Файл: Для чего студентуфилологу нужно отлично освоить курс Введение в литературоведение Какое место занимает этот курс в системе современного университетского филологического образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор в лирике.
Автор в лирике проявляет себя предельно экспрессивно, авторское Я звучит очень отчётливо. Если первое лицо проявляет себя из стихотворения в стихотворение, то это является лирическим героем поэта. В лирическом произведении место автора занимает лирический герой, чувства и переживания которого составляют содержание лирического произведения. Лирика – признание от первого лица.
Автор и герои (персонажи) в драме.
В драматических произведениях автор устранён по видимости, он подаёт свой голос прежде всего через ремарки. Персонажи драматического произведения «действуют» самостоятельно, обмениваясь репликами и монологами. Авторское присутствие на сцене исключено, в пьесе автор выполняет подчинённую роль: он предлагает список действующих лиц с более или менее подробными комментариями и даёт короткие или чуть более подробные ремарки для режиссёра и актёров – так называемые авторские ремарки.
Главным средством характеристики персонажей является их автопрезентация и их реплики по поводу других персонажей. Зритель или читатель по высказываниям персонажей, особенностям их речи, словаря, грамматики составляет для себя впечатление обо всех участниках драматического сочинения. Вот почему, подготавливая аналитический комментарий к драматическому тексту, мы в первую очередь должны обратиться к речевым рисункам. Речь героев, реплики, монологи, диалоги, полилоги раскрывают и особенности характера человека, и его настроение, дают представление о социальной принадлежности героя.
15.Жирмунский: текстология (термин введён Томашевским) – это критическое изучение текста писателя (рукописного и печатного), установление и издание канонического текста, изучение истории текста и, тем самым, творческой истории произведения.
Текстология занимается изучением литературных памятников в целях установления подлинного теста. Задача – рассказать, как получается окончательный вариант. Текстолог всегда должен быть ещё и литературоведом. Существует проблема подлинности текста: чем древнее текст, тем больше сложностей => Отсюда разделение на текстологию древней и новой литературы.
Текстология древней литературы.
Текстологическая работа с древней литературой связана с историей культуры, историй языка и т.д.
Вопрос сохранности (из-за минимальности тиража или хрупкости материала).
Из древней литературы не дошло подлинников, только списки. Список не является точной копией (к тому же писцы много добавляли от себя), а текстологически нужен аутентичный (первоначальный) текст. Лихачёв: надо изучать историю текстов, а не генеалогию списков.
Отец научной текстологии – Карл Лахманн. Ввёл метод общих ошибок (общие ошибки свидетельствуют о том, что списки либо переписаны один с другого, либо с общего оригинала).
Трудности, с которыми сталкивается текстолог при попытке восстановить исходный текст по спискам (конъектура): ошибки прочтения, ошибки при делении на слова, ошибки запоминания – замена трудного лёгким (например, если слово писцу незнакомо, он заменяет его сходным известным), ошибки внутреннего диктанта, ошибки переосмысления, стилистическая правка, идейные изменения (произведённые не всегда добровольно => 2 версии события) и др.
Любая конъектура доказывается, исправление даётся в авторских скобках.
Издания, в которых воспроизводится внешний вид рукописи, называются факсúмиле.
К текстологии древней литературы примыкает палеография, которая изучает памятники с целью прочтения, установления времени написания, иногда авторства и т.д. Изучая эволюции почерков (ср. старославянский устав полуустав скоропись), составляют сравнительные таблицы, с помощью которых датируют рукописи. Важен также материал, на котором написана рукопись – показывает, где она изготовлена. Изучение того, чем писали, миниатюр, орнаментов. Изучение палимпсестов (когда поверх одной рукописи нанесена другая). Центры палеографических исследований – крупные библиотеки и рукописные отделы.
Текстология новой литературы.
Тексты новой литературы искажены не радикально, а детально.
Текстологические проблемы: когда автор не успел довести до конца правку; когда автор печатал произведение в разных вариантах (тогда в большинстве случаев действует закон последней авторской воли, даже в том случае, если автор отказался от произведения) и др. искажения:: цензура (цензурный материал позволяет восстановить аутентичный текст; в советское время официальной цензуры не существовало, что ещё больше усложняет задачу); самиздат (автор на пишущей машинке печатает, затем текст распространяется) – проблема копирования =>искажения текста; редакции текста после смерти автора (задача текстолога – устранить авторскую правку); ошибки переписчиков при перебелке текста; автоцензура (сам автор, чувствуя, что текст не пройдёт, правит его); ещё случай, когда после прекращения
цензуры автор может напечатать текст целиком, но не делает этого по ряду причин (стоит задача установления окончательного варианта). Ещё одна задача текстолога – исправление ошибок и опечаток.Если изменения в тексте велики, то печатаются 2 варианта, при этом вторым ставится последний (вообще варианты ставятся в хронологическом порядке).
Отличие вариантов от редакции: если изменения по объёму превышают остальной текст, то речь идёт о разных редакциях, либо если из-за вариантов очень меняется смысл текста.
Задача разоблачения подделок. Подделки стихов распознаются достаточно легко, т.к. ритм каждого поэта индивидуален, подделать его практически невозможно. Лихачёв: поддельные тексты, созданные в древности, являются значимыми как памятники культуры своего времени. Мистификация – часть художественной практики, например, в романтическом направлении. Пример мистификации: Джеймс Макферсон в 18 в. написал стихи от имени Оссиана.Также текстологами зачастую решается вопрос атрибуции (авторства), который вообще скорее относится к биографике. Если текст подписан псвдонимом, буквой, не подписан совсем, автор отказался от текста и т.д., используют переписку, дневники, мемуары автора и его знакомых, перечни произведений. Если авторство сомнительно, ставится особая помета: Dubia.
