Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установление структуры и классификации воздушного пространства;

планирование и координирование использования воздушного пространства;

обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;

организацию воздушного движения (ОВД, организация потоков воздушного движения, организацию воздушного пространства в целях обеспечения ОВД и организации потоков воздушного движения);

контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным

органом в области использования воздушного пространства – Управлением организации использования воздушного пространства Федерального агентства воздушного транспорта, органами ЕС ОрВД, а также органами пользователей воздушного пространства – органами ОВД (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством РФ.

Структура и классификация воздушного пространства

Структура воздушного пространства – совокупность разграниченных по высоте и территории зон, районов, коридоров и других элементов, обеспечивающих планирование и координирование использования воздушного пространства, непосредственное управление полетами воздушных судов, безопасность и регулярность воздушного движения.

Определение структуры воздушного пространства является обязательным мероприятием в организации использования воздушного пространства. В соответствии со структурой устанавливается ответственность должностных лиц за рациональное использование воздушного пространства, организацию, обеспечение и выполнение полетов воздушных судов, пусков ракет и т. д.

Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за ОрВД возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.

Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100, который относится к нижнему воздушному пространству.

Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

зоны и районы (зоны и районы ЕС ОрВД, районы полетной информации, дис-

петчерские районы, диспетчерские зоны). Границы зон (районов) ЕС ОрВД утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации. Организация использования воздушного пространства в зонах (районах) ЕС ОрВД осуществляется органами ЕС ОрВД;

маршруты обслуживания воздушного движения – утверждаются Министерством транспорта РФ. Организацию разработки и издания Сборника маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации и поправок к нему осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта.

Использование воздушного пространства воздушными судами иностранных государств вне маршрутов ОВД, открытых для международных полетов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов) – устанавливаются для организации выполнения аэродромных полетов. Границы районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) утверждаются Министерством транспорта РФ.

При определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, МВЛ и специальные зоны.


Правила полетов в районе аэродрома (аэроузла) определяются инструкцией по производству полетов районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.

Экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры УВД при обслуживании воздушного движения руководствуются данными, опубликованными в аэронавигац и- онной информации.

Аэронавигационная информация предоставляется пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта;

специальные зоны – зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов ВС на малых и предельно малых высотах, зоны полетов ВС на скоростях, превышающих скорость звука, зоны полетов ВС на дозаправку топливом

ввоздухе, зоны полетов ВС с переменным профилем и т. д.;

маршруты полетов воздушных судов;

запретные зоны – устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации для защиты важных государственных объектов, ключевых про мышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве;

опасные зоны – устанавливаются над открытым морем в интересах следующих видов деятельности: обеспечение запуска и посадки космических объектов, проведение поисковоспасательных работ, выполнение полетов на испытания, исследование авиационной и ракетной техники, установление рекордов и т. д.

Опасные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью. Опасные зоны устанавливаются как для использования на определенный период времени (временные опасные зоны), так и для обеспечения деятельности, осуществляемой на постоянной основе (постоянные опасные зоны);

зоны ограничения полетов – устанавливаются в воздушном пространстве Российской Федерации над объектами (в районах), где полеты воздушных судов необходимо ограничивать по времени или по условиям их выполнения. Зоны ограничения полетов могут устанавливаться над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры, а также над охраняемыми объектами.

Если деятельность, в интересах которой установлена зона ограничений полетов, не носит постоянного характера, действие зоны ограничения полетов ограничивается временным периодом.

Сведения о деятельности в зонах ограничения полетов, ограниченных временным периодом, доводятся посредством извещения NOTAM на основании планов использования воздушного пространства (графиков работы) или публикуются в документах аэронавигационной информации;

другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздуш-

ном пространстве. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.

Классификация воздушного пространства

Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за ОрВД возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

класс A – разрешаются полеты, выполняемые только по ППП. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД (управления полета-


ми) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;

класс C – разрешаются полеты, выполняемые по ППП и ПВП. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам ППП и ПВП. Воздушные суда, выполняющие полеты по ПВП, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по ППП, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по ПВП. Для воздушных судов, выполняющих полеты по ПВП, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;

класс G – разрешаются полеты, выполняемые по ППП и ПВП. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетноинформационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по ППП, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом ОВД (управления полетами). При полетах воздушных судов по ПВП наличия постоянной двухсторонней радиосвязи с органом ОВД (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличия разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Порядок использования воздушного пространства

Всоответствии со структурой и классификацией воздушного пространства Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Разрешением на использование воздушного пространства является предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами ЕС ОрВД.

Вразрешении на использование воздушного пространства указывается:

для полетов воздушных судов:

номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, госу-

дарственный и регистрационный опознавательные знаки);

аэродром вылета и расчетное время вылета;

маршрут и профиль полета;

запасные аэродромы;

аэродром назначения;

другие необходимые данные (органы ОВД (управления полетами) пользователей

воздушного пространства, привлекаемые к управлению воздушным движением, рубежи передачи, приема управления, основные и запасные частоты управления);

для осуществления деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов:

время начала и окончания деятельности;

границы района и диапазон используемых высот.

Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.


Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы ОВД (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.

Планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется в соответствии с государственными приоритетами, установленными ст. 13 ВК РФ. Организация планирования использования воздушного пространства осуществляется в соответствии с ФАП «Организация планирования использования воздушного пространства РФ» (утв. Приказом Минтранса РФ от 16.01.2012 № 6).

