ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
В части IV «Заключительные положения», состоящей из 6 глав и 17 статей, оговорены договорно-правовые условия подписания и регистрации соглашений в области ГА, порядок разрешения споров между государствами, порядок принятия приложений к Конвенции и поправок к ней, а также положения, касающиеся ратификации, вступления в силу и изменения Конвенции и присоединения к ней других государств.
Чикагская конвенция сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии современного международного воздушного права. Во-первых, она закрепила универсальные основы регулирования взаимоотношений государств в области регулярных и нерегулярных полетов, осуществляемых в рамках международных воздушных сообщений как совокупность универсальных обязательных дозволений и предписаний. Во-вторых, Конвенция выполняет роль объединяющей, нормативной базы, на основе которой развиваются, модифицируются и разрабатываются новые нормативные документы. Так, она послужила основой для принятия в 1963, 1970, 1971 и 1988 гг. конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов, образовавших правовой фундамент сотрудничества государств в борьбе с террористическими актами в области международной гражданской авиации. В- третьих, Конвенция регулирует и обеспечивает единообразный технологический режим международной аэронавигации путем принятия Стандартов и Рекомендуемой практики, разрабатываемых ICAO в соответствии с ее положениями. В-четвертых, Конвенция является уставом ICAO, определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН.
3. Международные организации гражданской авиации
Международные авиационные организации – постоянные объединения международного характера в области авиации, созданные, как правило, на основе международного договора или решения международной конференции (рис. 10). МАО создаются в целях согласования решения вопросов деятельности международной гражданской авиации, представляющих интерес для их членов, развития международного сотрудничества в соответствующей области, защите прав и интересов их членов. Сфера деятельности, цели и задачи каждой МАО определяются ее учредительным документом, регламентирующим структуру организации, характер ее деятельности, порядок принятия решений, членство, источники финансирования и т. п.
По кругу участников МАО делятся на универсальные (например, ICAO) и региональные. Одни занимаются вопросами обеспечения региональной международной аэронавигации, другие – экономико-правовыми проблемами регионального международного воздушного транс-
порта. Помимо межправительственных авиационных организаций существует большая группа (около 200) неправительственных авиационных организаций. Среди них различают экономические, эксплуатационно-технические, профсоюзные, научные авиационные организации. Существуют также неправительственные авиационные организации, специализирующиеся на вопросах воздушного страхования, авиационного туризма и спорта, авиационной медицины и т. д. Бесспорным лидером этих организаций следует считать Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), объединяющую авиакомпании пяти континентов мира. В настоящее время IATA является второй по важности после ICAO организацией, играющей важную роль в формировании единой экономической, правовой, технической политики авиакомпаний в области международного воздушного транспорта в глобальном масштабе.
Рис. 10. Международные организации ГА
Международная организация гражданской авиации (ICAO)
Международная организация гражданской авиации образована в 1944 году.
По инициативе США в декабре 1944 г. в г. Чикаго была созвана конференция (Чикагская конференция) для обсуждения проблем международной гражданской авиации, в которой принимали участие 52 государства. Было согласовано создание новой организации, которая будет заниматься аэронавигационными вопросами, способствующими повышению безопасности и регулярности полетов, а также экономическими вопросами, которые должны повысить эффективность и экономичность воздушных перевозок (рис. 11).
Цели и задачи ICAO (ст. 44 Чикагской конвенции)
1.Обеспечить безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире, предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией
2.Поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях
3.Поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации
4.Способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации
5.Удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте
6.Оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавигации во всех ее аспектах
Рис. 11. Цели и задачи ICAO
Чикагская конференция завершилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации – Чикагской конвенции – и официальным созданием ICAO. Местом штабквартиры ICAO был выбран г. Монреаль (Канада).
В мае 1948 г. вступило в силу соглашение между ООН и ICAO, в котором ICAO признавалась специализированным учреждением ООН.
СССР в Чикагской конференции участия не принимал, т. к. в ней принимали участие государства, с которыми СССР находился в состоянии войны.
После вступления СССР в ICAO 14 ноября 1970 г., русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации наряду с английским, французским, испанским.
Арабский и китайский языки считаются рабочими языками ICAO. Они используются в ограниченном объеме в работе Совета ICAO и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных специализированных конференциях и совещаниях.
