Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Окончание табл. 1

 

 

 

Наименование документа

Основание для наличия

п/п

 

 

 

 

 

 

 

ст. 15, гл. III Конвенции о возмещении вреда, причиненно-

14

Страховые полисы ответственности за

го иностранными воздушными судами третьим лицам на

причинение ущерба третьим лицам

поверхности от 07.10.1952 г. (Римская конвенция),

 

 

 

Doc.7364

 

 

 

15

Генеральная декларация

гл. 2 Приложения 9 к Чикагской конвенции

 

 

 

16

Пассажирская ведомость

гл. 2 Приложения 9 к Чикагской конвенции

 

 

 

17

Грузовая ведомость

гл. 2 Приложения 9 к Чикагской конвенции

 

 

 

18

Перечень бортприпасов

гл. 2 Приложения 9 к Чикагской конвенции

 

 

 

Примечание. Указанный перечень составлен на основе инструктивного материала ICAO, который не является Стандартами. Национальная практика может допускать отличия от Стандартов, Рекомендуемой практики ICAO.

Эксплуатант устанавливает достаточное число членов кабинного экипажа ВС для каждого типа самолета, исходя из пассажировместимости или числа перевозимых пассажиров, для того чтобы обеспечить безопасную и быструю эвакуацию людей, а также выполнение необходимых функций в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации, но не менее установленного РЛЭ. Эксплуатант определяет эти функции на каждый тип воздушного судна в РПП.

Деятельность экипажа осуществляется под руководством командира ВС. В общем виде обязанности командира воздушного судна излагаются в ВК РФ (п. 2 ст. 57). Командир ВС руководит работой экипажа, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту ВС людей, сохранности судна и находящегося на нем имущества.

Кдеятельности экипажа, которой руководит командир ВС, относятся (см. тему 4):

предполетная подготовка экипажа;

проверка состояния и готовности к полету ВС и его оборудования;

загрузка воздушного судна;

эксплуатация ВС и его оборудования при выполнении полета;

другие работы, связанные с производством полетов, обеспечением их безопасности.

2. Обеспечение полетов воздушных судов

Обеспечение полетов воздушных судов организуется и осуществляется в соответствии с требованиями ст. 69 ВК РФ и гл.VIII ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 № 128) (табл. 2).

Таблица 2

Система наземного обеспечения полетов

Авиатопливообеспечение

Включает прием, хранение, подготовку и заправку ВС кондиционными авиационными ГСМ и специальными жидкостями. Контроль количественных и качественных характеристик свойств авиационных ГСМ на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок

Аварийно-спасательное обеспечение

Осуществляется в целях своевременного оказания помощи пассажирам и экипажам ВС, терпящих бедствие на аэродроме и в районе аэродрома. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэропорта (аэродрома) в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома). Аварийным планом аэропорта (аэродрома) должно быть предусмотрено привлечение специальных служб и координация их действий. Экипажи ВС авиационных предприятий, привлекаемые для выполнения поиска и спасания, обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны пройти соответствующую подготовку


Окончание табл. 2

Авиационное медицинское обеспечение

Включает предполетный медицинский осмотр в соответствии с ФАП «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 22.04.2002 № 50). При выполнении международных полетов с аэродрома, находящегося на территории иностранного государства, а также при выполнении авиационных работ и других полетов с аэродромов, где отсутствует медицинский работник, который имеет право проводить медицинский осмотр, а также с посадочных площадок, предполетный медицинский осмотр не проводится, решение о допуске членов экипажа ВС к полетам принимает командир ВС

Аэродромное обеспечение

Включает комплекс мероприятий по поддержанию в постоянной эксплуатационной готовности аэродрома. Подготовку летного поля к полетам ВС, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом осуществляет аэродромная служба. Порядок расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме устанавливается в соответствии с требованиями Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.07.2006 № 82)

Метеорологическое обеспечение

Осуществляется в целях обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления требуемой метеорологической информацией пользователям воздушного пространства, органам, осуществляющим ОрВД. Метеорологическую информацию летные экипажи воздушных судов могут получать в составе сообщений АТИС, ВОЛМЕТ, обеспечиваемых органами ОВД.

При отсутствии на аэродромах автоматических систем вещания метеорологической информации, а также по запросу летного экипажа ВС сведения о погоде на аэродроме передаются летному экипажу ВС органом ОВД

Орнитологическое обеспечение

Включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений ВС с птицами: орнитологическое обследование района аэродрома, ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию, проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой, сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома; доведение до летных экипажей ВС информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов)

Обеспечение авиационной безопасности

Включает мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение АПВ в деятельность ГА. Эксплуатанты принимают меры авиационной безопасности в соответствии с ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 28.11.2005 № 142). В аэропортах иностранных государств представитель эксплуатанта совместно с командиром ВС принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попыток незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в соответствии с законами и правилами государства пребывания. На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие САБ, командир ВС организует обеспечение мер АБ с привлечением членов экипажа ВС

Электросветотехническое обеспечение

Осуществляется в соответствии с Регламентами технического обслуживания светотехнического оборудования, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами устройств электроустановок, Наставлением по светотехническому обеспечению полетов и электроустановкам в гражданской авиации. Организация эксплуатации электросветотехнического обеспечения полетов осуществляется службами ЭСТОП авиапредприятий.

Все электросветотехнические средства должны отвечать нормам годности к эксплуатации в Российской Федерации гражданских аэродромов; светотехнические средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке


3. Правила полетов и их содержание

Правила полетов – совокупность установленных государством правовых норм, регулирующих связанные с полетом и маневрированием ВС действия командиров ВС (пилотов) как участников воздушного движения. В отличие от правил пилотирования, определяющих технические требования, которые должны соблюдаться пилотом при управлении ВС и эксплуатации его оборудования, правила полетов регулируют отношения, возникающие у командиров ВС в процессе производства полетов с командирами других ВС, которые находятся в полете (например, при визуальном расхождении ВС в полете для предупреждения столкновения между ними и др.), с органами ОВД (например, при получении разрешения на вылет, посадку и др.), а также по поводу соблюдения запретов и ограничений в отношении полетов ВС, установленных для защиты охраняемых государством интересов. В последнем случае правила предписывают командиру ВС соблюдать требования, направленные на защиту:

интересов внешней безопасности и обороноспособности страны (например, запрещают нарушать установленные запретные зоны, зоны ограничения полетов и др.);

личных и имущественных интересов физических и юридических лиц (например, обязывают выдерживать минимальные безопасные высоты полета, соблюдать ограничения в отношении полетов над населенными пунктами и др.);

безопасности данного ВС и других ВС (например, запрещают отклоняться от воздушной трассы, снижаться ниже приборной безопасной высоты в целях перехода на визуальный полет при внезапном попадании в условия плохой видимости и др.).

Установление правил полетов происходит под влиянием целого ряда факторов: типов ВС, уровня их технической оснащенности, географических особенностей места совершения полета (равнинная, горная местность, полеты в условиях пустынь, Арктики, Антарктики и т. д.), вида деятельности, осуществляемой с помощью ВС. Например, полеты по выполнению авиационных работ, испытательные, спортивные, учебные полеты, вылеты для целей поиска и спасания

ит. д. отличаются значительной спецификой от полетов рейсовых самолетов. Вместе с тем существует группа относительно стабильных правил полетов общего характера, которые складываются под влиянием объективных требований к обеспечению БП любого летательного аппарата, а также воздушной обстановки в целом.

Подавляющее большинство правил полетов относится по времени их применения к периоду нахождения ВС в полете, а также к движению по площади маневрирования аэродрома для целей вылета и заруливания на стоянку после посадки. Часть правил определяет действия командира ВС до начала полета и касается изучения данных о фактической и прогнозируемой погоде в районе полета, подготовки плана полета и его представления в орган ОВД, получения разрешения на вылет и др., а также после выполнения полета (передача сообщения в орган ОВД об окончании полета).

Виды полетов

Полеты гражданских воздушных судов классифицируются по правилам выполнения, использованию элементов структуры воздушного пространства (по району выполнения), метеорологическим условиям выполнения, времени суток, физико-географическим условиям, высоте выполнения, месту и способам выполнения (табл. 3).


Таблица 3

 

Классификация полетов

 

 

Признак классификации

Виды полетов

 

 

По правилам выполнения

По правилам полетов по приборам.

 

По правилам визуальных полетов

 

 

По использованию элемен-

Трассовые – по воздушным трассам или МВЛ.

тов структуры воздушного

Маршрутные – по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ.

пространства

Маршрутно-трассовые – по воздушным трассам или МВЛ.

 

Аэродромные – в районе аэродрома (аэроузла) или в дополнительно вы-

 

деленном воздушном пространстве под управление органа ОВД (управле-

 

ния полетами) аэродрома.

 

Районные – в пределах воздушного пространства одного района ЕС ОрВД.

 

Зональные – в пределах воздушного пространства одной зоны ЕС ОрВД

 

 

По метеорологическим

В визуальных метеорологических условиях.

условиям выполнения

В приборных метеорологических условиях

 

 

По времени суток

Дневные – в период между восходом и заходом солнца.

