Файл: Курсовая рабо т а Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою: «Кто понравился? Почему?», «Кто больше всех понравил­ся? Почему?»;

    2. вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков: «За что все, так любили дядю Степу?» («Дядя Степа» С. Михалкова). Подобные вопросы заставляют детей размышлять о причинах и следствиях поступков, замечать логическую закономерность событий;

    3. вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно? «Почему им было весело?»;

    4. вопросы на сравнение действующих лиц: «Чем похожи герои?», «Чем они различаются?»;

    5. вопросы, обращающие внимание на внешний облик, портрет героя: «Каким ты его себе представляешь?»;

    6. вопросы на сравнение поведения, характера героя со знакомыми детям явлениями жизни: «А вы встречали кого-нибудь, похожего на Фому?» (стихотворение С. Михалкова «Про упрямого Фому»);

  1. вопросы, позволяющие ввести детей в ситуацию произведения, сделать их участниками событий: «Чтобы вы сделали на месте...?», «Что бы вы посоветовали...?» Однако злоупотреблять такими вопросами нельзя. Иначе легко перейти ту грань, когда ненавязчивые аналогии могут превратиться в назидательный «урок», разрушающий эстетическую целостность произведения;

  2. вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности: «Как автор описывает...?», «С чем автор сравнивает...?». Эти вопросы способствуют повышению интереса детей к наблюдению над языком, над его образным строем;

  3. вопросы, обращающие внимание на особенности жанра: «Что я вам прочитала (рассказала), рассказ или сказку?», «Поче­му вы так думаете?», «Как начинается сказка, как заканчивает­ся?».

Указанные вопросы ­– опорные в беседе. Но по ходу беседы часто возникает необходимость в дополнительных вопросах, помогающих детям осмыслить содержание произведения.

Варианты беседы могут быть разнообразными. Это зависит от уровня развития детей, от того, насколько дошкольники ориентируются в тех фактах, явлениях, которые служат предметом беседы, в какой степени они близки жизненному опыту детей.

Анализ художественного текста — важный вид работы с лите­ратурным произведением. Его цель — более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, твор­ческой индивидуальности автора.


Таким образом анализировать прочитанное в дошкольном детстве — значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитичес­кой деятельности, необходимый для современного человека.
Заключение

В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по теме развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы можно сделать такой вывод, что диалогическая речь является наиболее социально значимая для дошкольника и имеет большое значение для развития интеллекта и личности ребенка. Обучая ребенка умению вести диалог, мы воспитываем в ней такие важные качества, как коммуникабельность, креативность, умение находить общий язык с собеседником и выражать собственное мнение. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего, формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми.

Стоит обратить внимание, что знакомя детей с художественной литературой, можно детей подвести их к элементарному анализу литературно-художественной структуры произведения; научить понимать основное его содержание, ознакомить с жанровыми композиционными, речевыми особенностями различных произведений. Полученные литературные знания дошкольники смогут использовать при составлении собственных рассказов.

Итак, использования такого средства, как использование художественной литературы в обучении и воспитании детей, следует отметить, что это средство создает оптимальные условия для развития диалогической речи дошкольников. Кроме того, это будет способствовать развитию мышления, фантазии и создавать положительное эмоциональное состояние на занятии.

Тем самым беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.
Список используемых источников

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.МАлексеева, В.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 560 с. ISBN 5-7695-0438-2

  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

  3. Бородич А. М., "Методика развития речи детей", М., 1981 г.

  4. Дедюкина М.И., Платонова А. В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Электрон-ный ресурс]: учебное пособие/ авт.-сост. М. И. Дедюкина, А.В.Платонова.–Электрон. текст. дан. (1,7Мб). –Киров: Изд-во МЦИТО, 2019.–1электрон.

  5. Стародубова Н.А. теория и методика развития речи дошкольников: учеб, пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.А.Стародубова. — 6-е иэд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 256 с. — (Сер. Бакалавриат). ISH\978-5-4468-0641-6

  6. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат).ISBN 978-5-7695-9603-2

  7. https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-351.shtml#book_page_top

  8. https://studopedia.ru/19_16995_struktura-zanyatiya--besedi.html.

  9. https://www.maam.ru/detskijsad/-hudozhestvenaja-literatura-kak-istochnik-razvitija-dialogicheskoi-rechi.html