Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В части IV «Заключительные положения», состоящей из 6 глав и 17 статей, оговорены договорно-правовые условия подписания и регистрации соглашений в области ГА, порядок разрешения споров между государствами, порядок принятия приложений к Конвенции и поправок к ней, а также положения, касающиеся ратификации, вступления в силу и изменения Конвенции и присоединения к ней других государств.

Чикагская конвенция сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии современного международного воздушного права. Во-первых, она закрепила универсальные основы регулирования взаимоотношений государств в области регулярных и нерегулярных полетов, осуществляемых в рамках международных воздушных сообщений как совокупность универсальных обязательных дозволений и предписаний. Во-вторых, Конвенция выполняет роль объединяющей, нормативной базы, на основе которой развиваются, модифицируются и разрабатываются новые нормативные документы. Так, она послужила основой для принятия в 1963, 1970, 1971 и 1988 гг. конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов, образовавших правовой фундамент сотрудничества государств в борьбе с террористическими актами в области международной гражданской авиации. В- третьих, Конвенция регулирует и обеспечивает единообразный технологический режим международной аэронавигации путем принятия Стандартов и Рекомендуемой практики, разрабатываемых ICAO в соответствии с ее положениями. В-четвертых, Конвенция является уставом ICAO, определяющим долгосрочные и оперативные задачи деятельности этой международной организации, имеющей статус специализированного учреждения ООН.

3. Международные организации гражданской авиации

Международные авиационные организации – постоянные объединения международного характера в области авиации, созданные, как правило, на основе международного договора или решения международной конференции (рис. 10). МАО создаются в целях согласования решения вопросов деятельности международной гражданской авиации, представляющих интерес для их членов, развития международного сотрудничества в соответствующей области, защите прав и интересов их членов. Сфера деятельности, цели и задачи каждой МАО определяются ее учредительным документом, регламентирующим структуру организации, характер ее деятельности, порядок принятия решений, членство, источники финансирования и т. п.

По кругу участников МАО делятся на универсальные (например, ICAO) и региональные. Одни занимаются вопросами обеспечения региональной международной аэронавигации, другие – экономико-правовыми проблемами регионального международного воздушного транс-

порта. Помимо межправительственных авиационных организаций существует большая группа (около 200) неправительственных авиационных организаций. Среди них различают экономические, эксплуатационно-технические, профсоюзные, научные авиационные организации. Существуют также неправительственные авиационные организации, специализирующиеся на вопросах воздушного страхования, авиационного туризма и спорта, авиационной медицины и т. д. Бесспорным лидером этих организаций следует считать Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), объединяющую авиакомпании пяти континентов мира. В настоящее время IATA является второй по важности после ICAO организацией, играющей важную роль в формировании единой экономической, правовой, технической политики авиакомпаний в области международного воздушного транспорта в глобальном масштабе.


Рис. 10. Международные организации ГА

Международная организация гражданской авиации (ICAO)

Международная организация гражданской авиации образована в 1944 году.

По инициативе США в декабре 1944 г. в г. Чикаго была созвана конференция (Чикагская конференция) для обсуждения проблем международной гражданской авиации, в которой принимали участие 52 государства. Было согласовано создание новой организации, которая будет заниматься аэронавигационными вопросами, способствующими повышению безопасности и регулярности полетов, а также экономическими вопросами, которые должны повысить эффективность и экономичность воздушных перевозок (рис. 11).

Цели и задачи ICAO (ст. 44 Чикагской конвенции)

1.Обеспечить безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире, предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией

2.Поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях

3.Поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации

4.Способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации

5.Удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте

6.Оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавигации во всех ее аспектах

Рис. 11. Цели и задачи ICAO

Чикагская конференция завершилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации – Чикагской конвенции – и официальным созданием ICAO. Местом штабквартиры ICAO был выбран г. Монреаль (Канада).

В мае 1948 г. вступило в силу соглашение между ООН и ICAO, в котором ICAO признавалась специализированным учреждением ООН.

СССР в Чикагской конференции участия не принимал, т. к. в ней принимали участие государства, с которыми СССР находился в состоянии войны.

После вступления СССР в ICAO 14 ноября 1970 г., русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации наряду с английским, французским, испанским.

Арабский и китайский языки считаются рабочими языками ICAO. Они используются в ограниченном объеме в работе Совета ICAO и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных специализированных конференциях и совещаниях.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации фактически является Уставом ICAO. Присоединение государства к Чикагской конвенции 1944 г. означает вступление в Международную организацию гражданской авиации, поскольку уставные положения ICAO как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ICAO, кроме как присоединение к Чикагской конвенции, не существует.

ICAO внесла 18 Приложений к Чикагской конвенции, посвященных различным вопросам эксплуатации воздушных судов и деятельности ГА: системам связи, метеорологии, нормам летной годности и эксплуатации ВС, защите окружающей среды, обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

Эти приложения содержат технические данные (Стандарты и Рекомендуемая практика), которые страны-участницы согласились соблюдать.

ICAO имеет суверенный орган – Ассамблею, и руководящий орган – Совет (рис. 12). Ассамблея проводится не реже одного раза в три года и созывается Советом. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством голосов.

Совет является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей, и состоит из представителей 36 договаривающихся государств, избираемых Ассамблей на трехлетний срок.


Рис. 12. Организационная структура ICAO

Совет наделен полномочиями для окончательного принятия Стандартов и Рекомендуемой практики и утверждения Правил аэронавигационного обслуживания (PANS), но основным органом, занимающимся их разработкой, является Аэронавигационная комиссия ICAO. Комиссия состоит из 15 человек, которые обладают квалификацией и опытом в научной и практической областях, связанных с авиацией. Члены Комиссии назначаются договаривающимися государствами и утверждаются Советом. Они действуют в рамках своей персональной экспертной компетенции, а не как представители назначающих их сторон.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА)

Международная ассоциация воздушного транспорта основана в г. Гаване (Куба) в 1945 г. после подписания Чикагской конвенции. Членами ассоциации являются авиакомпании.

Функциями IATA являются:

1.Обеспечение безопасности воздушных сообщений.

2.Содействие предпринимательству.

3.Выполнение исследований и разработок в общих интересах.

IATA проводит тарифные конференции, устанавливающие разделение на тарифные зоны, обобщающие экономические и эксплуатационные показатели воздушных перевозок для целей тарифного регулирования.

Выделены три тарифные зоны, для каждой из которых имеется тарифная конференция:

Конференция тарифной зоны 1 (Северная и Южная Америка);

Конференция тарифной зоны 2 (Европа, Африка, часть Азии к западу от Ирана);

Конференция тарифной зоны 3 (Азия, за исключением относящейся ко второй зоне Австралия, Новая Зеландия).

Официально декларированные международные авиационные тарифы регулярно публикуются в справочниках пассажирских тарифов (APT) и грузовых тарифов (ACT).

Европейская организация по безопасности аэронавигации (Eurokontrol)

Европейская организация по безопасности аэронавигации образована в 1963 г. для контроля за воздушным движением в верхнем воздушном пространстве после вступления в силу Международной конвенции о сотрудничестве в области обеспечения безопасности воздушной навигации 1960 г.

В Евроконтроль входят 25 государств. Штаб-квартира организации находится в г. Брюсселе (Бельгия).

Целями Евроконтроля являются:

1. Сотрудничество и совместная деятельность в области воздушного сообщения.


2.Разработка системы контроля воздушной навигации в Европе.

3.Создание европейского центра управления воздушным сообщением.

4.Реализация европейской программы гармонизации и интеграции аэронавигационного

контроля государств-членов ЕКАК.

5. Проведение исследований и разработок, реализация других проектов европейского значения в области ГА.

4. Международные авиационные регламенты

Международные авиационные регламенты – юридические акты, устанавливаемые ICAO

на основании Чикагской конвенции 1944 года (рис. 13). Данные акты унифицируют правила полетов, требования к авиационному персоналу, нормам летной годности ВС и т. д. Эти требования отражаются в Стандартах, Рекомендуемой практике, правилах для аэронавигационных служб, рекомендациях и процедурах.

I. НОРМАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ*

КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Чикагская конвенция, 1944 г. (Doc 7300)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также включают:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные с SARPS:

 

 

 

Принятие Советом

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

- Пояснительные предисловия;

 

 

 

 

 

к Конвенции о международной ГА

 

 

 

 

 

 

- Примечания;

 

 

 

ICAO: ст. 54, 37, 90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дополнительный инструктив-ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международные

 

 

 

 

 

 

 

 

материал.

 

 

 

Отклонения: ст. 38

 

 

 

стандарты

 

SARPS

 

 

Дополнения с перечнем отклоне-

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая практика

 

 

 

ний, сообщаемых в ICAO Догова-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ривающимися государствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные

 

 

 

 

 

 

Правила аэронавигационного обслуживания

 

 

 

региональные правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(PANS)

 

 

 

 

 

(SUPPS)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководства

 

 

Аэронавигационные

 

 

 

 

 

 

Циркуляры

 

 

 

 

(Technical manuals)

 

 

планы (ANP)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклады совещаний ICAO (специали-

 

 

 

 

Технические и

 

 

 

 

 

 

 

зированных, региональных,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

статистические издания

 

 

 

 

 

 

 

групп экспертов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Общая структура и статус документов ICAO

Хотя технико-юридические требования и предписания, в какой бы форме они ни закреплялись, являются рекомендательными, между ними существует четкая иерархия. Стандарт содержит высшие эталонные требования, которым необходимо следовать в интересах безопасности международной аэронавигации, чего нельзя сказать о требованиях Рекомендуемой практики.

Стандарты определены как любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу и правилам, единообразное


применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать договаривающиеся государства согласно Конвенции. В случае невозможности соблюдения стандарта Совету в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со ст. 38 Конвенции.

Рекомендуемой практикой признано любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.

Принятые Советом ICAO Стандарты и Рекомендуемая практика сгруппированы по близким темам в 18 приложениях к Чикагской конвенции. Регулирующие положения в приложениях дополнены Правилами аэронавигационного обслуживания (PANS) и многочисленными руководствами, дающими практические рекомендации по выполнению и применению приложений.

Правила аэронавигационного обслуживания (PANS) содержат, главным образом, экс-

плуатационную практику, рабочие процедуры, которые не приобрели достаточной завершенности, чтобы быть принятыми в качестве Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS), а также материалы более постоянного характера, которые не подходят для включения в SARPS, т. к. слишком подробны для этого, или же материалы, подвергаемые частым изменениям и дополнениям и для которых процесс принятия как SARPS был бы слишком затруднителен. Зачастую PANS конкретизируют основные принципы соответствующих SARPS для облегчения их применения.

Во многих случаях документы PANS более пригодны и применимы, чем Стандарты и Рекомендуемая практика, содержащиеся в Приложениях к Чикагской конвенции. PANS разрабатываются в основном специализированными совещаниями ICAO и утверждаются Советом ICAO.

Дополнительные региональные правила (SUPPS) – рабочие процедуры, дополняющие

SARPS и PANS и разработанные главным образом региональными аэронавигационными совещаниями ICAO для удовлетворения потребностей конкретного региона ICAO. SUPPS относятся к вопросам, влияющим на безопасность и регулярность международной аэронавигации. Эти процедуры сведены в единый документ, охватывающий все регионы и являются частью аэронавигационного плана, разрабатываемого и утверждаемого региональными аэронавигационными совещаниями (RAN) для удовлетворения потребностей конкретных географических районов (регионов ICAO), которые не учитываются в положениях, имеющих всемирное применение. SUPPS дополняют перечень требований к оборудованию и обслуживанию, содержащихся в аэронавигационных планах. SUPPS утверждаются Советом ICAO и рекомендуются для применения договаривающимися государствами в районах полетной информации, к которым они относятся.

Аэронавигационные планы (ANP) конкретизируют сведения о средствах и видах обслуживания, необходимых для международной аэронавигации в пределах каждого конкретного региона ICAO. Каждый план содержит рекомендации, которым могут следовать правительства при планировании средств и видов обслуживания, и гарантирует, что средства и виды обслуживания, предоставляемые в соответствии с данным планом, в дальнейшем образуют со средствами и видами обслуживания других государств единую систему, которая отвечает требованиям ближайшего будущего. ANP готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO на основе рекомендаций региональных аэронавигационных совещаний и принятых по ним решений Совета.

Технические издания, руководства – документы, содержащие инструктивный материал и информацию и призванные содействовать введению государствами и единообразному применению Стандартов, Рекомендуемой практики и PANS. Различные части Руководства по обучению предназначены для обеспечения единых норм присвоения квалификации персоналу с выдачей соответствующих свидетельств и для достижения высокого уровня профессиональной