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации фактически является Уставом ICAO. Присоединение государства к Чикагской конвенции 1944 г. означает вступление в Международную организацию гражданской авиации, поскольку уставные положения ICAO как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ICAO, кроме как присоединение к Чикагской конвенции, не существует.
ICAO внесла 18 Приложений к Чикагской конвенции, посвященных различным вопросам эксплуатации воздушных судов и деятельности ГА: системам связи, метеорологии, нормам летной годности и эксплуатации ВС, защите окружающей среды, обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
Эти приложения содержат технические данные (Стандарты и Рекомендуемая практика), которые страны-участницы согласились соблюдать.
ICAO имеет суверенный орган – Ассамблею, и руководящий орган – Совет (рис. 12). Ассамблея проводится не реже одного раза в три года и созывается Советом. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством голосов.
Совет является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей, и состоит из представителей 36 договаривающихся государств, избираемых Ассамблей на трехлетний срок.
Рис. 12. Организационная структура ICAO
Совет наделен полномочиями для окончательного принятия Стандартов и Рекомендуемой практики и утверждения Правил аэронавигационного обслуживания (PANS), но основным органом, занимающимся их разработкой, является Аэронавигационная комиссия ICAO. Комиссия состоит из 15 человек, которые обладают квалификацией и опытом в научной и практической областях, связанных с авиацией. Члены Комиссии назначаются договаривающимися государствами и утверждаются Советом. Они действуют в рамках своей персональной экспертной компетенции, а не как представители назначающих их сторон.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА)
Международная ассоциация воздушного транспорта основана в г. Гаване (Куба) в 1945 г. после подписания Чикагской конвенции. Членами ассоциации являются авиакомпании.
Функциями IATA являются:
1.Обеспечение безопасности воздушных сообщений.
2.Содействие предпринимательству.
3.Выполнение исследований и разработок в общих интересах.
IATA проводит тарифные конференции, устанавливающие разделение на тарифные зоны, обобщающие экономические и эксплуатационные показатели воздушных перевозок для целей тарифного регулирования.
Выделены три тарифные зоны, для каждой из которых имеется тарифная конференция:
–Конференция тарифной зоны 1 (Северная и Южная Америка);
–Конференция тарифной зоны 2 (Европа, Африка, часть Азии к западу от Ирана);
–Конференция тарифной зоны 3 (Азия, за исключением относящейся ко второй зоне Австралия, Новая Зеландия).
Официально декларированные международные авиационные тарифы регулярно публикуются в справочниках пассажирских тарифов (APT) и грузовых тарифов (ACT).
Европейская организация по безопасности аэронавигации (Eurokontrol)
Европейская организация по безопасности аэронавигации образована в 1963 г. для контроля за воздушным движением в верхнем воздушном пространстве после вступления в силу Международной конвенции о сотрудничестве в области обеспечения безопасности воздушной навигации 1960 г.
В Евроконтроль входят 25 государств. Штаб-квартира организации находится в г. Брюсселе (Бельгия).
Целями Евроконтроля являются:
1. Сотрудничество и совместная деятельность в области воздушного сообщения.
2.Разработка системы контроля воздушной навигации в Европе.
3.Создание европейского центра управления воздушным сообщением.
4.Реализация европейской программы гармонизации и интеграции аэронавигационного
контроля государств-членов ЕКАК.
5. Проведение исследований и разработок, реализация других проектов европейского значения в области ГА.
4. Международные авиационные регламенты
Международные авиационные регламенты – юридические акты, устанавливаемые ICAO
на основании Чикагской конвенции 1944 года (рис. 13). Данные акты унифицируют правила полетов, требования к авиационному персоналу, нормам летной годности ВС и т. д. Эти требования отражаются в Стандартах, Рекомендуемой практике, правилах для аэронавигационных служб, рекомендациях и процедурах.
I. НОРМАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ*
КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Чикагская конвенция, 1944 г. (Doc 7300)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Также включают: |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Связанные с SARPS: |
|
|||
|
|
Принятие Советом |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
- Пояснительные предисловия; |
|
||||||||||
|
|
|
|
к Конвенции о международной ГА |
|
|
|
|
|
|
- Примечания; |
|
||||||||||||
|
|
ICAO: ст. 54, 37, 90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Дополнительный инструктив-ный |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Международные |
|
|
|
|
|
|
|
|
материал. |
|
||||||
|
|
Отклонения: ст. 38 |
|
|
|
стандарты |
|
SARPS |
|
|
Дополнения с перечнем отклоне- |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендуемая практика |
|
|
|
ний, сообщаемых в ICAO Догова- |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ривающимися государствами. |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительные |
|
|
|||
|
|
|
|
Правила аэронавигационного обслуживания |
|
|
|
региональные правила |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(PANS) |
|
|
|
|
|
(SUPPS) |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
II. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Руководства |
|
|
Аэронавигационные |
|
|
|
|
|
|
Циркуляры |
|
|
|||||||||
|
|
(Technical manuals) |
|
|
планы (ANP) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
Доклады совещаний ICAO (специали- |
|
|
|
|
Технические и |
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
зированных, региональных, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
статистические издания |
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
групп экспертов) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 13. Общая структура и статус документов ICAO
Хотя технико-юридические требования и предписания, в какой бы форме они ни закреплялись, являются рекомендательными, между ними существует четкая иерархия. Стандарт содержит высшие эталонные требования, которым необходимо следовать в интересах безопасности международной аэронавигации, чего нельзя сказать о требованиях Рекомендуемой практики.
Стандарты определены как любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу и правилам, единообразное
применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать договаривающиеся государства согласно Конвенции. В случае невозможности соблюдения стандарта Совету в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со ст. 38 Конвенции.
Рекомендуемой практикой признано любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.
Принятые Советом ICAO Стандарты и Рекомендуемая практика сгруппированы по близким темам в 18 приложениях к Чикагской конвенции. Регулирующие положения в приложениях дополнены Правилами аэронавигационного обслуживания (PANS) и многочисленными руководствами, дающими практические рекомендации по выполнению и применению приложений.
Правила аэронавигационного обслуживания (PANS) содержат, главным образом, экс-
плуатационную практику, рабочие процедуры, которые не приобрели достаточной завершенности, чтобы быть принятыми в качестве Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS), а также материалы более постоянного характера, которые не подходят для включения в SARPS, т. к. слишком подробны для этого, или же материалы, подвергаемые частым изменениям и дополнениям и для которых процесс принятия как SARPS был бы слишком затруднителен. Зачастую PANS конкретизируют основные принципы соответствующих SARPS для облегчения их применения.
Во многих случаях документы PANS более пригодны и применимы, чем Стандарты и Рекомендуемая практика, содержащиеся в Приложениях к Чикагской конвенции. PANS разрабатываются в основном специализированными совещаниями ICAO и утверждаются Советом ICAO.
Дополнительные региональные правила (SUPPS) – рабочие процедуры, дополняющие
SARPS и PANS и разработанные главным образом региональными аэронавигационными совещаниями ICAO для удовлетворения потребностей конкретного региона ICAO. SUPPS относятся к вопросам, влияющим на безопасность и регулярность международной аэронавигации. Эти процедуры сведены в единый документ, охватывающий все регионы и являются частью аэронавигационного плана, разрабатываемого и утверждаемого региональными аэронавигационными совещаниями (RAN) для удовлетворения потребностей конкретных географических районов (регионов ICAO), которые не учитываются в положениях, имеющих всемирное применение. SUPPS дополняют перечень требований к оборудованию и обслуживанию, содержащихся в аэронавигационных планах. SUPPS утверждаются Советом ICAO и рекомендуются для применения договаривающимися государствами в районах полетной информации, к которым они относятся.
Аэронавигационные планы (ANP) конкретизируют сведения о средствах и видах обслуживания, необходимых для международной аэронавигации в пределах каждого конкретного региона ICAO. Каждый план содержит рекомендации, которым могут следовать правительства при планировании средств и видов обслуживания, и гарантирует, что средства и виды обслуживания, предоставляемые в соответствии с данным планом, в дальнейшем образуют со средствами и видами обслуживания других государств единую систему, которая отвечает требованиям ближайшего будущего. ANP готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO на основе рекомендаций региональных аэронавигационных совещаний и принятых по ним решений Совета.
Технические издания, руководства – документы, содержащие инструктивный материал и информацию и призванные содействовать введению государствами и единообразному применению Стандартов, Рекомендуемой практики и PANS. Различные части Руководства по обучению предназначены для обеспечения единых норм присвоения квалификации персоналу с выдачей соответствующих свидетельств и для достижения высокого уровня профессиональной