Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«отчаянно решившие защищать свой брак любой ценой» (Herman, 1981, стр. 112), даже если обрекали этим себя на серьезное вербальное насилие. Также, как и в примерах инцеста, многие из этих женщин описывали своих матерей, как холодных, враждебных и указывали на присутствие в отношениях с ними открытого соперничества. Матери семей, в которых имело место соблазнение, переносили этот паттерн на своих дочерей. Таким образом они внушали им, что главной целью женщины является забота о мужчине и способствовали возникновению между ними интенсивной борьбы за его внимание.
Herman написала, что «подобно жертвам инцеста, многие из этих женщин чувствовали, что их матери в каком-то смысле жертвуют ими ради отца. Внешне они открыто демонстрировали неприязнь к особым отношениям между отцом и дочерью, тогда, как в тайне (и дочери могли это почувствовать) если не способствовали, то по крайней мере одобряли, такие связи» (Herman, 1981, стр. 114). Хотя дочери пользовались особым благорасположением отца, все же многие из них, подобно девочкам из инцест - семей, тосковали по более близкому отношению и поддержке со стороны матери. Отец часто использовал дочерей в супружеских спорах, таким образом отыгрываясь на жене. Herman также утверждает, что «поскольку дочери оказались втянутыми в супружеские конфликты в роли соперницы матери, то часто переживали глубокое внутреннее противоречие. В итоге они чувствовали, что могут понравиться отцу только ценой отдаления от матери. Так они расплачиваются за специальный статус в своей семье, чувствуя зависть и претензии со стороны матери, а часто также и со стороны остальных родственников» (стр. 115).
Это в точности соответствует паттерну, который я неоднократно имел возможность наблюдать в случаях истерической личности у женщин. Это самый настоящий «эдипальный конфликт», но никак не фантазия. Он был навязан родителями. В наблюдаемых Herman семьях отцы реагировали на пробуждающуюся сексуальность дочерей либо попытками установить контроль за их общественным и сексуальным поведением, либо полностью его отвергая. Различия между семьями с соблазнителями - отцами и теми семьями, в которых доходило до инцеста, также очень интересны. Хотя соблазнители - отцы занимали однозначно доминирующую позицию, только 20% дочерей упоминали об их склонности к применению насилия, по сравнению с 50% у отцов, которые совершили инцест (Herman, 1981, стр.111). Отцы из первой груп
пы осуществляли контроль скорее при помощи самоотстранения, ухода, чем при помощи вызывающей страх жестокости. Иначе обстоит дело с теми, кто совершает инцест. Среди них часто появляются любители женщин. Их приключения могли быть известны всей семье. Если же нет, то дочери посвящались и тем самым вовлекались в факты неверности.
В свою очередь матери в этих семьях отличались тем, что в первом случае физически были более здоровы, более ассертивны, самостоятельны и социально заинтересованы. Только 15% из них имели серьезную болезнь, в отличие от 55% в инцест - семьях. Матери эти также имели меньше детей и в меньшей степени склонны были меняться ролями со своими дочерьми.
Хотя дочери в семьях с соблазняющим отцом были в значительной степени отсталыми по причине царящих там дисфункциональных отношений, они в целом были не так травмированы, как жертвы инцеста. В отличие от второго варианта, эти женщины не решались на длительные уходы из своих семей. Только одна из 20 (5%) предпринимала попытки к бегству, тогда, как в группе жертв инцеста было 13 случаев на 40 человек (32%). Ни одна не обратилась в школу-интернат или в общество социальной помощи, только 3 забеременели в подростковом возрасте (15% по сравнению с 45% жертв инцеста) и значительно меньше из них вступили в брак. Их успехи в учебе были значительно выше — 30% из них получили университетские дипломы, при 8% - в другой группе. Хотя многие из них страдали от депрессии, ее симптомы не были настолько серьезными и только 20% злоупотребляло алкоголем и наркотиками, при 35% в противоположной группе. Кроме того, только одна особа когда-либо в своей жизни предпринимала попытки самоубийства, в отличие от 38% случаев среди девушек с опытом инцеста. Ни одна из этих женщин не констатировала факта побоев со стороны мужа или любовника, что мы можем сравнить с 28% во второй группе.