Дополнительные задачи – атрибуция (+аттетеза надеюсь, это так пишется – доказательство неавторства), локализация (установление места, где был написан текст), датировка (установление даты, что позволяет восстановить картину литературного процесса, способы: упоминание реалий, исторических событий, зданий и сооружений). Способы решения: документальные фактические доказательства, раскрытие образного содержания и деталей, стилистический анализ.
Текстологическая работа направлена на подготовку и публикацию текстов. При публикации надо решать вопросы расположения текстов (см. выше), а также объёма справочного аппарата (по этому критерию издания делятся на научные, критические и массовые). Одна из задач научных зданий – служить эталоном, образцом для дальнейших перепечаток. Критические издания сопровождаются сокращённым справочным материалом.
Научные издания в России: 1) полные академические собрания сочинений; 2) серия «Литературные памятники» - издание отдельных произведений
, иногда лучше полного собрания сочинений; 3) «Библиотека поэта».
16.Различают следующие виды изданий:
1. Полное собрание сочинений, всегда академическое, научное, научно-массовое издание;
2. Собрание сочинений. Это в настоящее время самый распространенный вид изданий произведений классиков. Общее Собрание сочинений писателя должно давать целостное, достаточно полное и всестороннее представление о творчестве данного писателя, представлять не только художественные произведения, но и публицистические, критические, а также отрывки писем и дневники писателя. Собрание сочинений могут быть научные, научно-массовые, массовые;
3. Избранные сочинения (избранные произведения), их состав прежде всего определяется качеством произведений и читательской потребностью в них. В избрание должны включаться только самые лучшие, наиболее читаемые произведения. Независимо от объёма, они должны входить целиком, а не в отрывках и в извлечениях. В состав избранного могут входить письма, дневниковые записи и т. п. материал, имеющий историческое, научное, литературно-художественное значение. Материалы лично биографического характера в это издание не входят. Избранные произведения представлены массовым типом, т. к. потребность в них — потребность широких слоёв читателей;
4. Сборник произведений, выпускаются часто, причём критерии отбора произведений для каждого сборника бывают различными. Основным и наиболее часто встречающимся признаком отбора является тема. Тематические сборники — такие как Пушкин “О любви” Лермонтов “Стихотворения о свободе” и т. д. Кроме сборников одного автора, часто встречаются сборники подобранные по какому-либо признаку произведений разных авторов. В сборниках любое произведение даётся целиком. Редко, когда это невозможно, редактор может дать отрывки из него, но они должны быть. законченными, связанными частями произведения, чтобы отдельно изъятые из контекста они не приобрели иной смысл. Бывают только массового типа;
5. Отдельное издание первого произведения, имеют самое широкое распространение. Как правило, отдельные издания имеют массовое назначение, но иногда встречаются и критические издания отдельных произведений, когда специально готовится текст и к нему, даётся большой научно-справочный аппарат.
17В практике и теории книжного дела сложились следующие виды литературно-художественных изданий: отдельное издание одного произведения, сборник и собрание сочинений.
Каждый вид издания обладает более или менее ярко выраженным своеобразием, которое определяется принципами отбора произведений.
Моноиздание (отдельное издание одного литературно-художественного произведения) не имеет устойчивых разновидностей. Моноиздание представляет прежде всего произведения крупных жанров всех родов художественной литературы, в первую очередь роман и повесть (прозаический эпос), в меньшей степени - поэму (лирика) или пьесу (драма). К данному виду относятся и публикации произведения (стихотворения, поэмы, пьесы) параллельно на нескольких языках. Отдельным изданием выпускаются как классические, так и современные произведения отечественных и зарубежных авторов.
Сборник - вид литературно-художественного издания, включающий в свой состав часть литературного наследия одного или нескольких авторов. Сборник - наиболее гибкий вид литературно-художественного издания, обладающий большим числом разновидностей: в нем могут быть представлены произведения всех без исключения родов и жанров (даже самых лаконичных) художественной литературы прошлого и современности, подобранные в составе, отвечающем потребностям любого круга читателей и покупателей: широко известные, популярные, давно и прочно забытые, впервые публикующиеся и т.д. Сборники подразделяются на авторские (персональные) и коллективные.
Коллективный сборник делится на три разновидности: антология, альманах и хрестоматия.
Наиболее сложным видом литературно-художественного издания выступает собрание сочинений — вид литературно-художественного издания, включающий литературные произведения (и другие литературные материалы) автора с полнотой, достаточной для характеристики его творчества в целом. ГОСТ 7.60-90 называет собранием сочинений «однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его (их) творчестве в целом».
В качестве основных разновидностей собрания сочинений выделяются полное собрание сочинений, неполное собрание сочинений (или просто - собрание сочинений) и собрание избранных сочинений.
18 Аппарат издания – доп. к осн. тексту издания вспом. элементы, благодаря которым им легче и удобнее пользоваться в самых разных целях.
Виды аппаратов: вспомогательный аппарат (выходные сведения), справочно-поисковый – поисково-ориентационный (оглавление, содержание, вспом. указатели, колонтитулы, списки иллюстраций), научный (предисловие, вступительная статья, послесловие, примечания и комментарии), библиогр. аппарат (библиогр. ссылки, прикнижные и пристатейные списки и указатели).