Файл: Методическое пособие для слушателей курса Психотерапия. М. Центр психологической культуры, 2001. 356 с. Удк 615. 851 Ббк 53. 57.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объектами, или, конкретнее, - объектами притягивающими и фру-стрирующими [...]» (Fairbairn, 1954, стр.117). Работая с этой моделью, я пришел к выводу, что наиболее приемлемо считать либи-донозным или «притягивающим» объектом тот, которого ребенок требует для достижения оптимальной зрелости в сфере отдельной проблемы развития. В случае проблем «эдипальной» природы, ребенок женского пола нуждается в таком отце, который может быть безопасной целью его развивающего осознания сексуального возбуждения, восхищения противоположным полом и зарождающимся интересом к чудесам огромного мира.

Во многих случаях женщин с истерической личностью девушки также обращаются к своим отцам в поисках вознаграждения не удовлетворенных ранее потребностей в заботе и поддержке. Это приводит к появлению часто наблюдаемого орального оттенка в истерической личности (например, Blacker, Tupin, 1991; Marmor, 1953). Таким образом, фигура отца для незрелой сексуальности становится комбинацией сексуального объекта, спасителя и проводника во внешнем мире.

Однако в случае формирующейся истерии, встречают не эту оптимальную фигуру, а отца, который использует, сам сексуально возбуждается и, тем самым, чрезмерно возбуждает и коррумпирует ребенка. Хуже того, он использует свою дочь, чтобы отомстить жене.

Плохой мужской объект интернализируется без этой крайней фрустрации и расщепления на притягивающую и отталкивающую части. «Плохая» сторона антилибидонозного объекта — это коррумпирующий соблазнитель, который использует зависимость и ранние сексуальные потребности своей дочери, чтобы ее вовлечь. Антилибидонозное self — это то self, которое оказалось коррумпированным, соблазненным и обманутым. В итоге она сама становится соблазнительницей, ответственной за пробуждение похотливого интереса у своего отца и за рану матери по причине удаления от нее его чувств. Тайный характер этих особых отношений усиливает антилибидонозные связи между self и плохим объектом.

Идеальная фигура матери в этой драме, это такая мать, основные отношения и чувство self которой настолько безопасны и достаточно зрелы, чтобы могли допускать и радоваться увлеченности, заинтересованности и полной либидонозной поглощенности своей дочери, когда та обращается к отцу. В этой идеальной ситуации связь и идентификация с матерью так сильны и безопасны, что другие автономные устремления, а также значимые связи
и увлечения могут развиваться свободно. Такая мать будет защищать свою дочь от чрезмерной стимуляции в ее предприятиях и будет для нее доступна, если вдруг появятся ситуации излишней стимуляции или использования. В случае истерической личности эти естественные ожидания также подвергаются сильной фрустрации. Часто это происходит в предыдущих «преэдипальных» фазах развития, и всегда в эдипальной фазе или на дальнейших этапах развития.

Затем происходит интернализация этого фрустрирующего плохого объекта. В антилибидонозной сфере мы часто обнаруживаем фигуру матери, которая тайно сотрудничала в процессе ко-румпирования дочери, которая не смогла ее защитить, не была для нее доступна, когда та искала поддержки и в целом дала понять о своем чувстве угрозы, желания отомстить и возложить вину на дочь. В этих бессознательных отношениях, следовательно, анти-либидонозное self — плохое, сексуальное, коррумпирующее другую женщину, которая ранит любимого человека своей сексуальностью, соперничеством и подверженностью коррумпированию. Именно так выглядят некоторые «личные проблемы» истерической личности, а ее характерные симптомы вполне можно счесть попытками справиться с ними. Все другие характерные черты истерической личности относятся к тем интерперсональным ситуациям, в которых личность реализует во внешнем мире свои интер-нализованные проблемы через перенесение. Выражаясь кратко, типичные проявления истерической личности — это либо форма защиты от подавленных «личных проблем», за счет чего и поддерживается депрессия, либо манифестация этих проблем в повседневной жизни личности.

Истерическая личность широко известна своей склонностью играть альтернативные роли или вовлекаться в альтернативные отношения, в которых она реализует различные аспекты тех бессознательных, интернализованных образов самой себя или моделей ролей в отношениях. К примеру, женщина может быть наивной, милой девушкой в одной ситуации или в один период, тогда, как в другое время будет девушкой сексуально провоцирующей и манипулирующей. Также она может вступать в любовные связи со старшими, дающими опору и поддержку, мягкими мужчинами, в которых она будет относительно асексуальной и невозбужденной, а потом — в контакты с мужчинами, которые далеко

не так хорошо к ней относятся, но вызывают сексуальное возбуждение и т.д. Очень часто истерические защитные механизмы служат блокировке осознания этой несогласованности или проблем, связанных с этими ролями или отношениями. Это позволяет бесконечно вращаться в их рамках, не сопоставляя их, не принимая решения и не предпринимая попыток их интегрирования. Помня об этих скрытых «личных проблемах», перейдем теперь к эмоциональному, бихевиоральному и когнитивному описаниям типичной истерической личности.


ЧУВСТВА, ПОВЕДЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
Чувства
Исследуя характерные для истерической личности чувства, следует помнить, что только что описанная этиологическая ситуация всегда является слишком серьезным переживанием и вызывает замешательство своей неразрешимой двойной связанностью мощными первобытными силами. Эта ситуация, эти чувства и вызванные ими конфликты — все это действует угнетающе. Поэтому следует принять, как данность, что скорее всего чувство эмоциональной подавленности — это нормальная реальность для этих людей. Внезапное же и интенсивное проявление некоторых из этих эмоций может служить снятию напряжения, а также препятствует полному осознанию того, что на самом деле представляют собой эти чувства. Такие взрывы эмоций чаще всего приводят к вовлечению других людей. Иногда это выливается в цепочку событий мелодраматического характера, позволяющую поддерживать постоянное состояние рассеянности. Самым простым способом описания истрионических элементов истерического характера является представление их в форме разных проявлений эмоциональной защиты или, используя язык Eric Berne, эмоциональных игр. Игра заключается в том, что демонстрируемые чувства скрывают или защищают от других чувств, которые — в случае, если бы их пришлось испытать во всей их глубине — стали бы угнетающими и в своей области выявили бы ранее описанные отношения self - объект. Чувства, служащие этим оборонительным задачам, другими людьми часто воспринимаются, как неискренние или искусственные. Их излишне драматичная природа и неадекватность, принимая во внимание, как их контекст, так и интенсивность, и факт, что они настолько типичны и что не приводят ни к какому решению, заставляют нас считать их наигранными и не вполне настоящими. Таким же образом могут выражаться и восприниматься даже позитивные чувства, поскольку такая манера позволяет удерживать в репрессии то, с чем пришлось бы столкнуться, если бы личность вошла в границы своих более естественных состояний или решилась на более открытую интимность в отношениях с другими людьми.

Бессознательные истерические чувства соединяют репрессированные отношения self - объект. По отношению к фигуре матери выступает либидонозная тоска по какой-то заботливости и
поддержке, которых невозможно было у нее найти, по крайней мере в конфронтации с соблазняющим отцом и очень часто также в предыдущих фазах развития, когда существование целиком зависело от нее. Чем сильнее материнское вмешательство, тем ниже уровень индивидуального функционирования и серьезнее сопутствующая этому дезорганизация, явившаяся в ответ на мощнейшие эмоции.

На другом конце расщепления self относится к антилиби-донозной фигуре матери. В этом случае мы имеем дело с порядочной дозой подсознательного соперничества, страха перед местью, чувства вины по поводу травмы фигуры матери и т.д. Давая о себе знать эти антилибидонозные понятия, касающиеся self, порождают депрессию, но и здесь депрессия обычно используется как защита от чувств. В своих исследованиях Slavney и McHugh (1974) установили, что самой очевидной чертой, отличающей их истриониче-ских пациентов от других психиатрических пациентов была попытка самоубийства, как причина их госпитализации (р<0,02). Разница эта становилась еще более значительной, если дополнительно рассматривались случаи депрессии, которой не сопутствовали суицидальные попытки (р<0,001). Более того, эти авторы отмечают, что большинство попыток самоубийства личностей с диагнозом истрионической личности точнее всего будет охарактеризовать как суицидальные жесты, отличающиеся от серьезных попыток самоубийства. То есть в этих случаях мы имеем дело с драматичным, хотя только мнимым, acting-out, которое мгновенно привлекает внимание и вовлекает других людей.

Весьма интересно, что в этих исключительно объективных исследованиях на тему истрионической личности, единственными — при наличии большого количества изучаемых переменных — потенциальными движущими факторами, отличающими эти группы от других, были проблема в семье и во взрослых любовных отношениях. Однозначно большее количество людей с истрионической личностью упоминали о плохой атмосфере в доме (72% по отношению к 37%, р<0,01) и неудачных браках (75% по отношению к 20%, р<0,05). Авторы проследили также статистически не представляющую особой ценности, но достаточную упоминания, частоту примеров злоупотребления отца алкоголем (44% отцов личностей истрионического склада по сравнению с 19% в контрольной группе).

Переходя в настоящий момент к подавляемым отношениям с фигурой отца, следует заметить, что истерическая личность по-прежнему тоскует по либидно - притягательной но безопасной