Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подготовки в целом. Технические руководства издаются с санкции Генерального секретаря

ICAO.

Циркуляры содержат предназначенную для распространения среди договаривающихся государств специализированную информацию, результаты региональных и специальных исследований, проводимых в мировом масштабе, представляющих интерес для договаривающихся государств (технические исследования, анализы, копии или выдержки из информационных документов, представленных договаривающимися государствами, отчеты о выполнении SARPS, сборники авиационных происшествий и т. д.).

Доклады совещаний – доклады специализированных, региональных совещаний групп экспертов, имеющих международное значение, содержащие рекомендации и основные положения, относящиеся к повестке дня каждого совещания.

Статистика гражданской авиации – статистические данные, получаемые по формам отчетности о воздушном транспорте от договаривающихся государств в соответствии со статьями 54 (i) и 67 Конвенции о международной гражданской авиации.

Тема 4. Правовой статус объектов и субъектов гражданской авиации

Представление об объектах и субъектах ГА, знание основных положений воздушного законодательства и международного права, устанавливающего к ним требования, позволит проводить системный анализ нормативных документов, определяющих правовой статус объектов и субъектов ГА.

План:

1.Правовой статус воздушного судна.

2.Правовой статус аэродромов и аэропортов.

3.Объекты Единой системы организации воздушного движения.

4.Правовое положение авиационного персонала.

5.Авиационные предприятия.

1. Правовой статус воздушного судна

Согласно ст. 32 ВК РФ воздушным судном является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Правовое положение воздушного судна определяется нормами, устанавливающими:

порядок их государственной регистрации, право собственности на воздушные суда;

обозначения, наносимые на воздушные суда;

требования к летной годности воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации;

порядок допуска воздушных судов к эксплуатации;

требования по сертификации воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов;

порядок присвоения позывного радиосигнала;

ограничения в праве пользования воздушными судами.


Государственная регистрация гражданских воздушных судов

Гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре воздушных судов с выдачей свидетельств о регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Зарегистрированное ВС приобретает национальную принадлежность РФ. На него наносятся изображения Государственного флага РФ, присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки. Могут также наноситься изображение флага субъекта РФ, а также товарные знаки-символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке знаки.

Каждое воздушное судно должно иметь национальность только одного государства и должно быть включено в реестр того государства, национальность которого оно имеет. Международное право допускает смену государственной регистрации воздушных судов: «Регистрация или смена регистрации воздушных судов в любом Договаривающемся государстве производится в соответствии с его законами и правилами» (ст. 19 Чикагской конвенции).

Государственная регистрация гражданских воздушных судов РФ является документальным подтверждением государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр ВС с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями ВК РФ и международных соглашений.

Согласно Чикагской конвенции, обязанности государств таковы:

1.На каждое воздушное судно должны быть нанесены и отчетливо видны на нем соответствующие национальные (государственные) и регистрационные опознавательные знаки (ст. 20).

2.Воздушное судно не может использоваться в целях, не совместимых с принципами международного права.

3.Воздушное судно должно соблюдать все законы, правила и процедуры иностранных государств, регламентирующие международные полеты и перевозки (ст. 5–16, 36).

4.Запрещается перевозить через территорию или на территорию договаривающегося государства военное имущество или военные материалы без разрешения данного государства (ст. 35).

5.Необходимо представлять другим договаривающимся государствам или Совету ICAO в случаях их запроса сведения, касающиеся регистрации или принадлежности любого воздушного судна, внесенного в реестр данного государства (ст. 21).

6.Воздушные суда, внесенные в реестр государства, должны иметь предусмотренные в ст. 29 документы (свидетельства о регистрации, удостоверения о летной годности и пр.).

Это не исчерпывающий перечень обязательств, вытекающих из национальной принадлежности воздушных судов. Он относится лишь к области международной аэронавигации. Что же касается гражданско-правовой и уголовно-правовой сфер, то здесь обязательства государств зафиксированы в соответствующих соглашениях, например, в Конвенции о международном признании прав на воздушные суда, принятой в 1948 г. в Женеве, в Токийской, Гаагской и Монреальской конвенциях.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию гражданских воздушных судов

иведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ, является ФАВТ1. Подобным образом регистрируются воздушные суда в большинстве иностранных государств.

1п. 5.4.19. II Полномочия // Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта : утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396.



Действующие в настоящее время Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 02.07.2007 № 85) регулируют только государственную регистрацию гражданских воздушных судов. В данных Правилах прямо предусмотрено, что вопросы прав собственности и иных вещных прав ими не решаются.

Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушные суда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Сертификация гражданских воздушных судов

Всоответствии со ст. 8 ВК РФ воздушные суда входят в перечень подлежащих обязательной сертификации объектов. Сертификация гражданских воздушных судов проводится в соответствии с ФАП «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации» (утв. Приказом Минтранса от 16.05.2003 № 132). Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие требованиям летной годности и природоохранным требованиям. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды определяются ФАП и обязательны для соблюдения органами исполнительной власти всех уровней юридических лиц и граждан, участвующих в разработках, испытаниях, производстве, эксплуатации и ремонте соответствующей продукции. Использование гражданского ВС, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

Сертификат летной годности выдается (продлевается) на период действующих сроков службы (ресурсов) экземпляра ВС, но не более чем на два года. Продление сертификата летной годности производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности.

Всоответствии с п. 9 ст. 37 ВК РФ гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.

Всоответствии со ст. 39 ВК РФ в военное время и (или) при введении военного, чрезвычайного положения допускается ограничение права пользования гражданскими воздушными судами в виде привлечения к воздушным перевозкам для государственных нужд, временного изъятия гражданских воздушных судов, а также иные ограничения.

2. Правовой статус аэродромов и аэропортов

Аэропорт – комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (рис. 14).

Аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. В соответствии с классификацией авиации аэродромы по правовому статусу подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации (прил. 1).


Рис. 14. Структура аэропорта

Аэродромы совместного базирования используются для одновременного базирования гражданских воздушных суда, государственных воздушных судов и (или) воздушных судов экспериментальной авиации. Их перечень утверждается Правительством Российской Федерации.

Имеются также аэродромы совместного использования – аэродромы государственной авиации, на которых осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих эти аэродромы в качестве места базирования. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

Аэропорты подразделяются на аэропорты внутреннего сообщения и международные.

Международные аэропорты открыты для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки. В этих аэропортах осуществляются пограничный, таможенный контроль, санитарно-карантинный, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

Положения об аэропортах занимают сравнительно небольшое место в международном праве и носят декларативный характер. Так, по Чикагской конвенции открытые для обслуживания международных воздушных сообщений аэропорты должны представляться, насколько это возможно, в соответствии со стандартами и рекомендациями соответствующих приложений к ней (ст. 28). Выделение аэропорта для обслуживания международных воздушных сообщений относится к исключительной компетенции каждого государства. Чикагская конвенция подтверждает право любого государства по своему усмотрению устанавливать «аэропорты, которые могут использоваться при любом таком сообщении» (ст. 68). По прибытии или убытии в такие аэропорты компетентные власти государства имеют право осуществлять их досмотр и проверить все документы, которые при них находятся (ст. 16).

Все государства-участники Чикагской конвенции согласились с необходимостью принятия всевозможных мер по содействию и ускорению навигации ВС, осуществляющих международные полеты, и обязались, насколько это возможно, упрощать административные формальности при применении национальных законов и правил, касающихся международной аэронавигации, в соответствии с практикой, устанавливаемой и рекомендуемой Чикагской конвенцией. Общие принципы установления и применения административных формальностей закреплены в ст. 22 и 23 Чикагской конвенции. Рекомендательные нормы ICAO, касающиеся формальностей в международных аэропортах, сведены в Приложение 9 к Чикагской конвенции.