ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
ЭЛЕМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Совокупность (система) принципов и юридических норм, устанавливающих правовой режим воздушного пространства (над государственной территорией и за ее пределами) и регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу его использования, организации и осуществления международных воздушных сообщений (публичное международное воздушное право), а также возможных последствий таких сообщений, в том числе гражданско-правовой ответственности перевозчика и эксплуатанта воздушных судов перед пассажирами, грузовладельцами и третьими лицами на поверхности (частное международное воздушное право)
ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Иностранные полеты (воздушные перевозки) в суверенном воздушном пространстве государств, разрешивших такие полеты (перевозки)
Полеты в международном воздушном пространстве
Сотрудничество государств в использовании воздушного пространства
Безопасность международных воздушных сообщений и режим воздушного пространства
Международно-правовая экологическая защита воздушного пространства от загрязнения
Ответственность при международных воздушных сообщениях
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Полный и исключительный суверенитет государств над воздушным пространством в пределах своей территории
Разрешительный порядок международных полетов и перевозок в суверенном воздушном пространстве (как производный от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством в пределах своей территории)
Свобода полетов в открытом (международном) воздушном пространстве (за пределами государственной территории)
Обеспечение безопасности международной гражданской авиации (воздушных сообщений)
Защита воздушных судов от актов незаконного вмешательства
Признание национальности воздушного судна на основе его регистрации
Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами, юридическим или физическим лицам иностранных государств
Взаимность в отношении предоставления прав или преимуществ при взаимодействии авиапредприятий различных государств в международной перевозочной деятельности
Рис. 8. Система международного воздушного права
2. Источники международного воздушного права
Под источниками международного воздушного права понимаются те юридические формы,
с помощью которых создаются, устанавливаются и закрепляются нормы этого права (рис. 9). Сотрудничество между государствами по самым разнообразным вопросам международных
полетов, международных авиаперевозок и международных воздушных сообщений реализуется, как правило, в форме международного договора и обычая. В международном воздушном праве используются различные наименования такого соглашения: договор, конвенция, соглашение, протокол к конвенции, меморандум, обмен нотами и т. д.
Квспомогательным источникам международного воздушного права относятся Стандарты
иРекомендуемая практика, принимаемые ICAO в целях обеспечения единообразия правил, касающихся международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. Хотя международные стандарты ICAO не являются строго обязательными и государства вправе по своему усмотрению выборочно применять или не применять их в своей национальной практике, заложенные в них параметры безопасности, основанные на мировом опыте ГА, побуждают государства широко ими пользоваться. Длительная практика применения стандартов ICAO свидетельствует о сложившемся обычае, в соответствии с которым государства придают стандартам ICAO обязательный характер.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ICAO) (Договоры «Чикагской системы»)
1.Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.)
7декабря 1944 г., г. Чикаго, 189 участников.
2.Соглашение о транзите при международных воздушных сообщениях (о «двух свободах воздуха»)
7декабря 1944 г., г. Чикаго, 122 участника (Россия не участвует).
3.Соглашение о международных воздушных перевозках (о «пяти свободах воздуха»)
7 декабря 1944 г., г. Чикаго, 11 участников (Россия не участвует)
БОРЬБА С АКТАМИ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГА
1.Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвен-
ция 1963 г.)
14сентября 1963 г., г. Токио, 179 участников.
2.Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция, 1970 г.)
16 декабря 1970 г., г. Гаага, 178 участников.
3.Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 г.)
23сентября 1971 г., г. Монреаль, 180 участников.
4.Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную граданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. (Монреальский дополнительный протокол 1988 г.)
24февраля 1988 г., г. Монреаль, 149 участников.
5.Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреальская конвенция о взрывчатых веществах 1991 г.)
1марта 1991 г., г. Монреаль, 115 участников (Россия не участвует).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (Договоры «Варшавской системы»)
1 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.)
12 октября 1929 г., г. Варшава, 151 участник.
2.Протокол о поправках к Варшавской конвенции 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Гаагский протокол 1955 г.)
28сентября 1955 г., г. Гаага, 136 участников.
3.Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.)
18сентября 1961 г., г. Гвадалахара, 84 участника.
4.Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция
1999 г.)
28мая 1999 г., г. Монреаль, 65 участников (Россия не участвует)
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ИНОСТРАННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ НА ПОВЕРХНОСТИ
(Договоры «Римской системы»)
1.Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Римская конвенция 1952 г.)
7октября 1952 г., г. Рим, 47 участников.
2.Протокол об изменении Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. (Монреальский протокол 1978 г.)
23сентября 1978 г., г. Монреаль, 9 участников
ПРАВА НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА
Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (Женевская конвенция 1948 г.) 19 июня 1948 г., г. Женева, 87 участников (Россия не участвует)
Рис. 9. Основные источники международного воздушного права
Соглашения между авиакомпаниями
Соглашения между авиакомпаниями (назначенными перевозчиками) по вопросам эксплуатации международных воздушных сообщений имеют важное значение в правовом регулировании деятельности международных воздушных сообщений. Такие соглашения регулируют вопросы коммерческого и технического обслуживания полетов и авиаперевозок, а также конкретизируют порядок пользования коммерческими правами, предусмотренными соглашениями о воздушном сообщении. С помощью этих соглашений общие двусторонние договоренности государств по поводу установления международных воздушных сообщений на уровне перевозчиков обретают конкретный характер, что позволяет им перейти к непосредственной эксплуатации таких сообщений на практике. Подчиненность соглашений между авиаперевозчиками решению практических задач, прямо связанных с эксплуатацией международных воздушных сообщений, дает основание характеризовать их в качестве эксплуатационных соглашений. Поскольку они регулируют гражданско-правовые, коммерческие, информационные, техникоэксплуатационные и иные, частноправовые по своей сути, отношения по поводу полетов и перевозок между перевозчиками из разных государств, то их следует считать источниками международного частного права.
По своей юридической природе эти соглашения не являются межправительственными и заключаются авиакомпаниями в развитие и дополнение двусторонних договоров. Для этого назначенные авиаперевозчики наделяются государствами специальной договорной правоспособностью, которая, с одной стороны, характеризуется определенной договорной свободой в смысле содержания двусторонних соглашений по различным вопросам осуществления регулярных перевозок по установленным международным воздушным маршрутам, а с другой стороны, эта свобода ограничивается требованиями и условиями, предусмотренными межправительственными соглашениями о воздушном сообщении. Одним из них является требование соблюдения национальных законов и правил сторон межправительственного соглашения при решении вопросов сотрудничества на уровне назначенных перевозчиков. Принимая коммерческие, технические, информационные и иные соглашения, перевозчики обязаны это требование выполнять и принимать нормы, не противоречащие национальным законам и правилам государств, сторон двусторонних соглашений. Если это требование нарушается, то государства имеют право оспорить законность принятых перевозчиками соглашений вплоть до приостановки их действия. Все это заставляет перевозчиков при заключении соглашений между собой действовать осмотрительно, тщательно и взвешенно.
Обычай в международном воздушном праве
Считается, что обычай занимает незначительное место в международном воздушном праве в отличие, например, от международного морского права. Нередко он существует наряду с договорными нормами аналогичного содержания, иными словами, отдельные международноправовые нормы могут носить смешанный характер, представляют собой своего рода обычнодоговорные нормы.
Существуют три общепризнанных обычая в МВП:
1.Принцип суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией. Не вызывает сомнения, что до закрепления данного принципа в Чикагской конвенции 1944 г. складывалась обычная международно-правовая норма аналогичного содержания. Согласно Чикагской конвенции, принцип суверенитета признается все государствами. Государстванеучастники Чикагской конвенции руководствуются этим принципом, применяя его в обычноправовом порядке.
2.Сохранение государством за пределами его территории юрисдикции в отношении ВС, занесенного в реестр данного государства. В ряде случаев на установление юрисдикции могут претендовать и другие государства (государства эксплуатанта, гражданства пассажира, командира ВС и т. д.), и тогда возникает вопрос о конкурирующей юрисдикции. Однако юрисдикция
государства регистрации презюмируется с самого начала, и любое судебное решение в отношении применения юрисдикции другого государства не может поколебать обычно-правового принципа «основной юрисдикции» государства регистрации ВС.
3. Обычай помощи воздушным судам, терпящим бедствие, в том числе признание за ними права несанкционированного влета в пределы иностранной государственной территории. Существуют и договорные нормы по данному вопросу, содержащиеся в немногочисленных двусторонних соглашениях. В основном же подобные вопросы регулируются в международном воздушном праве обычным путем. Содержащиеся в Приложении 12 к Чикагской конвенции 1944 г. и других документах ICAO стандарты по вопросам поиска и спасания носят исключительно технический характер.
Чикагская конвенция 1944 г. – основной источник международного воздушного права
Чикагская конвенция состоит из преамбулы и четырех частей, включающих 22 главы и 96 статей. Для понимания основного назначения Конвенции важное место имеет преамбула, в которой говорится о том, что страны заключили Конвенцию для того, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично».
Основными принципами Чикагской конвенции, изложенными в первой главе части I
«Аэронавигация», являются:
1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства над воздушным пространством над своей территорией.
2.Обязательство договаривающихся государств не использовать гражданскую авиацию в ка- ких-либо целях, не совместимых с духом и целями Конвенции.
3.Применение Конвенции только к гражданским воздушным судам в отличие от государственных воздушных судов, используемых на военной, таможенной и полицейских службах.
4.Обязательство договаривающихся государств при установлении правил для своих государственных воздушных судов обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов.
В других пяти главах части I Конвенции приведены основные положения, регламентирующие:
–права и обязанности государств при выполнении регулярных международных воздушных сообщений и нерегулярных полетов;
–правила государственного контроля и обслуживания воздушных судов в аэропортах
имеры содействия аэронавигации;
–требования и условия, которым должны отвечать воздушные суда;
–порядок принятия международных авиационных регламентов и их признания государствами;
–требования к отметкам в удостоверениях о годности к полетам и свидетельствах членов экипажа, условия признания их действительными.
Часть II «Международная организация гражданской авиации» состоит из 7 глав и 24 ста-
тей, в которых говорится о создании Международной организации гражданской авиации (ICAO), целях, правоспособности, процедурных вопросах деятельности рабочих органов и их функциях.
Часть III «Международный воздушный транспорт» включает 3 главы и 13 статей, в ко-
торых рассмотрены основные вопросы международных воздушных перевозок: обязанность предоставления информации и отчетов о деятельности авиапредприятий, установления государствами маршрутов полетов, аэропортов и аэронавигационных средств и их усовершествование, возможность организации международных воздушных линий совместной эксплуатации.