Файл: Конструкция общая корнеев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конструкция и эксплуатация

 

воздушных судов для пилотов и

 

бортинженеров

12. Противопожарные оборудование самолета

металлизации всех частей ВС, установку надежного зазе мления и кисточных разрядников статического электричества.

12.3. Противопожарная система самолета

На самолётах от пожара защи щены гондолы и масляные полости двигателей, багажные отсеки, а на некоторы х типах ВС и отсеки, где расположены топливные баки.

Противопожарная система включает в себя систему сигнализации и систему тушения пожара. Система сигнализации предназначена ля того, чтобы своевременно обнаружить пожар, предупредить о его появлении экипаж и автоматически привести в действие п ервую очередь системы тушения пожара. Система тушения пожара необ ходима для размещения потребного количества огнегася щего вещества на борту ВС и обеспечения подачи его из баллонов к очагу пламени (рис. 12.1 ).

Рис. 12.1 Схема системы тушения пожара в мо огондолах самолёта с четырьмя ГТД:

1 – датчик сигнализ ации пожара (ДСП); 2 – испо лнительный блок (БИ); 3 – концевик; 4 –

управляемый клапан; 5 –

лектромагнитный механизм; 6

аварийный рычаг; 7 –

обратный клапан; 8 –

пиропатрон с пор шнем; 9

голо вка-затвор; 10 –

предохранительная мембрана; 11

– огнетушитель ОС-8М;

12 – сигнальный диск

саморазрядки ОС-8 М; 13 – зеленый

св етосигнализатор на пожарном щитке

© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г

Составитель: В.М. Корнеев

126

 

Разработчик: С. П. Пугин.

 


Конструкция и эксплуатация

 

воздушных судов для пилотов и

 

бортинженеров

12. Противопожарные оборудование самолета

Сигнализация о пожаре располагается в кабине экипажа в виде специального табло, выдающего общий сигнал «Пожар», и ламп (табло), указывающих зону возникновения пожара. Световую сигнализацию о пожаре дублируют звуковым сигналом (рис. 12.2).

Панель управления и сигнализации

Рис. 12.2. Противопожарная панель самолета Ил-76ТД

Если система пожаротушения включена на автоматический режим, то одновременно с сигнализацией о пожаре включается первая очередь пожаротушения.

Если через 10 с после включения первой очереди огнетушителей табло «Пожар» продолжает гореть (пожар не ликвидирован), вручную включается вторая очередь огнетушителей.

Если через 10 с после включения второй очереди огнетушителей табло «Пожар» продолжает гореть, вручную включается третья очередь огнетушителей.

© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г

Составитель: В.М. Корнеев

127

 

Разработчик: С. П. Пугин.

 

Конструкция и эксплуатация

 

воздушных судов для пилотов и

 

бортинженеров

12. Противопожарные оборудование самолета

Если пожар ликвидирован после включения первой очереди или первой и второй очереди, систему приводят в исходное положение на случай повторного применения.

При повторном возникновении пожара, если первая очередь огнетушителей израсходована, автоматического включения огнетушителей не произойдёт и при загорании табло «Пожар» вручную включают огнетушители неизрасходованных очередей.

Если пожар обнаружен визуально или по приборам контроля работы двигателей и по какой-либо причине не произошло автоматического включения первой очереди баллонов, она включается вручную. Дальнейшая работа системы пожаротушения аналогична работе при автоматическом управлении, только ликвидацию пожара контролируют визуально или по докладу с земли.

Для предотвращения возникновения пожара при посадке самолёта с

убранным шасси система пожаро-

 

 

 

 

 

тушения включается автоматически

 

 

 

 

 

от ударного механизма, установ-

 

 

 

 

 

ленного снизу фюзеляжа и выдаю-

 

 

 

 

 

щего сигнал на включение системы

 

 

 

 

 

 

а

 

б

пожаротушения. При этом сраба-

 

 

 

 

 

Рис. 12.3. Схема датчика сигнализации

тывают все три очереди баллонов.

пожара (а) и его характеристика (б):

Чувствительным элементом сис-

1 – нерабочий спай электродов; 2 – рабочий

спай; 3 - микроамперметр

 

 

темы сигнализации служат специальные извещатели. По принципу действия их можно подразделить на две

группы: первая группа извещателей реагирует на температуру, а вторая – на температуру и скорость ее нарастания (дифференциальные извещатели). К первой группе относятся полупроводниковые, биметаллические и некоторые другие типы извещателей (рис. 12.3). У второго типа извещателей повышение скорости нарастания температуры приводит к срабатыванию системы при более низких температурах.

© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г

Составитель: В.М. Корнеев

128

 

Разработчик: С. П. Пугин.

 


Конструкция и эксплуатация

 

воздушных судов для пилотов и

 

бортинженеров

12. Противопожарные оборудование самолета

Для сигнализации о пожаре в багажных отсеках используются извещатели, реагирующие на появление дыма или действие лучистой энергии (инфракрасное, световое или ультрафиолетовое излучение пламени).

Действие дымоизвещателя основано на регистрации фоторезистором света, рассеиваемого частицами дыма (рис. 12.4). В исходном состоянии (при отсутствии дыма) при включении датчика загорается осветительная лампа, расположенная на одной оси с фоторезистором в дымоизвещателе. Наличие экрана защищает фоторезистор от пря-

Рис. 12.4. Дымоизвещатель ДС – 3М: мого попадания лучей лампы, а

Л1 – осветительная лампа; Л2 – контрольная отраженные от пластинчатой по- лампа; Ф - фоторезистор

верхности корпуса лучи слабы, поэтому возникающего в цепи фоторезистора тока недостаточно для срабатывания дымоизвещателя.

В случае попадания дыма сквозь пластинчатую поверхность корпуса в пространство между экраном и фоторезистором лучи лампы, отражаясь от частиц дыма, засвечивают фоторезистор, уменьшая его сопротивление, и ток в цепи фоторезистора возрастает. При появлении дыма сигнал поступает на табло «Пожар». Табло горит до тех пор, пока не снизится концентрация дыма до уровня, соответствующего безопасным условиям.

Ввод огнегасящего вещества в гондолы или во внутренние полости двигателя может оказаться неэффективным, если при включении системы пожаротушения не будет выключен двигатель, т.е. не будут устранены причины возникновения пожара и условия, способствующие его развитию.

Для тушения пожара в багажных (грузовых) отсеках предусматривается следующее:

© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г

Составитель: В.М. Корнеев

129

 

Разработчик: С. П. Пугин.

 


Конструкция и эксплуатация

 

воздушных судов для пилотов и

 

бортинженеров

12. Противопожарные оборудование самолета

если пожар в отсеках легко обнаруживается членами экипажа без сигнализирующих устройств и в отсеки имеется доступ для экипажа в полете, то в таких отсеках тушение пожара обеспечивается переносными огнетушителями;

отсеки, в которых трудно обнаружить пожар, но к ним имеется доступ в полете, оборудуются системой сигнализации о пожаре;

отсеки, не имеющие доступа для экипажа в полете, оборудуются системой сигнализации и системой тушения пожара.

12.4. Система нейтрального газа

По мере выработки топлива из баков в них образуется значительное количество взрыво- и пожароопасной топливовоздушной смеси. Для предупреждения взрыва этой смеси на некоторых типах ВС с неблагоприятным расположением топливных баков (например, в нижней части фюзеляжа) устанавливают кратковременно действующие (аварийные) системы нейтрального газа. Такие системы обеспечивают подачу нейтрального газа в надтопливное пространство баков при появлении источника пламени или перед аварийной посадкой.

Вкачестве нейтрального газа используют углекислоту. Огнегасящий эффект этих газов заключается в том, что концентрация кислорода в топливовоздушной смеси становится ниже того минимума, при котором возможно горение. По условиям взрывобезопасности концентрация свободного кисло- родавтопливныхбакахнедолжнапревышать8-10 % пообъему.

Всостав системы нейтрального газа входит генератор нейтрального газа, в котором происходит сжигание авиационного керосина, и системы трубопроводов для подачи полученной углекислоты в топливные баки.

© НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009 г

Составитель: В.М. Корнеев

130

 

Разработчик: С. П. Пугин.