Файл: Продуктивные и непродуктивные способы словообразования (на материале творчества А. А. Фета).docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Костанайский Государственный Педагогический Институт
Филологический факультет
Кафедра русского языка и литературы
Продуктивные и непродуктивные способы словообразования (на материале творчества А.А. Фета)
Костанай 2017 г.
Содержание:
Введение
1История вопроса об изучении продуктивных и непродуктивных аффиксов в словообразовательной науке
1.1 Продуктивные и непродуктивные аффиксы
1.1.1 Продуктивные и непродуктивные способы словообразования имен существительных
1.1.2 Характеристика продуктивности и непродуктивности глагола
1.2 Продуктивность словообразующих и формообразующих аффиксов
2 Характеристика сопоставления продуктивности словообразующих и формообразующих аффиксов в поэзии Тютчева
2.1 Анализ использования продуктивных аффиксов в художественном тексте
2.2 Анализ использования непродуктивных аффиксов в художественном тексте
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Наиболее популярные способы обогащения словарного состава языка – пополнение его новыми словами. Пополнение происходит двумя путями: заимствования и образование новых слов. К образованию новых слов относятся множество способов, которые принадлежат образованию частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий и других частей речи. В предоставленной вам работе рассмотрены способы образования новых слов, в частности продуктивные и непродуктивные способы. Новизна работы состоит в рассмотрении продуктивных и непродуктивных аффиксов и их влияние на состав слов современного русского языка.
Вследствие этого, тема считается актуальной, т.к. с помощью этих способов обогащается и пополняется словарный состав языка. И многих лингвистов интересует связь взаимодействий частей речи, способствующих образованию новых слов через формообразующие и словообразующие аффиксы, которые заканчиваются исходом продуктивности и непродуктивности.
Степень изученности: В области изучения русского языка, данной темой занимаются столетиями. Создаются словари, записываются новые аффиксы, исследуются новые явления. К примеру, Н.С. Валгина рассматривала продуктивность словообразующих и формообразующих аффиксов. Она выявила наиболее распространённые аффиксы, которые используются в речи и в настоящее время человеком. Также в её работе изучены продуктивные способы образования имен существительных. Н.М. Шанский и П.А. Лекант исследовали продуктивные и непродуктивные аффиксы. Великий В.В. Виноградов раскрыл наиболее полно тему продуктивности и непродуктивности глагола.
Следовательно, формируются такие цели как:
1)Разобрать продуктивные и непродуктивные способы словообразования;
2)Научиться находить и разбирать данные способы в художественном тексте;
Из данных целей вытекают следующие задачи:
1)отобрать, систематизировать, проанализировать теоретический материал;
2)выявить наиболее прогрессирующие продуктивные и непродуктивные способы в частях речи;
3)найти в художественном тексте применения способов и разобрать их;
Объект - словарный состав языка, предмет - продуктивный и непродуктивные способы словообразования.
Методологическая основа: М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Н.С. Валгиной, Н.М. Шанского , П.А. Леканта, Г.В. Мустакимовой.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.
Структура исследования определена поставленными целями и главными задачами. Имеет традиционную структуру: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 История вопроса об изучении продуктивных и непродуктивных аффиксов в словообразовательной науке
1.1 Продуктивные и непродуктивные аффиксы словообразования
Решающую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих.
Словообразовательная система представлена значительным количеством словообразовательных типов.
Словообразовательный тип – это схема построения производных слов, которая позволяет объединить их в отдельные группы. В один словообразовательный тип объединяются производные слова по общности трех признаков: производные слова одного словообразовательного типа образованы от одной и той же части речи; они имеют одинаковое словообразовательное значение; словообразовательное значение у них выражено одинаковыми словообразовательными средствами.
Например, к одному словообразовательному типу относятся имена существительные правдивость, приветливость, слабость, так как они образованы от качественных имен прилагательных правдивый, приветливый, слабый, обозначают отвлеченный признак и у всех словообразовательное значение отвлеченного признака выражено суффиксом
– ость.
Словообразовательные типы могут различаться и по степени продуктивности – способности служить образцом для производства слов.
Продуктивным является словообразовательный тип, по образцу которого в современном языке образуются новые слова. Ряд слов, носящихся к такому словообразовательному типу, остается незамкнутым (открытым). Например, продуктивен словообразовательный тип имен существительных, образующихся от глаголов на -изовать, -ировать посредством суффикса –аци(я), выражающего словообразовательное значение «обладающей тем, что названо производящим словом»: волокно – волокнистый, задор - задористый. Продуктивно образование глаголов посредством суффикса – ствова(ть) от существительных являющихся названиями лиц: такие глаголы имеют значение «заниматься тем, что свойственно лицу, поступать так, как свойственно лицу»: бригадир – бригадирствовать, представитель – представительствовать. Продуктивен словообразовательный тип наречий, образованных от прилагательных посредством суффикса – о, выражающего значение «так, как свойственно тому, что названо производящим прилагательным»: быстрый – быстро, лёгкий – легко.