«Хотя в целом они не находились в такой серьезной депрессии, как жертвы инцеста, большинство из них (55%) обнаруживало главные проявления депрессии. И хотя только 10% из них имели принципиально негативное отношение к себе самой по сравнению с 60% во второй группе, все-таки такой же низкий процент из них давали себе принципиально позитивную характеристику. Подавляющее большинство (80%) имело двойственное или смешанное представление о самой себе, они считали себя либо «хорошими девочками» либо «плохими девочками». С одной сто
роны они воображали себя в идеализированной роли «папенькиной принцессы», а с другой никак не смогли целиком подавить тайну кровосмесительного оттенка своих отношений с отцом и представляли себя маленькими искусительницами, которые вызывают в своем отце интерес и желание, а в матери — ревнивую враждебность» (Herman, 1981, стр. 119-120).
Herman подчеркивает, что «многие из этих женщин расценивали себя, как особ, ведущих двойную жизнь и некоторые из них действительно вели тайную сексуальную жизнь». Также она приводит много примеров того, какими способами эти личности словно продолжают играть эти отчасти раздельные, по меньшей мере не интегрированные роли «хорошей девочки» и «плохой девочки».
Многие женщины, выросшие в соблазняющем их окружении, испытывали трудности в отношениях с мужчинами. Одной из типичных проблем был «повторяющийся паттерн романтического восхищения, после которого наступало разочарование и злость» (стр. 122). Другой паттерн состоит в том, что словно копирует поведение их матерей в их сосредоточенных попытках привлечь и удержать трудного мужчину. Следующий паттерн — это поиск непостоянного или недоступного мужчины с целью сохранения отношений с соблазняющим отцом. Еще один — это вовлечение в треугольник с мужчиной и соперницей. Другой паттерн состоит в стремлении «заинтересовываться мужчиной, который был бы либо отдален и незаинтересован, либо контролировал и доминировал» (стр. 122) Немногие из этих женщин «способны устанавливать такие отношения с мужчиной, которые были бы основаны на взаимности» (стр. 122). Половина дочерей соблазняющих отцов жалуются на сексуальные проблемы. Подобно жертвам инцеста они склонны придавать мужчинам чрезмерную ценность и недооценивать женщин и часто имеют поверхностные отношения с другими женщинами. Дочери соблазняющих отцов испытывали значительные трудности с прекращением сексуально окрашенных отношений, а некоторые из них так и не достигли удовлетворительного разделения. Коротко говоря, жертвы инцеста, называющие себя «ведьмами и девками» (стр. 119) и «непростительно плохими» (стр. 124) были глубоко покорены и утверждены в своей негативной идентичности. Также, как сильный или «эдипальный» истерик, дочери соблазняющих отцов чаще всего «старались жить в соответствии с образом хорошей девочки, часто навязывая себе нереальные стандарты успехов. Всех их преследовал страх
, скрывающий за фасадом достойную жалости личность, которая была поставлена перед выбором: оказаться раскрытой или получить преимущество» (стр. 120). Поэтому такие женщины, подобно описанному ранее сильному истерику, представляются нам в положении победителя, особенно если сравнить их с жертвами инцеста, состояние которых характеризуется большим количеством мазохистских черт. Однако эта позиция победителя непрочна и должна постоянно подкрепляться маневрами, которые «плохую» идентичность либо подавят, либо отменят.
Сравнивая эти два семейных паттерна, Herman делает вывод: «два типа семей отличает не столько их тип, сколько степень — открыто кровосмесительные семьи демонстрируют патологический экстремум мужского доминирования, а семьи подспудно кровосмесительные демонстрируют более обычное разнообразие» (стр.124). Также вполне вероятно, что семьи с соблазняющими отцами могут переходить в открыто инцестуальныи тип в ситуациях серьезного отсутствия матери и/или высокого напряжения в результате стрессовых изменений в жизни.
Динамические процессы и внутренние отношения с объектом
Согласно описываемой точке зрения «эдипальные» проблемы могут выступать в форме континуума от глубоких до относительно легких, в зависимости от широты и силы опыта насилия в сексуальной сфере. Более того, эти проблемы могут и, как правило, сосуществуют с одной или несколькими основными экзистенциальными личностными проблемами, описанными в этой книге. Рассматривая сам по себе вопрос сексуального использования, кажется, что наиболее сильные и серьезные формы сексуального злоупотребления чаще всего будут формировать структуру личности, которая носит в большей степени саморазрушительный и мазохистский характер. Тогда, как описанные здесь случаи более легкой этиологии с большей вероятностью будут создавать личностный паттерн, связанный с «сильной или зрелой» истерической личностью. Таким образом, истерические сигналы и симптомы в целом являются попыткой справиться с нарушениями в семейной системе. Плохо действующая система всегда будет использовать потребности своих более слабых членов, чтобы втянуть их в свои негативные отношения. Когда же эта фальшивая система будет принята, ее будут отрицать все, кто в нее входит, или же обосновывать, как в некоторой степени оправданную или необходимую и, в конце концов, скрываемую. Каждый, кто участвует в этой корумпированной системе и в ее окончательном скры
вании, всегда решается на компромисс. И каждый раз, когда это будет возможно, имеющий самую большую власть в этой системе, будет обвинять самого слабого — каждый раз, когда подведет фальшивое прикрытие и нужно будет найти виноватого.
Thorman (1983) в своем описании инцест - семей выясняет, каким образом жертва дочери встроена в изначальную коррупцию системы.
Ей говорят, что в кровосмешении нет ничего ненормального, но также говорят, чтобы она никому не выдавала секретных отношений [...] Ей внушается, что ее поведение недостойно, но что ее отец хочет, чтобы она поддерживала с ним такие отношения, в то же время, сохраняя молчание. Она оказывается пойманной в двойной капкан. Если она выдаст секрет, то не выполнит волю отца. Если же не выдаст, то будет вынуждена продолжать плохое поведение. Какую бы возможность она ни выбрала, она заплатит за это сполна (стр. 73)
Стоит еще, наверное, добавить, что даже если дочь раскроет тайну, то ей не поверят. Если же ее слова будут признаны правдой, то ее обвинят в провоцировании таких отношений с вытекающими из этого последствиями для отца и расколом семьи, если таковой произойдет. Очевидно, что тот же общий динамизм действует в семьях, которые имеют соблазняющего отца.
Мы можем еще раз воспользоваться универсальной моделью Fairbairn, описывающей детскую реакцию на плохих родителей — интернализацию плохих отношений self-объекта вместе с расщеплением (соответствующая диаграмма представлена на рис.1). Модель эта в случае истерической личности будет более сложной, поскольку здесь мы, как правило, имеем дело с большим количеством плохих объектов. Кроме фигур отца и матери, это могут быть родственники и другие люди.
Рассматривая проблему истерической конверсии, Fairbairn подчеркивает универсальный рассеивающий характер форм истерической защиты, которые отвращают внимание от реальных интерперсональных проблем. «Принципиальной и характерной чертой является то, что физические состояния выполняют роль субститута на месте личных проблем; и что эта субституция позволяет игнорировать личные проблемы, как таковые. Все личные проблемы по сути являются проблемами, касающимися личных отношений со значимыми объектами, а объекты, вовлеченные в истерические конфликты, являются, главным образом, внутренними
Herman написала, что «подобно жертвам инцеста, многие из этих женщин чувствовали, что их матери в каком-то смысле жертвуют ими ради отца. Внешне они открыто демонстрировали неприязнь к особым отношениям между отцом и дочерью, тогда, как в тайне (и дочери могли это почувствовать) если не способствовали, то по крайней мере одобряли, такие связи» (Herman, 1981, стр. 114). Хотя дочери пользовались особым благорасположением отца, все же многие из них, подобно девочкам из инцест - семей, тосковали по более близкому отношению и поддержке со стороны матери. Отец часто использовал дочерей в супружеских спорах, таким образом отыгрываясь на жене. Herman также утверждает, что «поскольку дочери оказались втянутыми в супружеские конфликты в роли соперницы матери, то часто переживали глубокое внутреннее противоречие. В итоге они чувствовали, что могут понравиться отцу только ценой отдаления от матери. Так они расплачиваются за специальный статус в своей семье, чувствуя зависть и претензии со стороны матери, а часто также и со стороны остальных родственников» (стр. 115).
Это в точности соответствует паттерну, который я неоднократно имел возможность наблюдать в случаях истерической личности у женщин. Это самый настоящий «эдипальный конфликт», но никак не фантазия. Он был навязан родителями. В наблюдаемых Herman семьях отцы реагировали на пробуждающуюся сексуальность дочерей либо попытками установить контроль за их общественным и сексуальным поведением, либо полностью его отвергая. Различия между семьями с соблазнителями - отцами и теми семьями, в которых доходило до инцеста, также очень интересны. Хотя соблазнители - отцы занимали однозначно доминирующую позицию, только 20% дочерей упоминали об их склонности к применению насилия, по сравнению с 50% у отцов, которые совершили инцест (Herman, 1981, стр.111). Отцы из первой груп
пы осуществляли контроль скорее при помощи самоотстранения, ухода, чем при помощи вызывающей страх жестокости. Иначе обстоит дело с теми, кто совершает инцест. Среди них часто появляются любители женщин. Их приключения могли быть известны всей семье. Если же нет, то дочери посвящались и тем самым вовлекались в факты неверности.
В свою очередь матери в этих семьях отличались тем, что в первом случае физически были более здоровы, более ассертивны, самостоятельны и социально заинтересованы. Только 15% из них имели серьезную болезнь, в отличие от 55% в инцест - семьях. Матери эти также имели меньше детей и в меньшей степени склонны были меняться ролями со своими дочерьми.
Хотя дочери в семьях с соблазняющим отцом были в значительной степени отсталыми по причине царящих там дисфункциональных отношений, они в целом были не так травмированы, как жертвы инцеста. В отличие от второго варианта, эти женщины не решались на длительные уходы из своих семей. Только одна из 20 (5%) предпринимала попытки к бегству, тогда, как в группе жертв инцеста было 13 случаев на 40 человек (32%). Ни одна не обратилась в школу-интернат или в общество социальной помощи, только 3 забеременели в подростковом возрасте (15% по сравнению с 45% жертв инцеста) и значительно меньше из них вступили в брак. Их успехи в учебе были значительно выше — 30% из них получили университетские дипломы, при 8% - в другой группе. Хотя многие из них страдали от депрессии, ее симптомы не были настолько серьезными и только 20% злоупотребляло алкоголем и наркотиками, при 35% в противоположной группе. Кроме того, только одна особа когда-либо в своей жизни предпринимала попытки самоубийства, в отличие от 38% случаев среди девушек с опытом инцеста. Ни одна из этих женщин не констатировала факта побоев со стороны мужа или любовника, что мы можем сравнить с 28% во второй группе.
«Хотя в целом они не находились в такой серьезной депрессии, как жертвы инцеста, большинство из них (55%) обнаруживало главные проявления депрессии. И хотя только 10% из них имели принципиально негативное отношение к себе самой по сравнению с 60% во второй группе, все-таки такой же низкий процент из них давали себе принципиально позитивную характеристику. Подавляющее большинство (80%) имело двойственное или смешанное представление о самой себе, они считали себя либо «хорошими девочками» либо «плохими девочками». С одной сто
роны они воображали себя в идеализированной роли «папенькиной принцессы», а с другой никак не смогли целиком подавить тайну кровосмесительного оттенка своих отношений с отцом и представляли себя маленькими искусительницами, которые вызывают в своем отце интерес и желание, а в матери — ревнивую враждебность» (Herman, 1981, стр. 119-120).
Herman подчеркивает, что «многие из этих женщин расценивали себя, как особ, ведущих двойную жизнь и некоторые из них действительно вели тайную сексуальную жизнь». Также она приводит много примеров того, какими способами эти личности словно продолжают играть эти отчасти раздельные, по меньшей мере не интегрированные роли «хорошей девочки» и «плохой девочки».
Многие женщины, выросшие в соблазняющем их окружении, испытывали трудности в отношениях с мужчинами. Одной из типичных проблем был «повторяющийся паттерн романтического восхищения, после которого наступало разочарование и злость» (стр. 122). Другой паттерн состоит в том, что словно копирует поведение их матерей в их сосредоточенных попытках привлечь и удержать трудного мужчину. Следующий паттерн — это поиск непостоянного или недоступного мужчины с целью сохранения отношений с соблазняющим отцом. Еще один — это вовлечение в треугольник с мужчиной и соперницей. Другой паттерн состоит в стремлении «заинтересовываться мужчиной, который был бы либо отдален и незаинтересован, либо контролировал и доминировал» (стр. 122) Немногие из этих женщин «способны устанавливать такие отношения с мужчиной, которые были бы основаны на взаимности» (стр. 122). Половина дочерей соблазняющих отцов жалуются на сексуальные проблемы. Подобно жертвам инцеста они склонны придавать мужчинам чрезмерную ценность и недооценивать женщин и часто имеют поверхностные отношения с другими женщинами. Дочери соблазняющих отцов испытывали значительные трудности с прекращением сексуально окрашенных отношений, а некоторые из них так и не достигли удовлетворительного разделения. Коротко говоря, жертвы инцеста, называющие себя «ведьмами и девками» (стр. 119) и «непростительно плохими» (стр. 124) были глубоко покорены и утверждены в своей негативной идентичности. Также, как сильный или «эдипальный» истерик, дочери соблазняющих отцов чаще всего «старались жить в соответствии с образом хорошей девочки, часто навязывая себе нереальные стандарты успехов. Всех их преследовал страх
, скрывающий за фасадом достойную жалости личность, которая была поставлена перед выбором: оказаться раскрытой или получить преимущество» (стр. 120). Поэтому такие женщины, подобно описанному ранее сильному истерику, представляются нам в положении победителя, особенно если сравнить их с жертвами инцеста, состояние которых характеризуется большим количеством мазохистских черт. Однако эта позиция победителя непрочна и должна постоянно подкрепляться маневрами, которые «плохую» идентичность либо подавят, либо отменят.
Сравнивая эти два семейных паттерна, Herman делает вывод: «два типа семей отличает не столько их тип, сколько степень — открыто кровосмесительные семьи демонстрируют патологический экстремум мужского доминирования, а семьи подспудно кровосмесительные демонстрируют более обычное разнообразие» (стр.124). Также вполне вероятно, что семьи с соблазняющими отцами могут переходить в открыто инцестуальныи тип в ситуациях серьезного отсутствия матери и/или высокого напряжения в результате стрессовых изменений в жизни.
Динамические процессы и внутренние отношения с объектом
Согласно описываемой точке зрения «эдипальные» проблемы могут выступать в форме континуума от глубоких до относительно легких, в зависимости от широты и силы опыта насилия в сексуальной сфере. Более того, эти проблемы могут и, как правило, сосуществуют с одной или несколькими основными экзистенциальными личностными проблемами, описанными в этой книге. Рассматривая сам по себе вопрос сексуального использования, кажется, что наиболее сильные и серьезные формы сексуального злоупотребления чаще всего будут формировать структуру личности, которая носит в большей степени саморазрушительный и мазохистский характер. Тогда, как описанные здесь случаи более легкой этиологии с большей вероятностью будут создавать личностный паттерн, связанный с «сильной или зрелой» истерической личностью. Таким образом, истерические сигналы и симптомы в целом являются попыткой справиться с нарушениями в семейной системе. Плохо действующая система всегда будет использовать потребности своих более слабых членов, чтобы втянуть их в свои негативные отношения. Когда же эта фальшивая система будет принята, ее будут отрицать все, кто в нее входит, или же обосновывать, как в некоторой степени оправданную или необходимую и, в конце концов, скрываемую. Каждый, кто участвует в этой корумпированной системе и в ее окончательном скры
вании, всегда решается на компромисс. И каждый раз, когда это будет возможно, имеющий самую большую власть в этой системе, будет обвинять самого слабого — каждый раз, когда подведет фальшивое прикрытие и нужно будет найти виноватого.
Thorman (1983) в своем описании инцест - семей выясняет, каким образом жертва дочери встроена в изначальную коррупцию системы.
Ей говорят, что в кровосмешении нет ничего ненормального, но также говорят, чтобы она никому не выдавала секретных отношений [...] Ей внушается, что ее поведение недостойно, но что ее отец хочет, чтобы она поддерживала с ним такие отношения, в то же время, сохраняя молчание. Она оказывается пойманной в двойной капкан. Если она выдаст секрет, то не выполнит волю отца. Если же не выдаст, то будет вынуждена продолжать плохое поведение. Какую бы возможность она ни выбрала, она заплатит за это сполна (стр. 73)
Стоит еще, наверное, добавить, что даже если дочь раскроет тайну, то ей не поверят. Если же ее слова будут признаны правдой, то ее обвинят в провоцировании таких отношений с вытекающими из этого последствиями для отца и расколом семьи, если таковой произойдет. Очевидно, что тот же общий динамизм действует в семьях, которые имеют соблазняющего отца.
Мы можем еще раз воспользоваться универсальной моделью Fairbairn, описывающей детскую реакцию на плохих родителей — интернализацию плохих отношений self-объекта вместе с расщеплением (соответствующая диаграмма представлена на рис.1). Модель эта в случае истерической личности будет более сложной, поскольку здесь мы, как правило, имеем дело с большим количеством плохих объектов. Кроме фигур отца и матери, это могут быть родственники и другие люди.
Рассматривая проблему истерической конверсии, Fairbairn подчеркивает универсальный рассеивающий характер форм истерической защиты, которые отвращают внимание от реальных интерперсональных проблем. «Принципиальной и характерной чертой является то, что физические состояния выполняют роль субститута на месте личных проблем; и что эта субституция позволяет игнорировать личные проблемы, как таковые. Все личные проблемы по сути являются проблемами, касающимися личных отношений со значимыми объектами, а объекты, вовлеченные в истерические конфликты, являются, главным образом, внутренними