Файл: Для чего студентуфилологу нужно отлично освоить курс Введение в литературоведение Какое место занимает этот курс в системе современного университетского филологического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) дают возможность потребителям (читателям и посредникам между ними и издателями) опознать это издание среди других и узнать о, каково его тематическое содержание, кому оно адресовано, кем, когда и где выпущено и т. д. (выходные сведения);

2) знакомят с тем, каково тематическое содержание издания и как оно построено (оглавление – указатель заголовков, раскрывающий строение произведения) или каков его состав, какие произведения оно включает, и убыстряют поиск произведений и их подразделов

3) облегчают поиск тех или иных материалов в тексте (вспом. указатели, колонтитулы);

4) подготавливают читателя к работе с изданием, раскрывая его особенности (предисловие – предуведомление читателя автором, изд-вом, редактором о том, что следует иметь в виду, читая, просматривая или изучая издание);

5) помогают разобраться в сложностях и тонкостях содержания публикуемых произведений (а) вступительная статья – раскрывает творчество автора и публикуемое произведение, чтобы помочь читателю лучше воспринять их содержание и форму; б) послесловие – поясняется и дополняется содержание осн. текста; в) примечания; г) комментарии);

19.Универсальная энциклопедия – это, как правило, многотомное издание, содержащее основные сведения по всем отраслям знания и практической деятельности. По объему эти сведения могут быть от нескольких строк до десятка страниц. Располагаются они в алфавитном порядке. Их можно разделить на статьи-справки, статьи-толкования, последние, как правило, имеют в конце списки литературы (т.е. пристатейную библиографию, что позволяет использовать энциклопедии не только как справочные издания, но и как библиографический источник).

Из универсальных энциклопедий, изданных в советское время, наибольшее значение имеет третье издание Большой советской энциклопедии (БСЭ), вышедшее в 1969–1978 гг. в 30 томах и содержащее более 100 тыс. статей. Чтобы поддерживать энциклопедию на современном уровне, начиная с 1957 года выпускался Ежегодник БСЭ до 1991 года. О важности этой БСЭ свидетельствует ее появление в электронной версии в конце 1999 г.

Более краткую информацию содержит Малая советская энциклопедия (МСЭ), которая до сих пор не потеряла своего актуального значения. Она издавалась дважды, но оба раза не была закончена. Второе издание вышло

в 11 томах.

Отраслевые энциклопедии


Содержание статей в таких энциклопедиях отличается более глубоким раскрытием вопросов. В качестве примера можно привести такое солидное по объему издание, как “Экономическая энциклопедия. Политическая экономия”, вышедшее в свет в четырех томах в 1972 году. Подобные энциклопедии были изданы также по медицине и сельскому хозяйству. С начала 1960 г. появилось много энциклопедических изданий, не потерявших своего значения до настоящего времени, – “Физический энциклопедический словарь”, “Химический энциклопедический словарь”, “Математический энциклопедический словарь” и др.

20.История «Библиотеки поэта» — выразительное подобие истории русской филологии (да и культуры) последних семидесяти лет. Придуманная Тыняновым и благословлённая Горьким, серия была допустимым излишеством идеологической системы. В томах её первого — довоенного — издания гротескно уживались мощная историко-литературная мысль и обязательный яд советчины. Задавленная в последние сталинские годы, «Библиотека поэта» с трудом и долго выкарабкивалась из тьмы. Все было: отличные издания поэтов второго ряда (более или менее приправленные казенной риторикой), первые «прорывные» книги зловредных модернистов (классиков XX века), многолетние изматывающие битвы за Мандельштама или Ахматову, книги советского стихотворческого генералитета (и не в том беда, что издавали усопших начальников, каждый из которых был по-своему значимой литературной фигурой, а в том — что издавали фальшиво), антологии стихов о Ленине и революции, начальственные окрики и разгоны, ажиотажный спрос 70-80-х, превращение «второго издания» в «третье» (синие обложки сменились зелеными и появился курьезный перспективный план), Гумилев с Ходасевичем как знаки победы светлых сил, полумертвое существование в начале 90-х (впрочем, и тогда вышли прекрасно подготовленные Кузмин и Волошин), тяжба за престижный бренд между владельцем (питерским отделением «Советского писателя») и вознамерившимся работать «Академическим проектом»…

21 «Литерату́рные па́мятники» (разг. — Литпамятники) — советская, с 1992 года российская книжная серия академической художественной и документальной литературы, классической поэзии. Издаётся с 1948 года под эгидой Академии наук СССР; с 1992 года — РАН. Инициаторами создания серии были А. К. Дживелегов и А. М. Эфрос. Активное содействие оказал Президент АН СССР С. И. Вавилов[1].