Непродуктивным словообразовательным типом является такой, по образцу которого в современном языке новые слова не образуются. Ряд слов, относящихся к такому словообразовательному типу, замкнутый (закрытый). Непродуктивный тип в словообразовании имен существительных представляют существительные, образование от глаголов посредством суффикса – лец, выражающего значение лица, производящего действие, названное глаголом: кормить – кормилец, скитаться – скиталец. Непродуктивный словообразовательный тип представляют имена прилагательные, образованные от существительных, являющихся названием лица, посредством суффикса –нин, выражающего значение принадлежности: брат – братнин, муж – мужнин. Непродуктивный словообразовательный тип представляют глаголы, образованные от прилагательных посредством суффикса –а(ть), выражающего значение «проявлять или приобретать признак, названный производящим прилагательным»: ветхий – ветшать, хромой – хромать. Непродуктивен словообразовательный тип наречий, образованных от наречий и деепричастий посредством префикса не-, выражающего отрицание: кстати – некстати, медля – немедля. [1,154-156]
1.1.1 Продуктивные и непродуктивные способы словообразования имен существительных
Продуктивные и непродуктивные аффиксы присутствуют и в образовании имен существительных. Имя существительное - одна из значительных частей речи в русском языке, которое обозначает предмет и выражает это значение в категориях числа и падежа, а также в категориях рода и одушевленности / неодушевленности.[1,195]
Имена существительные образуются в современном русском языке разными способами. Значительное количество новых существительных появилось в результате переосмысления значения существительных в языке слов и полного их отделения друг от друга, т.е. в результате появления омонимов (лексико-семантическое словообразование) Например: бригадир, пионер, завод и др.
Возможно и образование слов из словосочетаний (лексико-синтаксический способ). Например: времяпрепровождение, кровопролитие и др.
Достаточно продуктивным является морфолого-синтаксический способ, особенно субстантивация прилагательных, которые могут выступать и в роли существительных и в роли прилагательных, например: военный, подручный, пеший, родной, младший, старший, и т.д.
Но наиболее продуктивным способом является морфологическое словообразование. При этом из всех видов морфологического словообразования существительных особенно распространены суффиксальный, суффиксально-префиксальный способы (аффиксация) и сложение основ, но степень их продуктивности различна.
Так, приставочный (префиксальный) способ в словообразовании существительных играет меньшую роль по сравнению с суффиксальным способом. Чаще всего существительные с приставками по своему происхождению связаны с глагольными основами или основами прилагательных с теми же приставками. [2,187]
Среди словообразовательных суффиксов различаются непродуктивные, с помощью которых в настоящее время новые слова не образуются (например, непродуктивен суффикс -нь: боле-знь, жи-знь; суффикс -ух: пет-ух, паст-ух), и суффиксы продуктивные, активно участвующие в современном словообразовании.
Все продуктивные словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп: 1) суффиксы, служащие для образования названий предметов;
2) суффиксы, употребляемые для образования названий лиц (мужчин и женщин);
3) суффиксы, служащие для образования слов с отвлеченным значением (абстрактных);
4) суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку.
Суффиксы и приставки, служащие для образования названий предметов. Среди суффиксов этой группы выделяется ряд продуктивных суффиксов, например:
1) -льник, -лк-а, при помощи которых образуются существительные (чаще всего от глагольных основ) со значением орудия действия, наименования прибора (будильник, холодильник, веялка, грелка, молотилка);
2) -щик (-чик), при помощи которого образуются существительные (как от глагольных, так и от именных основ) с тем же значением (счетчик, тральщика); слова с этими суффиксами употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи научно-технической;
3) -льн-я, при помощи которого образуются существительные женского рода со значением места действия (читальня, красильня, купальня и др.);
4) -ие(-ье), используемый для образования (чаще всего от именных основ с приставками пространственного значения) существительных со значением места (заречье, предгорье, предплечье, всполье, подножье и др.);
5) -к-а, используемый для образования существительных (чаще всего от основ относительных прилагательных на -ов-, -ев-), являющихся названием предметов по характеризующему их признаку (анисовка, дюймовка, кладовка, жестянка); слова с данным суффиксом употребляются преимущественно в разговорной речи; этот же суффикс используется и при образовании слов, употребляемых в качестве разговорного (или даже просторечного) синонима сочетания прилагательного с существительным: Третьяковка (Третьяковская галерея), вечерка (вечерняя газета) и др.;
6) -ник, при помощи которого (чаще всего от именных основ) образуются существительные для обозначения вместилища, приспособления для чего-либо, подо что-либо (кофейник, бумажник, свинарник и др.);
7) -ин-а, используемый для образования существительных со значением единичности (бусина, соломина, жемчужина и др.), а также (от глагольных основ с приставками) существительных со значением результата действия (выбоина, вмятина, завалина, подпалина и др.);
8) -тор, употребляемый для образования существительных мужского рода, обозначающих орудия действия, приборы, механизмы (изолятор, сепаратор, фиксатор и др.); подобные слова употребляются преимущественно в производственно-технической речи;
9) -л-о, который используется для образования от глагольных основ (с приставками и без них) имен существительных среднего рода со значением орудия действия (покрывало, поддувало, грузило и др.); слова этого типа употребляются преимущественно в производственно-технической речи.[2,188]