизика» - б) г) Платон г) «Илиада» - в)
9. Вставьте пропущенное слово: «Тип религиозного мировоззрения
(и одноименный метод познания), отличительной особенностью которого выступает оторванность от реальной действительности, замкнутость, крайний догматизм, беспрекословное подчинение установлениям называется схоластика»
10. Соотнесите разделы философии и их основные понятия: а) гносеология а) бытие – б) б) онтология б) ценность – в) в) аксиология в) красота – д) г) этика г) истина – а) д) эстетика д) добро – г)