Файл: Развитие сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дидактические игры способствуют совместному решению игровых задач, которое направлено на общение между учащимися на уроке. В дидактической игре присутствует загадка — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, способствует самостоятельному поиску ответа. В дидактических играх происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие от игры, а в итог помимо этого получают новые знания и развивают свои психические процессы. В играх учащиеся достигают целей разных уровней. На первом уровне происходит удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, которая определяет готовность к любой активности, если она приносит удовлетворенность. На втором уровне достигается функциональная цель, заключающаяся в выполнении правил, разыгрыванием сюжетов, ролей. На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. [3, с. 154]. Для формирования и развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр важно, чтобы главным в оценке учеником своей деятельности, производился качественный анализ его работы во время дидактической игры. При этом необходимо подчеркнуть все положительные моменты, которые помогли учащимся справится с поставленной задачей в игре, а также обратить внимание на причины имеющихся недостатков. Тем самым учащиеся будут понимать, что принимать активное участие в игре и помогать своей команде намного легче и интереснее если у тебя имеется определенный объем знаний, полученных во время урока. При помощи использования дидактических игр на уроках окружающего мира учитель создает такие ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно оценивать свои результаты и сделать самостоятельно вывод о своих успехах или неудачах в какой-либо конкретной деятельности.
В процессе игры дети, одновременно отдыхая от учебной деятельности, закрепляют либо получают новые знания об окружающем их мире. В начальных классах для развития мотивации на уроках окружающего мира наиболее распространены такие виды дидактических игр, как: игры с предметами (игрушки, природный материал) и словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).
Работа по развитию сенсомоторики младших школьников игровыми средствами, требует создания следующих педагогических условий:
1. Обеспечение повышенного уровня освещенности помещения в соответствии с действующими нормативами.
2. Применение игрового и дидактического материалов, отвечающих определённым требованиям, обусловленным своеобразием сенсомоторного восприятия младших школьников: картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей.
3. Ограничение сенсомоторной нагрузки для каждого ребенка (с учетом индивидуальных особенностей).
4. Учет индивидуальных возможностей ребенка.
5. Включение игр и упражнений в режимные моменты.
6. Консультативная деятельность.
Для реализации поставленных задач в плане-проекте мы разработали систему занятий, игр и упражнений, направленных на развитие сенсомоторики младших школьников игровыми средствами.
Проведенный анализ литературы позволил нам разработать картотеку игр по развитию сенсомоторики у младшего школьника с интеллектуальными нарушениями на уроках окружающего мира.
В картотеку игр входят игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, и зрительно-моторной координации.
Для развития, у младшего школьника с умственной отсталостью, зрительного восприятия нами предлагаются игры, помогающие ребёнку в развитии зрительного восприятия. Они могут быть использованы во всех режимных моментах, а также на уроках окружающего мира. Например: «Узнай что это?», «Волшебное слово», «Шерлок Хомс», «Переплетенные нити» (Приложение К).
Для развития, у младшего школьника с умственной отсталостью, мелкой моторики нами предлагаются игры, пальчиковые гимнастики помогающие ребенку в развитии мелкой моторики. Они могут быть использованы во всех режимных моментах, а также на уроках окружающего мира. Например: пальчиковые игры: «Капуста», «Семья». Дидактические игры и упражнения: «Театр теней», «Нанизывание», рисование по манке, «Сухой бассейн» (Приложение Л).
Для развития, у младшего школьника с умственной отсталостью, мелкой моторики нами предлагаются игры и упражнения, помогающие ребёнку в развитии зрительно-моторной координации. Например: «Раскрась правильно», «Лабиринт», «Палочки-моталочки», «Обведи воздушный шарик в направлении, указанном стрелкой», «Обведи дом в направлениях, указанных стрелками» (Приложение М).
Приведенные выше дидактические игры, а также многие другие способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков.
Мы привели примеры, на наш взгляд, наиболее целесообразного материала, направленного на развитие сенсомоторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности.
Представленные материалы и конспекты могут быть использованы как учителями начальных классов, так и коррекционными педагогами в начальном образовании, а также в работе тифлопедагога и дефектолога. Игры и упражнения могут быть полезны родителям, имеющим ребенка с умственной отсталостью и проблемами в развитии сенсомоторики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира. Исследование показало, что в настоящий момент данная проблема не теряет своей актуальности.
В теоретической части исследования мы рассмотрели понятие «сенсомоторика» - это умение управлять движением, это согласованность глаз, слуха, ощущений и движений. В сенсомоторики, с точки зрения ее операциональной организации, можно выделить четыре компонента: ощущение, восприятие, мелкая и крупная моторика.
