Файл: Продуктивные и непродуктивные способы словообразования (на материале творчества А. А. Фета).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта группа не пополняется новыми словами; напротив, от нее постепенно откалывается ряд слов, которые переходят в продуктивный класс глаголов типа делать — делают. Некоторые глаголы образуют двойные, параллельные формы настоящего времени, вроде кудахтать — кудахтают и кудахчут; мурлыкать — мурлыкаю и мурлычу; брызгать — брызгаю и брызжу; махать — махаю и машу; тыкать (с я)— тычу (сь) и тыкаю (сь); хныкать — хнычу и хныкаю; мыкать — мычут и мыкают; рыскать — рыскают и рыщут; хлестать — хлестает и хлещет и т. п.
Ср. уже закончившийся переход глаголов двигать, икать, лобзать, лакать, черпать, рыкать, страдать (ср. стар, страждут), стругать, тягаться, фыркать и т. п. в продуктивный класс I.
В некоторых глаголах двойственность формы используется как средство различения омонимов или разных значений одного слова. Так: метать (петли) — мечут; метать (бросать) — метают и мечут; метать (икру) — мечут; капать (в значении: протекать, пропускать сквозь себя жидкость) — каплю, каплешь, например: Потолок каплет; но капать, капаю — в значении: ронять капли на что-нибудь, например: Он капает вином на скатерть и т.п.
Небольшая (около 35 основ) группа глаголов на -ать (с основой настоящего времени без -а) при 3-м лице множественного числа на -am.
Например: бояться, бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, держать, дребезжать, дрожать, дышать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стоять, стучать, торчать, трещать, урчать и некоторые другие.
Глаголы этой группы как бы сочетают форму инфинитива I класса (-ать) с формой настоящего времени IV класса: спать, но сплю, спишь, спит и т. п. Кроме глаголов бояться, гнать, мчать (ср. бежать), держать, лежать спать, молчать, слышать, стоять, торчать, все остальные слова этого типа обозначают звучание (брюзжать, бурчать, визжать, ворчать, дребезжать, пищать, трещать и т. п.). Ударение неподвижно (за исключением слов гнать, держать, дышать).
Группа (около 45 основ) глаголов на -еть (с устранением морфемы -е- в формах настоящего времени) при 3-м лице множественного числа настоящего времени на -am, -ят.
Например: бдеть —бдят; блестеть — блестят (блещу, блестишь, ср.: блещешь, блещут); болеть — болит — болят (ср.: болеть — болеют); велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, дудеть, зависеть, звенеть, устар. зреть, зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, области, свербеть, свире- стеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (ср.: хочешь, хочет, но: хотим, хотите, хотят), храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь и некоторые другие .

Глаголы этой группы сочетают форму инфинитива II класса (белеть) с формами настоящего времени IV класса. Некоторые исследователи объединяют все эти три группы глаголов в один класс.
Глаголы (60) с суффиксом состояния -ну- (в прошедшем времени обычно без -ну-): -бегнуть (с приставками из-, при-), блекнуть, брюзгнуть, -бухнуть (с приставками на-, раз-), -вергнуть(с приставками в-, из-, низ-, от-, по-, под-, опро-, с-), виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, горкнуть, грузнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, жухнуть, зябнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть, сипнуть, слабнуть, слепнуть, сохнуть, стынуть, тускнуть, тухнуть, хрипнуть, чахнуть и др. Ср. глаголы, сложенные с приставками: воздвигнуть, воскреснуть, разбухнуть, извергнуть, повиснуть, погрязнуть, отвыкнуть, привыкнуть, свыкнуться, заскорузнуть, достигнуть, настигнуть, иссякнуть, ис-чезнуть, стихнуть, исторгнуть, разверзнуть, затихнуть и т. п. Ударение у глаголов этой группы всегда предшествует суффиксу -ну-.
В индивидуальном употреблении некоторые из глаголов этой группы еще иногда сохраняют -ну- в формах прошедшего времени на -л и причастия прошедшего на -вший:Таковы: погрязну л — погрязнувший; избегнул — избегнувший; прибегнул — прибегнувший; низвергнул — низвергнувший; завязну л — завязнувший; заглохну л — заглохнувший; дрыхнул — дрыхнувший; окрепнувший, но: окреп; померкну л — померкнувший; у молкну л — умолкнувший; поникну л — поникнувший; достигну л — достигнувший; вторгнулся — вторгнувшийся, иссякну л — иссякнувший; затихну л — затихнувший.
Группа (7 основ) глаголов с инфинитивом на -ть, -тибез соединительной морфемы, с формами настоящего времени на -у, -ут и с бессуффиксной формой прошедшего времени в мужском роде единственного числа (на -з, -с): везти — везут (прошедшее вез); грызть — грызут (прошедшее грыз); лезть — лезут (лез) ; нести — несут (нес) ; пасти — пасут (пас) ; ползти — ползут (пою); трясти — трясут (тряс, произносится трёс).
Группа (16 основ) глаголов с инфинитивом на -ч(чь), которому соответствуют заднеязычные г и к в основе прошедшего времени (печь — пёк; мочь — мог и т.п.), а также в основе 1-го лица единственного и 3-го лица множественного числа настоящего времени: беречь, влечь, волочь, жечь, лечь (лягут — лег), мочь, облечь, печь, пренебречь, запрячь (выпрячь, отпрячь), изречь (обречь, наречь, отречься, заречься), сечь, стеречь, стричь, течь, толочь. Противопоставление основ настоящего и прошедшего времени в глаголе жечь выражается «беглостью» гласного: жгу — жёг, в других (кроме лечь) глаголах, у которых есть в основе звук е,— чередованием е — о; берегу — берёг, пеку — пёк (но: выпек), теку — тёк (но: вытек) и т. п.


Группа (около 20 основ) глаголов с инфинитивом на -еть, -сти, с основой настоящего времени на зубной (при 3-м л. мн. ч. на -ут) и с формой прошедшего времени на -л (без предшествующего зубного): блюсти — блюдут (блюл), брести — бредут (брел), вести — ведут (вел) ; гнести — гнетут (про-шедшее время гнел не употребляется); грясти (неупотр.) — книжн. грядут (прошедшего нет); гудет — гудут (инфинитив густи не употребляется; форма прошедшего времени гул давно исчезла под влиянием омонимии с существительным гул; ср. у Некрасова: «Идет-гудёт зеленый шум»); класть, красть.
мести, обрести, пасть, плести, прясть, рассвести (рассветет), сесть (сядут, прошедшее время сел); цвести, -честь (прочесть, зачесть, вычесть, счесть, начесть, обчесть, перечесть, учесть, причесть).
Обособленно стоят два глагола на -сти с основой на губной в настоящем и прошедшем времени: грести — гребут (прошедшее грёб; ср. погребут); скрести — скребут (прошедшее скрёб) и два изолированных глагола: клясть — кляну — клял и расти — расту — рос.
Конечно, расти исторически образовалось из раст-ти, а клясть заменило клятъ по какой-то аналогии.
Изолированная группа (4 основы) глаголов с инфинитивом на -ереть, с формой прошедшего времени на -ер и с основой настоящего времени на -р- без предшествующего е: умереть — умру (умер) ; переть — пру (пёр) ; те-реть — тру (тёр); простереть — простру (простёр).
Глаголы 5, 6 и 7-й групп некоторыми исследователями (например, Н. Н. Дурново) объединяются в один класс. (Сюда же иногда включаются и глаголы 8-й группы: мереть, тереть, переть, простереть.)
Группа (5 основ) односложных глаголов на -ить, в которых корневому звуку -и- инфинитива соответствует jв основе настоящего времени и с в форме повелительного наклонения: бить, вить, лить, пить, шить. Отдельно: брить —бреют; гнить — гниют; ср. также устар. почить — почиют.
Примыкающая к предшествующей группа (5 основ) глаголов с односложным корнем инфинитива на -ыть при основе настоящего времени на -oj и при 3-м лице множественного числа -оют: выть, ныть, крыть, мыть, рыть. Отдельно: петь — поют.
Изолированная группа (4 основы) глаголов на -олоть, -ороть при 3-м лице множественного числа настоящего времени на -олют, -орют: колоть, бо- роть(ся), полоть, пороть; отдельно: молоть — мелют.
Кроме того, можно наметить еще несколько окаменелых групп из трехдвух основ:
Дуть — дуют; разуть — разуют; обуть — обуют.
Жить — живут; плыть — плывут; слыть — слывут.
Давать —дают; знавать — знают (дознаваться, зазнаваться, познавать, признавать, сознавать, узнавать); -ставать—стают (ср.: недостает, вставать, восставать, заставать, наставать, отставать, переставать, при-ставать, уставать, расставаться, оставаться и т. п.); создавать — создают (ср.: создать — создам).

Деть —денут, стать — станут; зав ять — завянут; застрять — застрянут.
Взять — возьмет; занять — займут; нанять — наймут; унять — уймут; понять — поймут; принять — примут и т. п. (все сложные с -н(ять); ср.: начать — начнут; зачать — зачнут; почать — почнут (все глаголы сложные с -чать); жать — жмут; жать — жнут; мять — мнут; распять — распнут.
Живописать — живописуют; притязать — притязают, ср. арх. ука- зуют от указывать; ср.: обязуют(ся), наказуют, испытуют (ср. испытующий взгляд).
Наконец, выступают поодиночке, редко — парой изолированные основы глаголов: слать — шлют; -шибить, -шибу, -ешь, например: ошибиться — ошибусь (ср. ошибся), ср. сложные: зашибить; отшибить, ушибить, перешибить и т. п.; реветь — ревут; быть — будут.
Так, среди непродуктивных глагольных групп и среди изолированных глаголов оказываются глаголы с двойными основами, например: блестеть- блещут — блестят; гнать — гонят; петь — поют и т. п.
Сюда же примыкают глаголы с комплексом разнотипных форм: дать —
дам — дашь — даст — дадим — дадите — дадут, прошедшее дал (ср.: создать — создам); есть — ем — ешь — ест — едим — едите — едят, прошедшее ел; ср. надоесть; ср.: идти — иду — идешь — идут, прошедшее шел; ехать — еду — ехал; ср.: чтить — чту.
Так непродуктивные группы глаголов, уменьшаясь в объеме, постепенно выходят за пределы грамматики. Грамматические ряды слов, размельчаясь, превращаются в «лингвистическую пыль» и рассеиваются поодиночке. Глагольные слова из системы грамматически однородных форм, образуемых от одной и той же основы, превращаются в систему разнотипных форм, образованных от разных основ, а иногда и от разных корней. Отдельные глаголы типа ехать, идти, быть и т. п. выступают как замкнутые системы форм, восходящих к разным словам.[3,443-452]


1.2 Продуктивность словообразующих и формообразующих аффиксов;

Аффиксы, с помощью которых образуются новые слова, называются словообразующими, а аффиксы образующие формы одного и того же слова, называются формообразующими.

Использование аффиксов для словообразования и формообразования подчинено определенным закономерностям.

Выбор того или иного аффикса, включение его в состав слова зависит от лексико-грамматических свойств слова или основы. Каждый аффикс имеет свои словообразовательные и формообразующие связи с теми морфемами, которые представлены в том или ином слове и основе. Так, например, суффиксы – ат, - аст используются, как правило, для образования прилагательных от основ имен существительных, обозначающих части человеческого тела или организма животных (бородатый, зубастый и т.п.). Окончания –ыя, - ая, -ое, -ому, -ого и др. применяются прежде всего для формообразования имен прилагательных, а окончания –у, -ю, -ешь, -ет, -ит и т.д. - для образования форм глаголов.

Не все словообразовательные типы слов и не все формы слов представлены в языке одинаково в отношении количественном. В кругу существительных и прилагательных выделяются единичные словообразовательные модели слов, например: конюх, юноша, худощавый и др.

В процессе развития и совершенствования словообразования и формообразования аффиксы расширяют или, наоборот, суживают свои возможности словообразования и формообразования. Одни аффиксы более продуктивны, другие менее продуктивны.

Аффикс – ость в современном русском литературном языке отличается высокой продуктивность, а в древнерусском (до XVII в.) этот аффикс был ограничен в отношении словообразующих связей, сочетаясь только с непроизводными основами прилагательных.

Окончание именительного падежа множественного числа – а, ранее свойственное только существительным среднего рода, расширило свою продуктивность и стало применяться и у существительных мужского рода: города, луга, доктора, профессора и т.п.

С точки зрения продуктивности в образовании слов и форм в современном русском литературном языке аффиксы распадаются на две группы: аффиксы живые и мертвые. К живым относятся аффиксы, образующие слова и формы в современном языке; они четко выделяются в составе слова с точки зрения живых связей и отношений в языке, например: рассказ, рассказчик. Мертвые аффиксы выделяются в слове только с помощью этимологического анализа, например: суффикс – р в слове ста - р - ый, приставка су- с слове супруг.