Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое положение аэродромов и аэропортов определяется нормами, устанавливающими:

порядок регистрации аэродромов и аэропортов;

предоставление под них земли или поверхностного водного объекта;

организацию строительства и реконструкции аэродромов;

требования к размещению различных объектов в районе аэродромов;

порядок сертификации и требования к допуску к эксплуатации аэродромов и аэропортов;

правила обслуживания воздушных судов на аэродромах и в аэропортах, требования к маркировке зданий и сооружений (рис. 15).

Гражданские аэродромы и аэропорты

1.Подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ и Государственном реестре гражданских аэропортов РФ (при наличии сертификатов годности).

2.Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на аэродром или аэропорт, ограничение и применение этих прав осуществляется в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

3.Отвод участка земли для размещения аэродрома, аэропорта, поверхностный водный объект для размещения аэродрома предоставляется в соответствии с законодательством РФ.

4.В зоне расположения наземных объектов авиации действуют специальные нормы, ограничивающие строительство, эксплуатацию различных сооружений и использование радиотехнических средств, предписывающие наносить на знания, оборудование специальную маркировку в соответствии с ФАП.

5.Гражданские аэродромы и аэропорты допускаются к эксплуатации на основании сертификатов годности

Рис. 15. Требования к гражданским аэродромам и аэропортам

Государственную регистрацию гражданских аэродромов и аэропортов, ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации осуществляет ФАВТ.

Государственная регистрации прав собственности и иных вещных прав на аэродром либо на аэропорт проводится учреждениями юстиции. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Природоохранные мероприятия, предусматриваемые при строительстве и эксплуатации аэродромов, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства по вопросам охраны окружающей среды, основ земельного законодательства, основ законодательства о недрах, действующих постановлений, положений, правил, нормативов, инструкций и методических указаний, утвержденных соответствующими органами в их развитие.

Все действия, направленные на размещение в районе аэродрома каких-либо объектов, должны быть согласованы с собственником аэродрома в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размещение в районе аэродрома объектов, связанных с электропередачей, радиолокацией, радиоизлучением, должно в обязательном порядке согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами ЕС ОрВД организации воздушного движения, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

В соответствии со ст. 8, 48 ВК РФ аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации аэродромов и аэропортов, их оборудования и перечень этого оборудования определяются ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утв. Приказом ФСВТ от 24.04.2000 № 98) и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов. Радио-


техническое, светотехническое и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, также должно соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом.

Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах должно обеспечиваться на единообразных условиях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Аэродромы и аэропорты могут быть закрыты для приема и отправки воздушных судов в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, или в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

3.Объекты Единой системы организации воздушного движения

Всоответствии со ст. 42 ВК РФ объектами Единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем ОВД, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов ЕС ОрВД определяется ФАП «Объекты единой системы организации воздушного движения» (утв. Приказом Минтранса РФ 31.04 05 № 31) и включает:

главный центра ЕС ОрВД, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;

зональные центры ЕС ОрВД и вспомогательные зональные центры ЕС ОрВД, предназначенные для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих зонах ЕС ОрВД;

районные центры ЕС ОрВД, предназначенные для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих районах ЕС ОрВД;

вспомогательные районные центры ЕС ОрВД, предназначенные для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своих районах ЕС ОрВД;

территориально совмещенные с районными центрами, вспомогательными районными центрами ЕС ОрВД органы ОВД аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, входящие в зону ЕС ОрВД.

Согласно п. 3 ст. 48 ВК РФ объекты Единой системы организации воздушного движения должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности к эксплуатации.

Сертификационные требования к объектам ЕС ОрВД устанавливаются ФАП «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения» (утв. Приказом Росаэронавигации от 26.11.2007 № 116).

Обязательную сертификацию объектов Единой системы организации воздушного движе-

ния осуществляет ФАВТ.2

2 п.5.3.1. II Полномочия // Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта : утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396.


