ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
12. Противопожарные оборудование самолета |
металлизации всех частей ВС, установку надежного зазе мления и кисточных разрядников статического электричества.
12.3. Противопожарная система самолета
На самолётах от пожара защи щены гондолы и масляные полости двигателей, багажные отсеки, а на некоторы х типах ВС и отсеки, где расположены топливные баки.
Противопожарная система включает в себя систему сигнализации и систему тушения пожара. Система сигнализации предназначена ля того, чтобы своевременно обнаружить пожар, предупредить о его появлении экипаж и автоматически привести в действие п ервую очередь системы тушения пожара. Система тушения пожара необ ходима для размещения потребного количества огнегася щего вещества на борту ВС и обеспечения подачи его из баллонов к очагу пламени (рис. 12.1 ).
Рис. 12.1 Схема системы тушения пожара в мо огондолах самолёта с четырьмя ГТД:
1 – датчик сигнализ ации пожара (ДСП); 2 – испо лнительный блок (БИ); 3 – концевик; 4 –
управляемый клапан; 5 – |
лектромагнитный механизм; 6 |
– |
аварийный рычаг; 7 – |
|
обратный клапан; 8 – |
пиропатрон с пор шнем; 9 |
– |
голо вка-затвор; 10 – |
|
предохранительная мембрана; 11 |
– огнетушитель ОС-8М; |
12 – сигнальный диск |
||
саморазрядки ОС-8 М; 13 – зеленый |
св етосигнализатор на пожарном щитке |
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
126 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
12. Противопожарные оборудование самолета |
Сигнализация о пожаре располагается в кабине экипажа в виде специального табло, выдающего общий сигнал «Пожар», и ламп (табло), указывающих зону возникновения пожара. Световую сигнализацию о пожаре дублируют звуковым сигналом (рис. 12.2).
Панель управления и сигнализации
Рис. 12.2. Противопожарная панель самолета Ил-76ТД
Если система пожаротушения включена на автоматический режим, то одновременно с сигнализацией о пожаре включается первая очередь пожаротушения.
Если через 10 с после включения первой очереди огнетушителей табло «Пожар» продолжает гореть (пожар не ликвидирован), вручную включается вторая очередь огнетушителей.
Если через 10 с после включения второй очереди огнетушителей табло «Пожар» продолжает гореть, вручную включается третья очередь огнетушителей.
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
127 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
12. Противопожарные оборудование самолета |
Если пожар ликвидирован после включения первой очереди или первой и второй очереди, систему приводят в исходное положение на случай повторного применения.
При повторном возникновении пожара, если первая очередь огнетушителей израсходована, автоматического включения огнетушителей не произойдёт и при загорании табло «Пожар» вручную включают огнетушители неизрасходованных очередей.
Если пожар обнаружен визуально или по приборам контроля работы двигателей и по какой-либо причине не произошло автоматического включения первой очереди баллонов, она включается вручную. Дальнейшая работа системы пожаротушения аналогична работе при автоматическом управлении, только ликвидацию пожара контролируют визуально или по докладу с земли.
Для предотвращения возникновения пожара при посадке самолёта с
убранным шасси система пожаро- |
|
|
|
|
|
|
тушения включается автоматически |
|
|
|
|
|
|
от ударного механизма, установ- |
|
|
|
|
|
|
ленного снизу фюзеляжа и выдаю- |
|
|
|
|
|
|
щего сигнал на включение системы |
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
б |
|||
пожаротушения. При этом сраба- |
|
|
|
|
|
|
Рис. 12.3. Схема датчика сигнализации |
||||||
тывают все три очереди баллонов. |
||||||
пожара (а) и его характеристика (б): |
||||||
Чувствительным элементом сис- |
1 – нерабочий спай электродов; 2 – рабочий |
|||||
спай; 3 - микроамперметр |
|
|
темы сигнализации служат специальные извещатели. По принципу действия их можно подразделить на две
группы: первая группа извещателей реагирует на температуру, а вторая – на температуру и скорость ее нарастания (дифференциальные извещатели). К первой группе относятся полупроводниковые, биметаллические и некоторые другие типы извещателей (рис. 12.3). У второго типа извещателей повышение скорости нарастания температуры приводит к срабатыванию системы при более низких температурах.
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
128 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
12. Противопожарные оборудование самолета |
Для сигнализации о пожаре в багажных отсеках используются извещатели, реагирующие на появление дыма или действие лучистой энергии (инфракрасное, световое или ультрафиолетовое излучение пламени).
Действие дымоизвещателя основано на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма (рис. 12.4). В исходном состоянии (при отсутствии дыма) при включении датчика загорается осветительная лампа, расположенная на одной оси с фоторезистором в дымоизвещателе. Наличие экрана защищает фоторезистор от пря-
Рис. 12.4. Дымоизвещатель ДС – 3М: мого попадания лучей лампы, а
Л1 – осветительная лампа; Л2 – контрольная отраженные от пластинчатой по- лампа; Ф - фоторезистор
верхности корпуса лучи слабы, поэтому возникающего в цепи фоторезистора тока недостаточно для срабатывания дымоизвещателя.
В случае попадания дыма сквозь пластинчатую поверхность корпуса в пространство между экраном и фоторезистором лучи лампы, отражаясь от частиц дыма, засвечивают фоторезистор, уменьшая его сопротивление, и ток в цепи фоторезистора возрастает. При появлении дыма сигнал поступает на табло «Пожар». Табло горит до тех пор, пока не снизится концентрация дыма до уровня, соответствующего безопасным условиям.
Ввод огнегасящего вещества в гондолы или во внутренние полости двигателя может оказаться неэффективным, если при включении системы пожаротушения не будет выключен двигатель, т.е. не будут устранены причины возникновения пожара и условия, способствующие его развитию.
Для тушения пожара в багажных (грузовых) отсеках предусматривается следующее:
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
129 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|
Конструкция и эксплуатация |
|
воздушных судов для пилотов и |
|
бортинженеров |
12. Противопожарные оборудование самолета |
−если пожар в отсеках легко обнаруживается членами экипажа без сигнализирующих устройств и в отсеки имеется доступ для экипажа в полете, то в таких отсеках тушение пожара обеспечивается переносными огнетушителями;
−отсеки, в которых трудно обнаружить пожар, но к ним имеется доступ в полете, оборудуются системой сигнализации о пожаре;
−отсеки, не имеющие доступа для экипажа в полете, оборудуются системой сигнализации и системой тушения пожара.
12.4. Система нейтрального газа
По мере выработки топлива из баков в них образуется значительное количество взрыво- и пожароопасной топливовоздушной смеси. Для предупреждения взрыва этой смеси на некоторых типах ВС с неблагоприятным расположением топливных баков (например, в нижней части фюзеляжа) устанавливают кратковременно действующие (аварийные) системы нейтрального газа. Такие системы обеспечивают подачу нейтрального газа в надтопливное пространство баков при появлении источника пламени или перед аварийной посадкой.
Вкачестве нейтрального газа используют углекислоту. Огнегасящий эффект этих газов заключается в том, что концентрация кислорода в топливовоздушной смеси становится ниже того минимума, при котором возможно горение. По условиям взрывобезопасности концентрация свободного кисло- родавтопливныхбакахнедолжнапревышать8-10 % пообъему.
Всостав системы нейтрального газа входит генератор нейтрального газа, в котором происходит сжигание авиационного керосина, и системы трубопроводов для подачи полученной углекислоты в топливные баки.
© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г |
Составитель: В.М. Корнеев |
130 |
|
Разработчик: С. П. Пугин. |
|