Нарушение сенсомоторики затрагивает все сферы развития личности. По степени нарушения интеллекта выделяют следующие подкатегории: дебильность, имбецильность и идиотию.
Нами были рассмотрены особенности развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и были сделаны выводы о том, что характерной особенностью развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью является: нарушение обобщенности восприятия; нарушение скорости восприятия; невозможность определения контурных, зашумленных и перекрытые изображения; частая смена сигналов (объектов) и нарушение слухового восприятия. Вследствие нарушения сенсомоторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью возникают сложности в формировании двигательных умений, это проявляется в снижении точности, скорости и скоординированности мелких движений пальцев рук.
Мы описали педагогические условия развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира, которые включают в себя:
- использование знаний практико-ориентированного характера, основанных на сочетании элементов различных видов деятельности;
- учет индивидуальных особенностей младших школьников
.
Во второй главе нашего исследования нами была проведена опытно-практическая работа для изучения уровня сформированности сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. По результатам диагностического исследования мы узнали, что у младших школьников о том, что в данной группе представлен средний и низкий уровень сенсомоторики. Из 6 обучающихся средний уровень сенсомоторики у 5 учеников, а низкий уровень сенсомоторики у 1 обучающегося. Изложенные факты указывают на наличие проблем в развитии сенсомоторики, а именно в развитии таких операций, как избирательность, предметность, константность, зрительное восприятие, а так же предметно-пространственные представления.
Отсюда следует, что необходимо организовать работу по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира. Мы составили план-проект по этому направлению, и он включал в себя серию конспектов уроков по окружающему миру, различные игры и упражнения на развитие всех умений, способствующих развитию сенсомоторики.
Нами были разработаны методические рекомендации по развитию сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира. В них представлены игры и упражнения для полноценного развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и рекомендации для родителей в виде памяток и консультаций.
Таким образом, по результатам настоящего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Основы сенсомоторики формируются и систематизируются как на этапе дошкольного детства, так и на этапе младшего школьного возраста.
2. Овладение сенсомоторики происходит в ходе целенаправленной и систематической работы.
3. Необходимо создание специальных педагогических условий для развития сенсомоторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью через игровую деятельность на уроках окружающего мира.
На наш взгляд, данное направление работы нуждается в глубокой дальнейшей разработке и систематизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Источники
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2020 г. N 712) - 1 2 3 4 5 6
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
II. Литература
-
Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работ с ними // Начальная школа, 2019. №5. С.91-93. -
Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19. -
Андреева К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718. -
Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Персонализация образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в возрасте 6-10» / Вопросы обеспечения лекарственных средств. 2016. № 1(11). С. 57-68. -
Брушинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избранные психологические труды.5-е изд., 2014.-408 с. -
Габова М. А. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с. -
Гордеева И.В. Социализация и трудовая подготовка детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях школы интерната / Психолого-педагогические условия обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Л.Ф. Тихомировой, А.М. Ходырева, А.В. Басова. 2017. С. 127-133. -
Григорьева Е.В. Некоторые проблемы естественно – научного образования. Начальная школа, 2021 г. № 5 -
Джонсон Д.Джонсон Р.Джонсон-Холубек Э. Методы обучения.Обучение в сотрудничестве:Пер.с англ.-СПб.:Экономическая школа,2014.-256с. -
Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью: Дефектология./Г.И.Жаренкова. М.: 1981.-206с.№ 2].Стр 9 -
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания М., 2018. - 496 с. -
Коммуникативность обучения – в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Просвещение,2015.-127с. -
Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград. 2013 -
Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, Дементьева И.Ф. Издательство: ИЦ "Академия", 2013.-320 с. стр 7 -
Мухина В.С. Возрастная психология М., 2018. - 453 с. -
Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2016 - № 4 -
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. 2019., 120-125 с. -
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов., 2020. - 192 с. -
Петросова Г.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Учебное пособие М., 2018. - 360 с. -
Петрушина С.В. О развитии пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. - 2017. №8. - С.56-58. -
Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 2014.-336с.- (Азбука психологии). -
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа, 2019. С.101 - 107. -
Соколова Н. А., КозинаЕ. Ф. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля.М., 2020. - 240 с. -
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), окружающий мир, 2 классы -
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - с. 206-207. -
Юдина Е.И. Умственное развитие семилетних школьников // Начальная школа. - 2019, № 12. - С.25-30. -
Э. Я. Удалова , Л. А. Метиева «Развитие сенсорной сферы детей», 2009. – с 111-115