 

Ночные – в период между заходом и восходом солнца.

 

Смешанные – при выполнении которых в период от взлета до посадки про-

 

исходит переход от дневного полета к ночному или наоборот

 

 

По физико-географическим

Над равнинной и холмистой местностью.

условиям, месту и способам

Над горной местностью.

выполнения

Над безориентирной местностью и пустыней.

 

Над водной поверхностью.

 

В полярных районах

 

 

По высоте выполнения

На предельно малой высоте – до 200 м включительно над рельефом мест-

 

ности или водной поверхностью.

 

На малых высотах – свыше 200 до 1000 м включительно над рельефом

 

местности или водной поверхностью.

 

На средних высотах – свыше 100 м до 4000 м включительно.

 

На больших высотах – свыше 4000 до 12 000 м (до тропопаузы) включи-

 

тельно.

 

В стратосфере – свыше 12 000 м (выше тропопаузы)

 

 

Правила полетов подразделяются на два основных вида: правила визуальных полетов и правила полетов по приборам.

Правила визуальных полетов применяются, когда пилотирование ВС и его навигация осуществляются визуально. В основе ПВП лежит принцип «вижу и меня видят». Иногда этот принцип формулируют несколько иначе: «вижу и избегаю столкновений». Выполняя полет по ПВП, командир ВС должен постоянно вести визуальное наблюдение за воздушной обстановкой и в ходе полета и маневрирования выдерживать установленные интервалы с другими ВС, находящимися в полете. Если полет выполняется на малых высотах, командир ВС обязан также визуально наблюдать за впереди расположенной местностью, выдерживать истинную безопасную высоту полета и обходить искусственные препятствия. Выдерживание установленного маршрута полета осуществляется по наземным ориентирам, имеющимся на борту навигационным приборам.

При выполнении полета по ПВП экипаж ВС осуществляет постоянное прослушивание радиочастот органа ОВД (управления полетами), который осуществляет обслуживание (управление) полета ВС, и передает донесения о своем местонахождении.

Правила полетов по приборам применяются, когда пилотирование ВС и его навигация осуществляются по пилотажно-навигационным приборам. К полетам по ППП допускаются пилоты, имеющие соответствующую квалификацию и допуск для производства таких полетов, и воздушные суда, бортовое пилотажно-навигационное оборудование которых позволяет выполнять полет по приборам. ППП рассчитаны на применение в контролируемом воздушном


пространстве под контролем и управлением со стороны органа ОВД, осуществляющего диспетчерское обслуживание. ППП, в отличие ПВП, предполагают возложение на орган ОВД обязанностей по обеспечению безопасного эшелонирования ВС, т. е. их рассредоточения между собой на установленные дистанции и интервалы.

Выполняя полет по ППП, командир ВС обязан до начала полета представить в орган ОВД план полета, в котором по установленной форме указываются время вылета, аэродромы вылета, назначения и запасные аэродромы, маршрут, эшелон (высота), другие параметры полета и т. д.

На протяжении всего полета командир ВС обязан поддерживать непрерывную двустороннюю радиосвязь с органом ОВД, своевременно и точно информировать его о фактических местоположении, высоте и условиях полета ВС, запрашивать и получать информацию, необходимую для безопасного выполнения полета.

При невозможности выполнения полета по ПВП командир ВС обязан перейти на выполнение полета по ППП при наличии соответствующего допуска. Командир ВС, не имеющий допуска к полетам по ППП, обязан возвратиться на аэродром вылета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме.

Общие правила выполнения полетов

Полеты ВС в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с установленными Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138), Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации, Минтранса Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 3103.2002 № 136/42/51), ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 № 128) и Руководством по производству полетов эксплуатанта, разработанным с учетом требований этих ФАП.

Полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются по воздушным трассам, МВЛ и установленным маршрутам. Направление, ширина воздушных трасс, МВЛ и установленных маршрутов, а также эшелоны (высоты) полетов устанавливаются с соблюдением требований безопасности полетов.

Для аэродрома, воздушного судна, командира воздушного судна, вида авиационных работ устанавливаются минимумы выполнения полетов (табл. 4). Основными параметрами при установлении минимумов выполнения полетов являются высота принятия решения, высота нижней границы облаков, видимость на ВПП, видимость, а дополнительно для сверхлегких самолетов – степень атмосферной турбулентности, болтанки.

Высота принятия решения – высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром ВС не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение ВС в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки.

Минимальная высота снижения – высота, установленная для неточного захода на посадку, ниже которой снижение не может производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами.

Высота нижней границы облаков – расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков.

Видимость (дальность видимости) – максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты.