Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дидактические игры способствуют совместному решению игровых задач, которое направлено на общение между учащимися на уроке. В дидактической игре присутствует загадка — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, способствует самостоятельному поиску ответа. В дидактических играх происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие от игры, а в итог помимо этого получают новые знания и развивают свои психические процессы. В играх учащиеся достигают целей разных уровней. На первом уровне происходит удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, которая определяет готовность к любой активности, если она приносит удовлетворенность. На втором уровне достигается функциональная цель, заключающаяся в выполнении правил, разыгрыванием сюжетов, ролей. На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. [3, с. 154]. Для формирования и развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр важно, чтобы главным в оценке учеником своей деятельности, производился качественный анализ его работы во время дидактической игры. При этом необходимо подчеркнуть все положительные моменты, которые помогли учащимся справится с поставленной задачей в игре, а также обратить внимание на причины имеющихся недостатков. Тем самым учащиеся будут понимать, что принимать активное участие в игре и помогать своей команде намного легче и интереснее если у тебя имеется определенный объем знаний, полученных во время урока. При помощи использования дидактических игр на уроках окружающего мира учитель создает такие ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно оценивать свои результаты и сделать самостоятельно вывод о своих успехах или неудачах в какой-либо конкретной деятельности.

В процессе игры дети, одновременно отдыхая от учебной деятельности, закрепляют либо получают новые знания об окружающем их мире. В начальных классах для развития мотивации на уроках окружающего мира наиболее распространены такие виды дидактических игр, как: игры с предметами (игрушки, природный материал) и словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

Работа по развитию сенсомоторики младших школьников игровыми средствами, требует создания следующих педагогических условий:

1. Обеспечение повышенного уровня освещенности помещения в соответствии с действующими нормативами.


2. Применение игрового и дидактического материалов, отвечающих определённым требованиям, обусловленным своеобразием сенсомоторного восприятия младших школьников: картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей.

3. Ограничение сенсомоторной нагрузки для каждого ребенка (с учетом индивидуальных особенностей).

4. Учет индивидуальных возможностей ребенка.

5. Включение игр и упражнений в режимные моменты.

6. Консультативная деятельность.

Для реализации поставленных задач в плане-проекте мы разработали систему занятий, игр и упражнений, направленных на развитие сенсомоторики младших школьников игровыми средствами.

Проведенный анализ литературы позволил нам разработать картотеку игр по развитию сенсомоторики у младшего школьника с интеллектуальными нарушениями на уроках окружающего мира.

В картотеку игр входят игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, и зрительно-моторной координации.

Для развития, у младшего школьника с умственной отсталостью, зрительного восприятия нами предлагаются игры, помогающие ребёнку в развитии зрительного восприятия. Они могут быть использованы во всех режимных моментах, а также на уроках окружающего мира. Например: «Узнай что это?», «Волшебное слово», «Шерлок Хомс», «Переплетенные нити» (Приложение К).

Для развития, у младшего школьника с умственной отсталостью, мелкой моторики нами предлагаются игры, пальчиковые гимнастики помогающие ребенку в развитии мелкой моторики. Они могут быть использованы во всех режимных моментах, а также на уроках окружающего мира. Например: пальчиковые игры: «Капуста», «Семья». Дидактические игры и упражнения: «Театр теней», «Нанизывание», рисование по манке, «Сухой бассейн» (Приложение Л).

Для развития, у младшего школьника с умственной отсталостью, мелкой моторики нами предлагаются игры и упражнения, помогающие ребёнку в развитии зрительно-моторной координации. Например: «Раскрась правильно», «Лабиринт», «Палочки-моталочки», «Обведи воздушный шарик в направлении, указанном стрелкой», «Обведи дом в направлениях, указанных стрелками» (Приложение М).

Приведенные выше дидактические игры, а также многие другие способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков.


Мы привели примеры, на наш взгляд, наиболее целесообразного материала, направленного на развитие сенсомоторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности.

Представленные материалы и конспекты могут быть использованы как учителями начальных классов, так и коррекционными педагогами в начальном образовании, а также в работе тифлопедагога и дефектолога. Игры и упражнения могут быть полезны родителям, имеющим ребенка с умственной отсталостью и проблемами в развитии сенсомоторики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира. Исследование показало, что в настоящий момент данная проблема не теряет своей актуальности.

В теоретической части исследования мы рассмотрели понятие «сенсомоторика» - это умение управлять движением, это согласованность глаз, слуха, ощущений и движений. В сенсомоторики, с точки зрения ее операциональной организации, можно выделить четыре компонента: ощущение, восприятие, мелкая и крупная моторика.

Нарушение сенсомоторики затрагивает все сферы развития личности. По степени нарушения интеллекта выделяют следующие подкатегории: дебильность, имбецильность и идиотию.

Нами были рассмотрены особенности развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и были сделаны выводы о том, что характерной особенностью развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является: нарушение обобщенности восприятия; нарушение скорости восприятия; невозможность определения контурных, зашумленных и перекрытые изображения; частая смена сигналов (объектов) и нарушение слухового восприятия. Вследствие нарушения сенсомоторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью возникают сложности в формировании двигательных умений, это проявляется в снижении точности, скорости и скоординированности мелких движений пальцев рук.

Мы описали педагогические условия развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира, которые включают в себя:

- использование знаний практико-ориентированного характера, основанных на сочетании элементов различных видов деятельности;

- учет индивидуальных особенностей младших школьников
.

Во второй главе нашего исследования нами была проведена опытно-практическая работа для изучения уровня сформированности сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. По результатам диагностического исследования мы узнали, что у младших школьников о том, что в данной группе представлен средний и низкий уровень сенсомоторики. Из 6 обучающихся средний уровень сенсомоторики у 5 учеников, а низкий уровень сенсомоторики у 1 обучающегося. Изложенные факты указывают на наличие проблем в развитии сенсомоторики, а именно в развитии таких операций, как избирательность, предметность, константность, зрительное восприятие, а так же предметно-пространственные представления.

Отсюда следует, что необходимо организовать работу по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира. Мы составили план-проект по этому направлению, и он включал в себя серию конспектов уроков по окружающему миру, различные игры и упражнения на развитие всех умений, способствующих развитию сенсомоторики.

Нами были разработаны методические рекомендации по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира. В них представлены игры и упражнения для полноценного развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и рекомендации для родителей в виде памяток и консультаций.

Таким образом, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Основы сенсомоторики формируются и систематизируются как на этапе дошкольного детства, так и на этапе младшего школьного возраста.

2. Овладение сенсомоторики происходит в ходе целенаправленной и систематической работы.

3. Необходимо создание специальных педагогических условий для развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.

На наш взгляд, данное направление работы нуждается в глубокой дальнейшей разработке и систематизации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2020 г. N 712)
  2. 1   2   3   4   5   6

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)



II. Литература

  1. Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работ с ними // Начальная школа, 2019. №5. С.91-93.

  2. Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.

  3. Андреева К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.

  4. Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Персонализация образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в возрасте 6-10» / Вопросы обеспечения лекарственных средств. 2016. № 1(11). С. 57-68.

  5. Брушинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды.5-е изд., 2014.-408 с.

  6. Габова М. А. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.

  7. Гордеева И.В. Социализация и трудовая подготовка детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях школы интерната / Психолого-педагогические условия обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Л.Ф. Тихомировой, А.М. Ходырева, А.В. Басова. 2017. С. 127-133.

  8. Григорьева Е.В. Некоторые проблемы естественно – научного образования. Начальная школа, 2021 г. № 5

  9. Джонсон Д.Джонсон Р.Джонсон-Холубек Э. Методы обучения.Обучение в сотрудничестве:Пер.с англ.-СПб.:Экономическая школа,2014.-256с.

  10. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью: Дефектология./Г.И.Жаренкова. М.: 1981.-206с.№ 2].Стр 9

  11. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания М., 2018. - 496 с.

  12. Коммуникативность обучения – в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Просвещение,2015.-127с.

  13. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград. 2013

  14. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, Дементьева И.Ф. Издательство: ИЦ "Академия", 2013.-320 с. стр 7

  15. Мухина В.С. Возрастная психология М., 2018. - 453 с.

  16. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2016 - № 4

  17. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. 2019., 120-125 с.

  18. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов., 2020. - 192 с.

  19. Петросова Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Учебное пособие М., 2018. - 360 с.

  20. Петрушина С.В. О развитии пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. - 2017. №8. - С.56-58.

  21. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2014.-336с.- (Азбука психологии).

  22. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа, 2019. С.101 - 107.

  23. Соколова Н. А., КозинаЕ. Ф. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля.М., 2020. - 240 с.

  24. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), окружающий мир, 2 классы

  25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - с. 206-207.

  26. Юдина Е.И. Умственное развитие семилетних школьников // Начальная школа. - 2019, № 12. - С.25-30.

  27. Э. Я. Удалова , Л. А. Метиева «Развитие сенсорной сферы детей», 2009. – с 111-115