Строго определённой программы издания серии не существует, в неё включаются «отдельные, наиболее выдающиеся или примечательные в каком-либо отношении произведения русской и мировой литературы»

[2]. Часть произведений серии широко известна читателям, но прежде не издавалась академически или издавалась недобросовестно. Тип большинства изданий серии предполагает включение в состав справочного аппарата фундаментальной сопроводительной статьи и комплекса статей, текстологического, историко-литературного и других комментариев, указателей и разного рода приложений. В состав серии входят отдельные произведения, авторские и коллективные сборники. По мнению издателей, «серия специфически академична, и её книги рассчитаны на читателя, стремящегося к глубокому и всестороннему пониманию выдающихся произведений разных эпох и народов мира»[2].

22. «Источниковедение» - термин, обозначающий совокупность знаний об источниках и методах их изучения. Источники классифицируются по ряду признаков, например, подразделяются на письменные источники и источники материальной культуры. В зависимости от задач изучения источников в источниковедении выделяются научные специальности. Так, лингвистическое источниковедение анализирует письменные источники с целью исследования истории того или иного языка. Историческое источниковедение анализирует источники с целью изучения истории того или иного народа, государства и пр.


первоисточник

м.

То, что дает начало чему-л., является основой чего-л.

Первый, основной, подлинный источник каких-л. сведений.

23. Источники – это различные нормативные акты, документы, указы, законодательные материалы, делопроизводственные документы, статистические источники, источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка), стандарты, правила, инструкции, архивные документы, энциклопедические издания, для специфических работ - это видеопленка, аудиозапись, картина:

а) Опубликованные (документы, предназначенные для широкого распространения, прошедшие редакционную обработку и изданные в большом числе экземпляров);

б) Неопубликованные (документы, предназначенные для узкого круга пользователей, не прошедшие редакционную обработку и существующие в ограниченном/единственном количестве экземпляров).

2. Литература - это мысли и обсуждения разных авторов на данную тему (монографии, сборники, многотомные издания, учебно-методическая литература, статьи из сборников и периодических изданий, рецензии, авторефераты диссертаций, в том числе и на электронных носителях). Обзор литературы (степень разработанности) представляет собой краткий обзор работ, которые рассматривали интересующие сюжеты ранее, и прямым или косвенным образом относятся к предмету исследования.

24.
Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002.

Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие / Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006

Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. (Разделы о родах и жанрах литературы и о литературных направлениях.)

Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освеще-нии: в 3-х т., Т. 2. М., 1964.

25.Библиоте́ка (греч. βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик[1]) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Виды библиотек

Библиотеки бывают:

- Государственные

- Муниципальные

- Частные

- Личные (семейные)


- Учебные и т. д.

Социальные виды универсальных библиотек:

- Публичная

- Художественные

- и другие.
26. Практика литературоведческого анализа в России: наиболее значимые научные институции (кафедры, НИИ РАН, редакции журналов и пр.). Традиционные конференции в области литературоведческого анализа в МПГУ.   Литературоведческий анализ – если он профессиональный – может быть закреплен за теми или иными объединениями ученых. 1) Прежде всего – это государственные учреждения: научно-исследовательские институты при Российской Академии наук (РАН). ИМЛИ (инст. мир. лит-ры). ИРЛИ (инст. рос. лит-ры). В них проводится: текстологическая работа с рукописями, издания собраний сочинений, их комментирование, издание научных сборников, проведение конференций. 2) Литературные архивы и научные коллективы в библиотеках (ЦГАЛИ – центральный гос. архив лит-ры и искусства, РГБ). Здесь проводится текстологическая работа, биографические разыскания о жизни и творчестве писателей, социологические исследования: подсчет публикаций, читательской востребованности произведений и пр.); 3) Журналы, их редакции и их авторы: Вопросы литературы, Филологические науки, Новое литературное обозрение (НЛО), Литературная учеба, Русская литература. 4) Литературоведческие сайты (ФЭБ – фед.эл.библиотека, ОПОЯЗ – общество поэтического языка) 5) Кафедры при университетах, где преподаватели одновременно являются учеными ( в МПГУ – кафедра русской литературы, кафедра Всемирной литературы .  

27. Музеи литературные – музеи, специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса. Прообразами литературных музеев можно считать хранилища древних и церковных рукописей в соборах и монастырях, а также собрания частных, государственных и церковных библиотек. По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные. Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в Москве – ГЛМ и Музей института русской литературы в Петербурге – Пушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др.