4.Правовое положение авиационного персонала

Всоответствии со ст. 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов ВС или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов ВС, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Федеральными законами ст. 52 ВК РФ дополнена следующими положениями:

1. В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом ГА, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

2. На должности авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.2011 года № 3 «О полиции» имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала ГА осуществляет уполномоченный орган в области ГА.

Перечни должностей авиационного персонала утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Всоответствии с п. 2 ст. 8 ВК РФ авиационный персонал подлежит обязательной аттестации. Но отсутствие в Воздушном кодексе применительно к авиационному персоналу ГА нормы об его обязательной сертификации не отвергает возможности и необходимости ее проведения, тем более что авиационный персонал должен иметь сертификат (свидетельство) как обязательное условие его допуска к деятельности. Таким образом, лица из числа авиационного персонала ГА допускаются к профессиональной деятельности при наличии сертификата (свидетельства).

Сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признается действительным в России, если этот документ соответствует признаваемым Россией международным авиационным стандартам и ФАП.

Внастоящее время характерные только для сертификации принципы и основные процедуры использованы в ряде нормативных правовых актов, касающихся аттестации отдельных категорий персонала Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 8 ВК РФ требования к проведению обязательной аттестации в гражданской авиации и порядок ее проведения устанавливаются ФАП.


В настоящее время правовое положение авиационного персонала регламентируется следующими ФАП:

«Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147);

«Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистаминструкторам» (утв. Приказом Минтранса России от 26.11.2009 № 216) и др.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях дополнительного образования (АУЦ), имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты и лицензию.

Все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в области гражданской авиации, проходят в соответствии с ВК РФ сертификацию. Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров» (утв. Приказом ФАС РФ от 29.01.1999 № 23) устанавливают порядок взаимоотношений уполномоченных органов в области гражданской авиации с АУЦ при проведении работ по сертификации АУЦ.

Сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационноправовых форм

Экипаж воздушного судна

Согласно ст. 56 ВК экипаж гражданского ВС состоит из летного экипажа и кабинного экипажа, т. е. из лиц, которым в установленном порядке поручено выполнять определенные обязанности по управлению и обслуживанию ВС в полете (рис. 16).

Рис. 16. Состав экипажа ВС

Состав экипажа ВС определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации ВС данного типа (ст. 56 п. 2 ВК РФ). Полет ВС не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава (ст. 56 п. 1 ВК РФ).

В соответствии со ст. 56 п. 4 ВК РФ в состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только

граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного ВС иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

Член экипажа воздушного судна допускается до выполнения своих функций, если он соответствует требованиям ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 № 147), имеет соответствующее свидетельство с квалификационными отметками.

Члены экипажа должны отвечать по состоянию здоровья установленным требованиям. В гражданской авиации действуют ФАП «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 22.04.2002 № 50). Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями гражданской авиации. Перед полетом производится предполетный медицинский контроль, который проходят все члены экипажа.

На каждом ВС должен быть командир – лицо, на которое возложено руководство всей деятельностью экипажа, обеспечение строгой дисциплины и порядка, соблюдение правил полетов и эксплуатации ВС, принятие необходимых мер к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущества (ст. 57 п. 2 ВК РФ).

Правовое положение командира ВС определяется ВК РФ, ФАП и рядом других нормативных актов, устанавливающими права и обязанности, связанные с подготовкой ВС и экипажа к полету, выполнением полета, руководством деятельностью членов экипажа, поддержанием порядка и дисциплины на борту ВС, обеспечением безопасности находящихся на ВС лиц и сохранности имущества, осуществлением воспитательной работы с членами экипажа, обеспечением высокой профессиональной подготовки и дисциплины членов экипажа. Основные права и обязанности командира ВС определены в ст. 58 ВК РФ.

Вотношении предотвращения и пресечения правонарушений на борту ВС соответствующие нормы, определяющие полномочия командира ВС, унифицированы и в международном воздушном праве. Токийская конвенция 1963 г. наделяет командира «полицейскими» полномочиями и правами только в международном полете, начиная с того момента, когда все внешние двери закрыты после окончания посадки (погрузки), и заканчивая моментом, когда какая-либо дверь открыта для высадки (выгрузки) (п. 1 ст. 5). В случае вынужденной посадки командир ВС продолжает исполнять свои функции до тех пор, пока компетентные органы соответствующего государства не примут на себя ответственность за безопасность ВС, лиц и имущества на борту.

Вслучае бедствия в обязанность командира и членов экипажа входит принятие всех возможных мер обеспечения безопасности ВС, лиц и имущества на его борту, в том числе в тех случаях, когда им самим угрожает опасность, но все пассажиры еще не покинули ВС. Действия экипажа (и в первую очередь командира ВС) в случаях, когда ВС грозит опасность или оно терпит бедствие, регламентируются ст. 59 ВК РФ. Кроме основной обязанности принять все меры по сохранению жизни и здоровья людей, ВС и находящегося на нем имущества, командир ВС имеет право сбросить с судна багаж, груз или почту, если это необходимо для спасания пассажиров и экипажа, сохранения ВС и обеспечения безопасности дальнейшего полета и посадки; отступить от плана полета и указаний соответствующего органа ЕС ОрВД с обязательным уведомлением о своих действиях и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов.

При возникновении опасности для людей, находящихся на борту судна, совершившего вынужденную посадку, командир ВС обязан организовать спасание пассажиров и членов экипажа.


Это требование вытекает из основного положения о том, что командир ВС несет ответственность за пассажиров и экипаж, находящихся на борту ВС.

Экипаж ВС обязан оказывать помощь также другим ВС, терпящим бедствие. Приложение 12 к Чикагской конвенции содержит указания, непосредственно адресованные командирам ВС: «Порядок действий командира воздушного судна-свидетеля происшествия» (п. 5.8) и «Порядок действий командира воздушного судна, получившего сигнал бедствия или сообщения о бедствии» (п. 5.9). В п. 5.8 довольно подробно закрепляются требуемые действия: командир ВС должен держать в поле зрения терпящий бедствие самолет как можно дольше; если его точное местонахождение неизвестно, он должен определить его; командир ВС должен обеспечивать координационный спасательный центр сведениями о типе самолета, терпящего бедствие, его местоположении, времени наблюдения и числе замеченных людей, наконец, он должен выполнять указания координационного центра. В случае, если связь с координационным центром установить невозможно, согласно Приложению 12 Конвенции, командир ВС, появившегося в месте происшествия первым, должен взять на себя руководство всеми ВС, появившимися в зоне после него.

Аналогичные нормы содержаться в ВК РФ. Так ст. 60 определяет, что командир ВС, принявший сигнал бедствия от другого ВС, морского судна или судна внутреннего плавания, а также обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, зону экологического бедствия либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, если это не сопряжено с опасностью для вверенных ему ВС, пассажиров и экипажа, отметить на карте место (зону) бедствия и сообщить об этом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами).

В качестве представителя государства регистрации командир ВС наделен правом выполнять некоторые функции нотариального характера: регистрировать акты рождения, смерти, завещания, исчезновения людей во время полета.

Правовое положение остальных членов экипажа определяется, с одной стороны, тем, что члены экипажа подчиняются командиру ВС и должны беспрекословно выполнять его распоряжения, а с другой – тем, что каждый член экипажа выполняет комплекс прав и обязанностей, определенных соответствующими нормативно-правовыми актами.

5. Авиационные предприятия

Субъекты, осуществляющие деятельность в области авиации, могут иметь различный статус. Воздушный кодекс установил понятия авиационного предприятия и эксплуатанта (см. прил. 1).

Эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на правах собственности, аренды или на ином законном основании, использующее это воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) экплуатанта.

Авиационное предприятие – юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, выполнение авиационных работ.

Порядок создания и ликвидации авиапредприятий регулируется национальным законодательством. Теоретически авиапредприятием могут быть как юридические лица, так (при соблюдении определенных условий) и физические лица – собственники ВС. Однако на практике воздушные сообщения, по крайней мере, регулярные, выполняются только авиапредприятиями, являющимися юридическими лицами.

Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала