ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Определения размеров инвестирования строительства;
- Определения договорных цен на строительство;
- Расчетов между заказчиками и инвесторами за выполнение строительно- монтажных работ;
- Определения стоимости оборудования, его доставки и монтажа;
- Для расчета других затрат участников строительства.
На основе сметной стоимости строительные организации осуществляют статистическую отчетность. Основанием для определения сметной стоимости являются задание на проектирование и проектная документация.
Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющими собой вид работ (затрат): объект - пусковой комплекс - очередь строительства - строительство в целом.
Под объектом строительства рассматривается отдельно стоящий объект (при строительстве комплекса объектов) со всеми относящимися к нему обустройствами, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными элементами и т.д.
Пусковой комплекс включает в себя несколько объектов производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, внутриплощадочные коммуникации и т.д.
Под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, ввод которых в эксплуатацию обеспечит выпуск готовой продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.
13. Этапы ценообразования на строительную продукцию.
Этапы ценообразования:
- Изучение спроса;
- Расчет издержек и определение нижнего порога цены;
- Анализ конкурентной среды: оценка стоимости и основных параметров продукции конкурентов;
- Выбор методов ценообразования, определение верхнего порога цены;
- Разработка ценовой политики компании;
- Установление цен на строительную продукцию на определенный период.
Методы ценообразования:
• Ресурсный. Система расчета основана на суммировании составляющих затрат.
Стоимость определяют по текущим ценам на услуги и ресурсы, необходимые для реализации строительного проекта. Перечень затрат составляют на основе проектной документации или действующих нормативов.
• Ресурсно-индексный. Метод основан на ресурсном вычислении, но в нем дополнительно используют систему индексов (поправочные коэффициенты).
Метод эффективен в условиях инфляции.
• Базисно-индексный. В базисно-индексном методе используют систему текущих и прогнозируемых индексов по стоимости, определенной в базисном уровне цен
(установленных на конкретную дату).
• Базисно-компенсационный. Алгоритм расчета основан на оценке фактических расходов. Итоговую стоимость определяют после завершения всех работ на объекте. Базисно-компенсационный метод ценообразования определяет итоговую стоимость как сумму базисных и дополнительных значений, установленных в процессе работы.
• Метод использования банка данных. Для расчета цен используют информацию о полной стоимости по спроектированным или уже построенным объектам.
Соответствующие статьи расходов корректируют по коэффициенту удорожания.
14. Участники ценообразования на строительную продукцию; полномочия органов государственной власти.
Особенности строительной продукции как товара:
- Стационарность, неподвижность строительной продукции. Размещение строительной продукции на определенном участке делает ее зависимой от стоимости земельного участка, от природно-климатических условий и т.д.;
- Жизненный цикл строительной продукции обычно более продолжителен, чем жизненный цикл товаров промышленного производства;
- Индивидуальность спроса на объекты недвижимости;
- Объекты капитального строительства в меньшей мере поддаются стандартизации и унификации. Товарный спрос во многом определяется профессионализмом проектировщика и строительного подрядчика, сто придает особую ценность продукту.
Строительная
продукция
обладает
технико-экономическими
особенностями, которые влияют на систему ценообразования:
- Индивидуальный характер строящихся зданий;
- Местные условия строительства;
- Многообразие строительной продукции;
- Длительный производственный цикл;
- Территориальная закрепленность строительной продукции.
В формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют
проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Окончательной ценой на строительную продукцию является согласованная цена между заинтересованными лицами.
Ценообразование контролируют различные органы государственной власти:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС); Федеральная налоговая служба (ФНС);
Роспотребнадзор и др. Здесь есть очень тонкий момент. Если ФАС контролирует
предприятия в области ценообразования, чтобы не было завышения цен, картельных сговоров, то ФНС контролирует их, чтобы была выше прибыль, не было занижения цен.
15. Этапы проектирования и соответствующие им виды сметной документации.
16. Классификация сметных нормативов в строительстве.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
- Государственные сметные нормативы - ГСН;
- Отраслевые сметные нормативы - ОСН;
- Территориальные сметные нормативы - ТСН;
- Фирменные сметные нормативы - ФСН;
- Индивидуальные сметные нормативы - ИСН.
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного
нормирования в строительстве.
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия
деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
17. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве: назначение и содержание.
