Файл: Основные нравственные требования к деятельности следователя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нравственные основы деятельности следователя включают в себя допустимость процессуальных и оперативно-тактических действий, приемов и методов предварительного расследования с позиции морали. Например, нравственные нормы производства следственных действий определены назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), его принципами (гл. 2 УПК РФ) и отдельными положениями (гл. 21, ст. 150–161 УПК РФ), правилами, определяющими применение мер процессуального принуждения (ст. 10, 100, 107-109 УПК РФ). Важнейшими нравственными качествами следователя являются: высокий уровень правосознания, честность, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, независимость в суждениях и др.

Необходимо отметить важность наличия познавательных, конструктивных, коммуникативных и психологических качеств перечислю несколько из них:

– умения прогнозировать;

– наблюдательности;

– умения отличить главное от второстепенного;

– хорошей памяти;

– способности определить внутренний мир человека, его психическое состояние;

– умения слушать свидетеля, потерпевшего и других участников предварительного расследования и др.

Перечисленные и нравственные, и психологические качества определяют успешное выполнение процессуальных действий: допроса, очной ставки, обыска, следственного эксперимента, осмотра места происшествия и др. Например, при производстве допроса следователь находится в сложных нравственных и психологических условиях.

Необходимо помнить, что каждый тактико-психологические прием допроса ("допущение", "легенды", "пресечение лжи", "форсированный или замедленный допрос", "предъявление доказательств с недостающей силой" и др.) подлежит оценке не только с точки зрения законности (например, ч. 2 ст. 202 УПК РФ особо оговаривает: "При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство"), но и с позиции морали и психологии (например, следователь не должен допускать при допросе лжи как о себе, так и об участниках следственного действия). А. Ф. Кони, обращаясь к юристам, писал: "Не лгите, т.е. будьте искренни, и вы будете хорошо говорить, или, как гласит французская судебная поговорка “Вам будет принадлежать внимание (слух) суда”" 

Совсем не случаен тот факт, что применительно к профессиональной этике следователя появились понятия: "этический конфликт" и "этическая неопределенность".


Под "этическим конфликтом" понимается ситуация, при которой возникают противоречия между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности. "Этическая неопределенность" возникает тогда, когда юрист не может определить "степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики". В научной литературе даются рекомендации, как вести себя юристу (сотруднику органов внутренних дел) в ситуациях этического конфликта или этической неопределенности, например действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики; избегать ситуаций, провоцирующих нарушения норм этики, и т.д.

При расследовании преступлений следователю приходится вторгаться в личную жизнь участников уголовного процесса. В связи с этим перед ним возникают этические проблемы по обеспечению тайны следствия.

Расследование уголовных дел – это сложная интеллектуальная деятельность, направленная на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сбор и оценку доказательств, которые могут быть положены в основу обвинения. Особую сложность нередко представляют уголовные дела, в которых участвуют несовершеннолетние в качестве подозреваемых, обвиняемых, потерпевших или свидетелей. К производству следственных действий с их участием законодатель предъявляет высокие требования, что обусловлено необходимостью бережного отношения к неустойчивой детской и подростковой психике, ограничениями, связанными с уголовной ответственностью несовершеннолетних за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний – только с 16 лет.

Кроме того, несовершеннолетние достаточно часто меняют собственные показания в силу особенностей психического развития или под давлением взрослых. По этой причине следователю необходимо как можно раньше и подробней допросить несовершеннолетних участников расследования, допустив законного представителя и обеспечив участие педагога, психолога

Следователь должен своевременно реагировать на всевозможные действия со стороны заинтересованных лиц, направленные на создание ситуаций, нарушающих частную жизнь граждан, ранее совершивших преступления. Нравственное содержание отношений следователя и участников процесса определяется прежде всего безупречным соблюдением следователем правовых и моральных норм. Поэтому следователь должен постоянно контролировать свое поведение (особенно при применении мер принуждения и пресечения).



Особое внимание при расследовании преступлений следователь уделяет принципиальности, объективности, строжайшему соблюдению культуры уголовного процесса, своевременному устранению элементов тенденциозности, недоверия, подозрительности, обвинительного уклона и других признаков нарушений следственной этики.

Нравственные принципы и требования наиболее ярко проявляются при производстве следственных действий: допросе, обыске, освидетельствовании, очной ставке и др. Например, производство обыска в наибольшей степени ограничивает права граждан и требует строгого соблюдения нравственных норм и законодательства. При обыске следователь должен проявлять выдержку, терпение, тактичность, противостоять провокациям, своевременно оказывать помощь при болезненном (обморочном) состоянии обыскиваемого и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что следователь, дознаватель должны обладать высокими нравственными и психологическими качествами, а нравственные изъяны личности и поведения следователя, дознавателя могут привести к опасным последствиям. Они должны быть объективны, беспристрастны, справедливы, гуманны, бдительны. В своем служебном общении они должны соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность.

2.2. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ


Совокупность соответствующих правил поведения работников следственных органов характеризуют следственную этику. Следователь свое правило поведение и действие определяет установленными нормами морали и нравственности, исходя из того, что следователь отличается высоким уровнем правовой культуры, правосознанием, исполнительством, принципиальностью, повышенным чувством такта с участниками досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследуя преступления разной степени тяжести, следователь находится в постоянном психологическом напряжении и в связи с этим к следователю как сотруднику следственного органа предъявляются повышенные требования к:

  • личностным особенностям (присутствие организаторских возможностей, наличие положительной самооценки, смелости, независимости, ответственности, самостоятельности и т.д.);

  • познавательным качествам (гибкость мыслительной деятельности, умение анализировать, систематизировать, выделять и обобщать информацию, обладать интуицией, хорошей профессиональной памятью, которую можно постоянно тренировать с помощью специально разработанных методик13 и др.);


-ценностно-мотивационным особенностям (быть принципиальным, добросовестным, честным, дисциплинированным и т.д.);

-коммуникативным качествам (уметь слушать и слышать собеседника, устанавливать и поддерживать психологические контакты и доверительные отношения, определять психологическое состояние участников досудебного судопроизводства, использовать различные средства общения и т.д.)14.

Данные качества характеризуют следователя как личность с позиции профессиональной деятельности и с позиции морали и нравственности. Профессиональная этика следователя на стадии досудебного производства направлена на соблюдение нравственных требований (при осмотре места происшествия, проведении обыска, очной ставки, допроса и т.д.).

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ 15 определяет принципы и правила Этика взаимоотношений следователя с участниками уголовного процесса при производстве следственных действий

Бесспорно, допрос - это наиболее распространенное и эффективное следственное действие, который проводится следователем по каждому уголовному делу. Как правило, в ходе расследования уголовных дел производятся допросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых16. Даже опытные следователи допускают ошибки в ходе производства допросов с участием несовершеннолетних, что влечет нарушение требований уголовно-процессуального закона и является основанием для возвращения уголовного дела прокурором в порядке ст. 221 УПК РФ.

Взяв пример прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан 18.06.2015 г. вынес постановление о возвращении уголовного дела по обвинению несовершеннолетнего И. в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, для производства дополнительного следствия. Согласно ч. 3, 5 ст. 425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь разъясняет педагогу или психологу их права перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе. Несовершеннолетний И. не достиг возраста шестнадцати лет, страдал психическим расстройством – социализированным расстройством поведения. Между тем, в нарушение ч. 5 ст. 425 УПК РФ, права и обязанности педагогу следователем перед допросом подозреваемого И. не разъяснялись. На допросе обвиняемого И. педагог вообще не присутствовала, а по предложению следователя лишь подписала подготовленные им ранее процессуальные документы


Вопрос о роли этических начал в деятельности следователя актуален в силу ряда особенностей общения следователя с процессуальными лицами на разных стадиях предварительного расследования.

Прежде всего, к таким особенностям относится специфичность поводов в общении следователя с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями, потерпевшими и т.д. В большинстве случаев повод - это совершенное или готовящееся преступления, поэтому в основу общения следователя с лицами, его совершившими, изначально заложен конфликтный характер, цели общения чаще всего не совпадают, либо по-разному понимаются участниками. Отрицательный эмоциональный фон накладывает отпечаток на всю структуру общения следователя с участниками процесса, поэтому помимо возрастающих требований к уровню профессионального мастерства следователя, первостепенное значение приобретают такие сугубо этические качества его личности, как гуманность, справедливость, долг, совесть и т.д. Несмотря на конфликтный характер, разжигать конфронтацию с участниками уголовного процесса следователь не должен не только в силу морально-этических причин, но и, прежде всего, исходя из практических целей расследования по делу. Спокойные деловые отношения с обвиняемым (подозреваемым) рациональны и экономны в плане психологических нагрузок.

С точки зрения морали оцениваются средства, при помощи которых может быть достигнута цель предварительного расследования. Это способствует устранению из уголовного процесса всего, что могло бы направить действия лиц, осуществляющих судопроизводство, по ложному пути. Так, согласно закону не могут служить доказательствами сведения, сообщаемые кем-либо, если лицо не может указать источник своей осведомленности.

Важным фактором, гарантирующим соблюдения правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности, возлагающий бремя доказывания виновности человека на следователя. Реализация данного принципа исключает обязанность гражданина доказывать свою невиновность. Следователь вынужден действовать в строгих морально-этических рамках, законными средствами, создавая убедительную доказательственную базу с тем, чтобы доказать вину лица. Процесс доказывания исключает использование психического или физического насилия, т.к. признание вины, полученное таким способом, не будет считаться доказательством по делу, что отразится в дальнейшем на ходе и результате судебного разбирательства.