Файл: Контрольная работа По дисциплине мдк 02. 01 Организация работы органов социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский промышленно-экономический техникум»
Контрольная работа
По дисциплине: МДК 02.01 «Организация работы органов социального обеспечения»
Выполнил: Леонов В.В. ЮС-31(11)
(Ф.И.О., группа, вариант)
Вариант № 5
Проверил: ___________________
Хабаровск 2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Государственная система социального обеспечения………………….…..4
2. Осуществления социального обеспечения……………………………..…..9
3. Организация социальной помощи лицам без определенного места жительства……………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………….….24
Введение
Актуальность темы социального обеспечения заключается в том, что развитие и существование поддержки граждан всегда была, есть и будет наиболее приоритетной задачей нашего государства. Так, согласно седьмой статье Конституции РФ, Российская Федерация является государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно для этого и предназначена система социального обеспечения. Ведь не существует уникальной услуги, которая могла бы позволить удовлетворить разновидные потребности граждан, собственно поэтому данная концепция и включает в себя разнообразный перечень услуг, которые подходят для удовлетворения конкретных нужд граждан в различных сферах их жизнедеятельности. Исходя из этого, основной задачей данной системы является в первую очередь реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий в различных областях данного рода. Помимо этого, работа настоящей системы способствует не только поддержанию определённого уровня жизни, но также и создания новых возможностей для её улучшения и, что не менее важно, сглаживанию социального неравенства между слоями населения.
На сегодняшний день, социальное обеспечение представляет постепенно развивающуюся систему. Модернизацию, которой можно охарактеризовать следующим, а именно переходом от традиционного состояния к современному. Данные изменения являются необходимыми, так как с каждым днем появляются всё новые потребности у людей, помимо этого, государству необходимо не только удовлетворять новые потребности граждан, но и более рационально расходовать свои ресурсы и по возможности приумножать их, а это становится сделать все более труднее при традиционной форме социального обеспечения.
1.Государственная система социального обеспечения
Государственная система социального обеспечения – это совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на реализацию мер по социальному обеспечению. [1]
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.
Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом. Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования. Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты страховых взносов. Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет страховых взносов перечисляемых в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС - индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы. Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджетаохватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других), следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.
За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[7].
Государственная социальная помощьв последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.
Система права социального обеспечения. Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.
Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.
Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.
Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.
Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.
Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части.
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы
, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.
Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.
Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:
1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм;
2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.
Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий). В 70-х годах прошлого века В.С. Андреев обратил внимание на то, что совокупность норм, регулирующих пенсионные отношения, представляет собой более мощное, чем институт структурное образование, и назвал его подотраслью права социального обеспечения.
Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.