Организация воздушного движения представляет собой динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом, путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.

Организация воздушного движения осуществляется в соответствии с ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293). Правила обязательны для исполнения в Российской Федерации пользователями воздушного пространства Российской Федерации, органами ОВД, осуществляющими ОВД в установленных для них зонах и районах, иными органами и организациями, участвующими в обеспечении полетов воздушных судов, за исключением пользователей воздушного пространства и органов управления полетами государственной авиации и экспериментальной авиации в воздушном пространстве, выделенном для этих видов авиации, где Правила применяются в обязательном порядке для ОВД гражданских воздушных судов.

Обслуживание воздушного движения в гражданской авиации – один из основных видов деятельности, имеющий своей целью обеспечение безопасности, регулярности и эффективности как полетов отдельных воздушных судов, так и воздушного движения в целом.

Потребность в обслуживании воздушного движения определяется с учетом типа воздушного движения, плотности воздушного движения, метеорологических условий, других факторов, которые могут иметь к этому отношение.

Обслуживание воздушного движения осуществляется путем передачи органами ОВД экипажам воздушных судов диспетчерских указаний, разрешений, рекомендаций и информации.

Функциями ОВД являются:

1.Предотвращение столкновений между воздушными судами (а при движении по площади маневрирования аэродрома, кроме того, с препятствиями на этой площади).

2.Поддержание порядка и ускорения движения в потоке воздушных судов, обеспечение их экипажей информацией, необходимой для безопасного выполнения полетов.

3.Извещение органов обеспечения о воздушных судах, нуждающихся в поиске и спасании. В зависимости от решаемых задач и методов их осуществления различают следующие виды ОВД:

полетно-информационное обслуживание – заключается в предоставлении экипажам ВС информации и консультаций, касающихся фактической и прогнозируемой погоды в районе полета, работы радиотехнических средств, состояния аэродромов, угрозы столкновения

сбеспилотными неуправляемыми аэростатами и другими судами и т. п. Согласно документам ICAO полетно-информационное обслуживание предоставляется всем ВС во всем воздушном пространстве;

диспетчерское обслуживание – вид ОВД, который имеет своей задачей предотвра-

щение столкновений, увеличение пропускной способности воздушного пространства, ускоре-


ние прохождения ВС без ущерба для безопасности воздушного движения. Диспетчерское обслуживание предоставляется ВС, которые выполняют полет в контролируемом воздушном пространстве (т. е. где предусмотрено диспетчерское обслуживание) и в отношении которых в орган ОВД представлен плен полета по установленной форме. При диспетчерском обслуживании контроль за полетами ВС и определение их местонахождения относительно друг друга осуществляется по данным радиолокационных станций и докладам командиров ВС о пролете установленных пунктов обязательного донесения. Орган ОВД осуществляет диспетчерское обслуживание посредством передачи командирам ВС диспетчерских разрешений (по запросу командира) и указаний (по своей инициативе), касающихся порядка выполнения полетов;

аварийное оповещение органов ОВД – заключается в извещении органов поисковоспасательного обеспечения о воздушных судах, которые нуждаются в поиске и спасании или в отношении которых совершен АНВ в деятельность гражданской авиации.

Каждый вид обслуживания имеет самостоятельное значение и обеспечивается соответствующими органами ОВД: центрами полетной информации и диспетчерскими органами ОВД. На органы, обеспечивающие диспетчерское обслуживание, возлагается одновременно полетноинформационное обслуживание воздушных судов, выполняющих полеты под их контролем. Аварийное оповещение обеспечивается всеми органами ОВД.

Полетно-информационное обслуживание воздушного движения и аварийное оповещение обеспечивают:

в пределах воздушного пространства класса G районов полетной информации центры полетной информации, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возложена на орган диспетчерского ОВД, имеющий необходимые средства для осуществления таких функций;

в пределах контролируемого воздушного пространства классов A и C (диспетчерских районов и диспетчерских зон) и на контролируемых аэродромах: соответствующие органы диспетчерского ОВД.

Границы зоны ответственности для каждого органа обслуживания воздушного движения устанавливаются руководящим органом ЕС ОрВД.

Вдеятельности по обеспечению ОВД различаются два основных направления. Первое из них связано с организацией ОВД, которая относится к компетенции полномочных органов государства. Второе – с оперативным обслуживанием непосредственно воздушного движения, которое осуществляется создаваемыми для этой цели органами ОВД в пределах, установленных для него района, зоны, сектора.

Стандарты и Рекомендуемая практика ICAO, касающиеся организации ОВД, составляют основное содержание Приложения 11 к Чикагской конвенции. Правила ОВД, которые предназначены для регулирования обслуживания непосредственно воздушного движения, содержатся

восновном в документах ICAO, занимающих более низкую иерархическую ступень, в Процедурах аэронавигационного обслуживания, Дополнительных региональных процедурах и др.

Для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения поставщик аэронавигационного обслуживания утверждает системы управления безопасностью полетов для органов ОВД, находящихся в ее юрисдикции.

Целями управления безопасностью полетов при ОВД являются:

1. Соблюдение установленного приемлемого уровня безопасности полетов при предоставлении обслуживания воздушного движения.

2. Внедрение при необходимости изменений в систему ОВД, нацеленных на повышение уровня БП.