Файл: Курсовая рабо т а Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Курсовая работа
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы


Выполнила обучающаяся группы 271 Никитина Анна Андреевна

_______________

подпись
Программа подготовки специалистов среднего звена

44.02.01 Дошкольное образование

Форма обучения: очная


Руководитель:

преподаватель Карнаухова Анна Игоревна


___________________
подпись




Минусинск 2022

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы 6

1.1.Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста 6

1.2.Беседа как метод формирования диалогической речи 9

1.3.Роль детской художественной литературы в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста 16

1.3.1.Виды бесед с дошкольниками по восприятию и содержанию художественной литературы 18

1.3.2.Анализ художественного текста детьми дошкольного возраста 21

Заключение 26

Список используемых источников 27


Введение


Оформление

Проверь ссылки во всей работе, они должны соответствовать списку литературы!

Добавь до 15 источников.

Убери точки в заголовках и подзаголовках.

Убери курсив и жирный шрифт.

Отредактируй заключение.

На сегодняшний день проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Особое место принадлежит диалогу, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение всех сторон жизни.


Проблема формирования диалогической речи – одна из актуальных в дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам.

Первоочередность в череде задач развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.). Тем не менее, изучение и анализ состояния работы по развитию диалогической речи указало на недостатки в усвоении данной формы речи детьми дошкольного возраста, что является причиной их затруднений при общении со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога как залога успешности в дальнейшем обучении. Учитывая то, что наиболее эффективное развитие диалогической формы речи детьми происходит в дошкольном детстве, то, именно в этот период необходимо вести работу по ее формированию и развитию.

Художественная литература в диалогической речи играет особую роль, она оказывает существенную помощь в развитии личности детей.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Объект исследования: развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: художественная литература как средство развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: изучение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

  2. Выделить особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

  3. Раскрыть возможности беседы как метода формирования диалогической речи

  4. Выявить роль детской художественной литературы в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста.


Методы исследования:

теоретические метод: анализ психолого-педагогической и методической литературы

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по теме исследования.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка используемых источников и приложения

Глава 1. Теоретическое обоснование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы


    1. Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Диалогически речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.

В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает д. Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Из-за непосредственного контакта со взрослым у ребенка появляется новая форма речи — сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контроле за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые ее формы — указания, оценки, согласование действий.
Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А. Г.Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение:
они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает, чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.


А. Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. для детей двух—трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. дети трех—четырех лет начинают беседу не без интереса, но после 2—3 вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: «Я не умею так, я не хочу в это играть». У детей четырех—пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. дети пяти— шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения со взрослым. У детей шести — семи лет во время беседы появляются инициативные обращения ко взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения со взрослым сложные и сокровенные темы.

Особенности диалогической речи старших дошкольников выявила Н.Ф. Виноградова. К ним относятся:

  • неумение правильно строить предложение;

  • неумение слушать собеседника;

  • неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

  • неумение давать реплики;

  • частое отвлечение от поставленного вопроса;

  • не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

В исследовании А. В. Чулковой отмечается, что старшие дошкольники испытывают удовольствие от общения, придумывают диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем. Однако их диалоги малосодержательны, дети пользуются разнообразными типами предложений, прямой речью.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников — научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

  • умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

  • умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

  • умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

  • владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

  • умение использовать мимику и жесты;

  • умение общаться в паре, группе из 3—5человек, в коллективе.


Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

Таким образом, основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора

  • сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

  1. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

  2. Умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

  3. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

  4. Неречевые (невербальные) умения-уместное использование мимики, жестов.

Поэтому диалогическая речь является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла.





    1. Беседа как метод формирования диалогической речи

Беседа — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Е. И, Радина, Э.П. Короткова и д.р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы.