ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГУ «Озерная общеобразовательная школа»
Краткосрочный (поурочный) план № 45
Раздел 4 | Мир профессий | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога | Уразалина С.С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Русский язык | Дата: 21.12.2022г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 5 «Б» | Количество присутствующих | Количество отсутствующих | |||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: | Профессия, специальность и должность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 5.4.2.1 Использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения. 5.3.3.1 Представлять текст в виде рисунков. 5.3.4.1Создавать тексты повествование и описание в художественном и разговорном стилях(письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока | - использовать заимствованные и профессиональные слова; - создавать текст-описание с элементами описания; -представлять составленный текст в виде рисунка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока/ время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 5 мин | Орг. момент . Приветствие. Доброе утро ребята! Встаньте в круг, ребята! Поднимите руки навстречу солнцу, согрейте свои ладошки его теплом. Возьмитесь за руки и передайте это тепло друг другу. В добрый путь за знаниями!
1. Под весенний птичий свист Пашет землю ... (Тракторист) 2. Ведёт с актёром жаркий спор На сцене театра ... (Режиссёр) 3. Наших душ, ума строитель - Мудрый школьный наш ... (Учитель) 4. Под оркестр поёт наш хор, Впереди нас - ... (Дирижёр) 5. Вор, разбойник и карманник, Берегитесь! Я - ... (Охранник) 6. Дупло и берлогу, дом лисий и птичий Всегда охраняет надёжно ... (Лесничий) 7. Драгоценный сувенир Изготовит ... (Ювелир) 8. Расчёт зарплаты - знать пора - Проводят в срок ... (Бухгалтера.) 9. Вот вам чертёж, где каждый размер Новой детали дал ... (Инженер) 10. Он в лесу во всем Хозяин и накормит Птиц он стаи … (Егерь) - Чем объединены слова – отгадки, какой темой? (профессия) На свете много профессий разных, И все они людям нужны, От самых простых и до самых важных, Все они в жизни важны. - Вы догадались, ребята, о чём пойдёт речь на уроке? - О чем мы будем говорить сегодня на уроке?(Ответы учащихся) - Мы будем говорить о Профессии, специальности и должности | Учащиеся приветствуют друг друга, учителя. | Словесная похвала | | |||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала 35 мин | Актуализация К. 1.Беседа по вопросам - Профессий существуют много, в мире их насчитывается более десяти тысяч, а если включить специальности, то более пятидесяти тысяч. - Давайте уточним понятия: профессия, специальность, должность. (предположения учащихся по пониманию значения слов) Профессия – это основной род занятий, дело, которому человек научен заниматься. (Например, врач, учитель) Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т.д.) Должность - это служебное место, связанное с исполнением о пределенных обязанностей. (Работают с толковым словарем) (Задание направлено на расширение лексического запаса учащихся, понимать и отличать значение данных слов) - Какие из этих слов являются заимствованными? Профессия- заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия». Специальность – от прилагательного специальный, от латинского specialis «особый, особенный» II.(Г) Деление на группы (Коллаборативное обучение) (учащиеся разбирают карточки с изображением разных предметов, указывающих на область профессии: Медицина, Экономика, Творчество, Сельское хозяйство и рассаживаются по группам)
Медицина: диетолог, педиатр, главный врач, заведующий отделением, хирург, старшая медсестра, врач Экономика: бухгалтер, продавец – консультант, бизнес – тренер, финансист, главный бухгалтер, старший экономист,кассир Творчество: композитор, художник, актер, артист цирка, дизайнер – модельер, главный режиссер, директор цирка Сельское хозяйство: ветеринар, фермер, главный агроном, бригадир, доярка, тракторист, специалист по стрижке овец, агроном ФО (самооценивание по готовому образцу: правильно/ неправильно) (Задание направлено на то, чтобы учащиеся по значению слов могли распределить их по колонкам) ФИЗМИНУТКА Мы в профессии играли -- ходьба на месте В миг мы лётчиками стали! -- прямые руки в стороны В самолёте полетали -- покружиться вокруг себя И шофёрами вдруг стали! -- ходьба на месте Руль теперь в руках у нас руки перед собой -- «держим руль» Быстро едем, просто класс! -- бег вокруг себя с рулем А теперь на стройке мы -- ходьба на месте Кладём ровно кирпичи. -- руки перед собой согнуты в локтях Раз- кирпич и два, и три -– поднимаем руки вверх Строим дом мы, посмотри! -- соединить прямые руки над головой Вот закончена игра, заниматься нам пора. Хорошо отдохнули! Молодцы!
П.4 , П.3 (внутри группы учащиеся распределяются на роли: редактор, корректор, лингвист, художник, которые составляют текст по одной из профессии в своей области и представляют в виде рисунка) (Деление в группе на роли предполагает дифференциацию, каждый выбирает посильную задачу) Алгоритм выполнения задания: - Название профессии? - Место работы - Какую работу выполняет? - Спецодежда, головной убор - Инструменты, необходимые для работы - Отношение к профессии
- Выступят спикер/спикеры ФО учащиеся оценят результаты работы каждой группы (взаимооценивание) по совместно разработанным критериям. Задание : Работа с пословицами. Найти синонимы и антонимы. Сделать вывод: для чего нужны синонимы и антонимы в речи. Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку, я увижу.
2. Труд человека кормит, а лень портит. 3. За всякое дело берись умело. 4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 5. Всякому молодцу ремесло к лицу. Синонимы: работа, труд, ремесло, дело Антонимы: горька - сладок, труд - лень Вывод: синонимы помогают избежать ненужных повторов слов. ФО Взаимооценивание. Смайлик 3. Задание Г: «Узнавай-ка» Цель: 5.3.3.1 Представлять текст в виде рисунков. Команды должны узнать профессию по описанию, представить информацию в виде рисунка – загадки (атрибут) для другой группы. Тексты для 1 группы: 1)Трудно представить современную жизнь без компьютера. Для того чтобы овладеть профессией, вплотную связанной с работой на компьютере, требуется не только огромное терпение, но и особый склад ума, позволяющий разговаривать на одном языке с компьютером. А ещё человек должен быть усидчивым и внимательным. Потому что одна неправильная запятая может привести к тому, что вся программа перестанет работать как надо! (программист) 2)Человек этой профессии управляет всеми творческими процессами в театре, кино или на телевидении. Также он управляет игрой актёров и созданием представления. У него достаточно широкий спектр обязанностей, грамотное выполнение которых позволит создать настоящий шедевр. (Режиссёр) Тексты для 2 группы: 1)Эта профессиятесно связана со строительством. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, жилых зданий, мостов, построенных в различных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции. Люди этой профессии работают в конструкторских бюро, проектных институтах и осуществляют работы по градостроительству, архитектуре жилых, общественных и промышленных зданий, реставрации памятников и т.д. (архитектор) 2)Для работы с собаками человеку этой профессии нужно знать не только методы их дрессировки, но и анатомию, правила кормления и ухода, а также способы оказания первой помощи животному. При этом человек этой профессии должен знать всё о породе собаки, с которой он работает. Ему важно быть готовым к регулярным занятиям с собакой на специальных тренировочных площадках. (Кинолог) Тексты для 3 группы: 1)В наши дни, когда существует масса наук, сложных терминов и понятий, технических изобретений, очень часто требуется помощь специалиста, который дал бы ответы на беспокоящие вопросы. Одним из таких «просветителей» в области неизведанных тем является человек, профессия которого называется… (Консультант) 2) Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней! (доктор- врач) 3)Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать?(учитель) (Обучающиеся определяют название профессии и рисуют атрибут, относящийся к данной профессии) Ребята, вы правильно определили по описанию все профессии, из текстов узнали дополнительную информацию о названных профессиях.
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили. - Итак, скажите, пожалуйста, можно ли назвать самую важную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!) | Слушают учителя Беседа по вопросам Выполняют упражнение , распределяют в таблице профессии, специальности. Должности ФО (самооценивание по готовому образцу: правильно/ неправильно) Выполняют физминутку Создают текст по рисунку и алгоритму выполнения Работа с пословицами, определяют синонимы и антонимы. Синонимы – разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению слова. Антонимы – слова с противоположным лексическим значением. Омо́нимы — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на обозначаемый предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Представляют текст в виде рисунков. Учащиеся определяют название профессии и рисуют атрибут, относящийся к данной профессии) | Самооценивание Словесная похвала Оценивание по критериям Взаимооценивание Взаимооценивание Оценивание по критериям | Учебник Тетрадь Толковый словарь | |||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 5 мин | Рефлексия «Оказывается, что…» (какое открытие сделали?) Домашнее задание(на выбор): - Составить презентацию (постер) «Профессии нашего села» - Эссе « Я хочу быть…» Написать рассказ о профессиях родителей Составить «Дерево семейных профессий», каждая ветвь которого определенная профессия | Подводят итог урока, используя ключевые слова урока. Записывают домашнее задание в дневники | Самооценивание | |