Федеральная государственная информационная система ценообразования в
строительстве (ФГИС ЦС) представляет собой платформу для сбора, обработки,
хранения, размещения, использования информации, применяемой для расчета сметной
стоимости строительной продукции. Основная цель создания информационной системы – экономия государственных средств, выделяемых на капитальное
строительство.
Единая информационная система создана с целью обеспечить открытость и
прозрачность работы госорганов, государственных и муниципальных заказчиков,
местного самоуправления, а также исполнителей госконтрактов в сфере
строительства.
15. Этапы проектирования и соответствующие им виды сметной документации.
16. Классификация сметных нормативов в строительстве.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
- Государственные сметные нормативы - ГСН;
- Отраслевые сметные нормативы - ОСН;
- Территориальные сметные нормативы - ТСН;
- Фирменные сметные нормативы - ФСН;
- Индивидуальные сметные нормативы - ИСН.
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного
нормирования в строительстве.
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия
деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
17. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве: назначение и содержание.
Федеральная государственная информационная система ценообразования в
строительстве (ФГИС ЦС) представляет собой платформу для сбора, обработки,
хранения, размещения, использования информации, применяемой для расчета сметной
стоимости строительной продукции. Основная цель создания информационной системы – экономия государственных средств, выделяемых на капитальное
строительство.
Единая информационная система создана с целью обеспечить открытость и
прозрачность работы госорганов, государственных и муниципальных заказчиков,
местного самоуправления, а также исполнителей госконтрактов в сфере
строительства.
Платформа ФГИС ЦС помогает решить следующие задачи:
- повысить прозрачность, достоверность определения стоимости строительного продукта на всех стадиях реализации проекта, финансируемого из бюджетных средств;
- сделать рынок более стабильным;
- оптимизировать стоимость материалов, технологических процессов;
- обеспечить использование современных информационных средств для расчета
сметной стоимости строительства;
- сократить сроки на сметные расчеты с сохранением точности;
- улучшить конкурентную среду на рынке стройматериалов;
- стимулировать применение новых технологий в инвестиционно-строительной отрасли;
- стимулировать процессы импортозамещения.
18. Методы определения сметной стоимости на строительную продукцию.
Этапы ценообразования:
- Изучение спроса;
- Расчет издержек и определение нижнего порога цены;
- Анализ конкурентной среды: оценка стоимости и основных параметров продукции конкурентов;
- Выбор методов ценообразования, определение верхнего порога цены;
- Разработка ценовой политики компании;
- Установление цен на строительную продукцию на определенный период.
Методы ценообразования:
• Ресурсный. Система расчета основана на суммировании составляющих затрат.
Стоимость определяют по текущим ценам на услуги и ресурсы, необходимые для реализации строительного проекта. Перечень затрат составляют на основе проектной документации или действующих нормативов.
• Ресурсно-индексный. Метод основан на ресурсном вычислении, но в нем дополнительно используют систему индексов (поправочные коэффициенты).
Метод эффективен в условиях инфляции.
• Базисно-индексный. В базисно-индексном методе используют систему текущих и прогнозируемых индексов по стоимости, определенной в базисном уровне цен
(установленных на конкретную дату).
• Базисно-компенсационный. Алгоритм расчета основан на оценке фактических расходов. Итоговую стоимость определяют после завершения всех работ на объекте. Базисно-компенсационный метод ценообразования определяет итоговую стоимость как сумму базисных и дополнительных значений, установленных в процессе работы.
• Метод использования банка данных. Для расчета цен используют информацию о полной стоимости по спроектированным или уже построенным объектам.
Соответствующие статьи расходов корректируют по коэффициенту удорожания.
19. Порядок определения начальной максимальной цены контракта при государственном заказе.
Начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются
заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
2) Нормативный метод;
3) Тарифный метод;
4) Проектно-сметный метод;
5) Затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) заключается в установлении максимальной цены контракта на основании оценки и анализа цен на рынке на аналогичные товары/услуги.
При применении метода сопоставимых цен заказчик может корректировать цены товаров/услуг с помощью коэффициентов или индексов для перерасчета с учетом особенностей товаров/услуг.
Нормативный метод определения начальной максимальной цены контракта основан на требованиях к закупаемым товарам, услугам, работам.
Тарифный метод определения начальной максимальной цены контракта применяется, если в соответствии с законодательством РФ цены на товары/услуги/работы подлежат государственному регулированию или установлены
муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная цена контракта определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары/услуги/работы.
Проектно-сметный
метод заключается в определении начальной максимальной цены контракта на:
- Строительство/реконструкцию/капитальный ремонт/снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с
методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных
работ, утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ;
- Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на основании согласованной в порядке, установленном законодательством РФ, проектной
документации на проведение работ по сохранению объектов культурного
наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в качестве дополнения к ним. Затратный метод заключается в определении начальной максимальной цены контракта как сумма производственных затрат и
обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются прямые и косвенные затраты.
20. Порядок формирования фактической стоимости строительства.
На стадии подготовки проектной документации определяется сметная стоимость строительства объектов капитального строительства.
Сметная стоимость строительства включает следующие элементы:
- Стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
- Стоимость монтажных работ;
- Стоимость оборудования;
- Прочие затраты (издержки).
Суммарная стоимость строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ составляет стоимость строительно-монтажных работ (СМР) и включает
стоимость:
- Прямых затрат (оплата труда, закупка материалов/изделий/конструкций, эксплуатация технических ресурсов (машин и механизмов));
- Накладные расходы (
б ухгалтерские сборы, реклама, страхование, проценты, судебные издержки, трудовая нагрузка, аренда, ремонт, налоги, телефонные счета, командировочные расходы и коммунальные услуги);
- Сметная прибыль (затраты на оплату труда подрядных организаций на развитие производства и стимулирование работников);
- Прочие затраты (строительство временных даний и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время).
При подготовке сметной документации применяется ресурсный метод определения сметной стоимости. Ресурсный метод предполагает определение сметной стоимости в текущих ценах на основании потребности в строительных ресурсах (выраженной в натуральных показателях), необходимых для реализации проектного решения, и сметных цен строительных ресурсов.
Формирование потребности в строительных ресурсах осуществляется на основании
сметных норм с учетом технологии и объемов работ по строительству объектов капитального строительства. При отсутствии в сметных нормах количественных показателей строительных ресурсов, потребность в них определяется на основании
проектной и иной технической документации.
21. Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ.
Сметная стоимость строительства - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства и определяемых сметными расчетами на основе
проектных данных и сметно-нормативной базы.
В соответствии с технологической структурой инвестиций в основной капитал и практикой работы подрядных организаций сметная стоимость строительства
(реконструкции, капитального ремонта) формируется из следующих частей:
- Стоимость СМР;
- Стоимость оборудования, механизмов и т.д.;
- Прочие затраты (отвод земельного участка, разбивка основных осей зданий и сооружений, средства на организацию и проведение подрядных торгов
(тендеров), проектно- изыскательские работы, технический и авторский надзор, экспертиза проектной документации, прочие затраты по основной деятельности подрядных организаций, включаемые в стоимость подрядных работ).
В экономике под структурой понимается процентное соотношение отдельных
составляющих к общему итогу.
Структура сметной стоимости строительной продукции различна в зависимости от видов строительства.
В целом структура сметной стоимости строительства за последние годы примерно следующая: стоимость строительных работ 63%, стоимость монтажных работ 4,5%, стоимость оборудования, мебели и инвентаря 18%, стоимость прочих затрат 14,5%.
Итого 100%.
Сметная стоимость как строительных (ремонтно-строительных), так и монтажных работ
(Ссмр) по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (HP) и сметной прибыли (СП).
22. Особенности калькулирования сметной стоимости материальных ресурсов.
Сметная стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о
нормативной потребности в физических единицах измерения и соответствующих
сметных цен на каждый вид материального ресурса.
Оценка данных о нормативной потребности в материальных ресурсах может быть определена в базисном уровне по сборнику сметных цен на материалы и региональным сборникам (каталогам) и в текущем уровне, по фактической рыночной стоимости
ресурсов.
Сметные цены на материальные ресурсы определяют нормативный размер затрат на их приобретение и доставку до приобъектного склада строек. Затраты труда и средств механизации, связанные с доставкой материальных ресурсов от приобъектного склада до рабочего места, учтены сметные нормы на выполнение соответствующих работ.
Сметные цены материальных ресурсов определяются по формуле:
Ц
см мр
= ОЦ + Н
постр
+ ТР + ТУР + З
скл
Ц
СМ
МР
- сметные цены на материальные ресурсы;
ОЦ - оптовые цены ресурсов (отпускные цены поставщиков);
Н
ПОСР
- надбавки посредников;
ТР - транспортировка материальных ресурсов, иногда несколькими видами транспорта;
ТУР - затраты на тару, упаковку, реквизит;
З
СКЛ
- заготовительно-складские расходы строительных организаций.
23. Особенности калькулирования стоимости эксплуатации машин и механизмов.
Объектом калькулирования себестоимости работы строительных машин и механизмов является единица времени их работы (машино-смена или машино-час). Сумма фактических затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов ежемесячно списывается на затраты производства (объекты строительства) и другие счета потребителей услуг и распределяется по объектам строительства и другим счетам потребителей услуг исходя из количества машино-смен (машино-часов) работы строительных машин и механизмов на каждом объекте и фактической себестоимости машино-смены (машино-часа).
Для включения в себестоимость единицы времени работы расходы, произведенные всем парком строительной техники, целесообразно разделить на 2 группы в соответствии с классификацией машин и механизмов по эксплуатационным возможностям:
- расходы, связанные с эксплуатацией крупных строительных машин и механизмов;
- расходы, связанные с эксплуатацией мелких строительных машин и механизмов.
При работе крупной строительной техники диспетчером выдается сменный рапорт или путевой лист строительной машины по каждой единице, который по окончании работы подписывается механиком. В конце каждого месяца механик сдает в бухгалтерию отчет об использовании строительной техники, к которому прилагаются рапорта. В отчете указывается, сколько машино-смен отработано за месяц, в том числе на объектах строительства и при выполнении других видов работ.
Сметные цены и цены на эксплуатацию машин и механизмов (Смаш) в базисном и текущем уровнях цен определяются как сумма затрат по формуле:
С
маш
= А
см
+ Р + Э + С + Г + П
Асм - затраты на амортизационные отчисления на полное восстановление машин и механизмов за период их эксплуатации, руб./маш.-ч;
Р - затраты на выполнение текущего и капитального ремонта, технического обслуживания, диагностирования машин и механизмов, на замену быстроизнашивающихся частей, руб./маш.-ч;
Э - затраты на энергоносители, руб./маш.-ч;
С - затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;
Г - затраты на гидравлическую жидкость, руб./маш.-ч;
П - затраты на перебазировку машин и механизмов, включая затраты на монтаж, демонтаж и выполнение погрузочно-разгрузочных операций (при наличии).
24. Особенности определения затрат на заработную плату рабочих-строителей.
Затраты по основной заработной плате строительных рабочих, занятых в основной деятельности, заказчик и подрядчик вправе определять самостоятельно по согласованным расчетам в составе договорной цены на строительную продукцию
(работы, услуги).
Предприятия, организации и учреждения, участвующие в инвестиционно-строительной деятельности, по системам, формам и условиям оплаты труда работников условно подразделяют на три группы:
- предприятия организации и учреждения органов государственной власти и управления. В них труд работников оплачивается по должностным окладам с надбавками за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия государственной службы, а также предусмотрена выплата премий и материальной помощи в пределах установленного фонда оплаты труда.
- предприятия, организации и учреждения, финансируемые из бюджетных источников. В них оплата труда работников производится на основе «Единой тарифной сетки» с соответствующими надбавками, доплатами, поощрительными выплатами, регулируемыми постановлениями Правительства РФ.
- предприятия, организации и учреждения других форм собственности и организационно-правового статуса. В них самостоятельно решаются вопросы оплаты труда работников на основе действующего законодательства в области социально-трудовых отношений.
Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях является тарифная система, обеспечивающая, в соответствии с квалификацией, оплату труда работников, зависящую от сложности выполняемых ими работ.
Для определения размера средств на оплату труда рабочих в сметах и договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих методов.
1) При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) размер средств на оплату труда (3 расч
) в текущем
(прогнозном) уровне цен требуется определить на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в человеко-часах, можно определять по следующей формуле:
З
расч
=
Т⋅З
факт мес
????
З
расч
- расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
Т - трудоемкость работ (затраты труда рабочих - строителей и механизаторов), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел.-ч;
З
факт мес
- фактическая (на момент расчета) по данным статистической отчетности, или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации. t - среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим в конкретной организации, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой
Минтрудом России, (чел-мес.).
Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно-индексным и другими методами.