Файл: Теоретические основы использования стримтехнологии в условиях дистанционного преподавания информатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебный процесс, который осуществляется с использованием дистанционных технологий, включает как обязательные очные занятия, так и самостоятельную работу студентов [4, с. 10]. Сочетание технологии электронного обучения и традиционного обучения приносит свои положительные результаты [10]. Подходы к применению технологии непрерывного обучения в вузе подробно рассмотрены в [2].
На сегодняшний день существует большое количество различных сервисов, порталов, виртуальных классов, моделей и технологий, позволяющих использовать онлайн-образовательные сервисы. Хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении вопроса использования передающих технологий в образовательном процессе при дистанционном обучении. Использование такой технологии в обучении имеет ряд преимуществ, которые подробно рассмотрены, например, в [1; 12; 16].
Существует ряд проблем, связанных с использованием потоковых технологий при дистанционном обучении учащихся:
• Как организован процесс передачи при дистанционном обучении?
• Как и за счет чего формируется содержание системы дистанционного образования?
• Каковы технологические особенности использования потоковой технологии для дистанционного обучения?
• Как происходит подготовка учителя к использованию технологии передачи при дистанционном обучении и в чем она заключается?
• Каковы особенности технической поддержки, обучающихся с использованием дистанционных технологий обучения, посредством прямых трансляций?
В работе С. С. Арбузова представлена модель педагогической деятельности на уроке и во внеаудиторной работе, где ключевой технологией формирования компетентности учащихся является потоковая передача [1]. В данном исследовании предлагается схема процесса планирования, подготовки и организации занятий с использованием трансляционных технологий в дистанционной образовательной среде, где процесс начинается с анализа учебных планов и разработки рабочих программ по дисциплинам и заканчивается наполнением преподаваемой дисциплины соответствующие знания. содержание и прямая доставка занятий с использованием технологий передачи.
Для решения вышеперечисленных задач необходимо использовать не только современные технологии, основанные на трансляции, но и правильно организовывать и проводить онлайн-занятия. Такие занятия могут проводиться с использованием технологий передачи через Интернет с использованием специального оборудования, такого как ноутбук или стационарный компьютер, веб-камера, микрофон и колонки. Одним из распространенных примеров интеграции интернет-технологий и образовательного процесса является вебинар. В процессе электронного обучения УГПУ используются две веб-платформы: Adobe Connect Pro и Mirapolis Virtual Room.
Техническим требованием для участия в стриминге является наличие установленного браузера, копии Flash Player, интернет-соединения - в случае использования Adobe Connect Pro и Mirapolis Virtual Room, а также стримингового сервиса, программы для записи видео и трансляции, в случае использования Youtube, Twitch и т.д. Выделим этапы проведения этого урока:
1. Уведомить учителя и ученика о виртуальной комнате, где будет происходить передача. В УГПУ это делается путем размещения в ленте новостей образовательного портала.
2. Для выполнения практических заданий каждым преподавателем перед началом трансляции в личном кабинете на образовательном портале создаются курсы и наполняются соответствующим контентом в виде последовательно размещенных тем для изучения, прохождения тестов и домашнее задание. Преподаватель разграничивает каждое практическое задание по времени запуска, устанавливая сроки его выполнения. После завершения практики автоматически генерируется лист выполнения, и за каждое выполненное задание выставляется оценка.
По общему правилу выполнение практических заданий может происходить в другое время от потоковой трансляции или параллельно с ней.
В своей работе по наполнению преподаваемой дисциплины преподаватель также использует программное средство eAuthor v.z.z., позволяющее создавать электронные учебники, мультимедийные курсы, викторины и упражнения и публиковать их (в виде набора отказаться от HTML-файлов) на портале обучения eLeaming Server 4G. Помимо этого образовательного портала, для управления учебным процессом есть возможность использовать Google Classroom - бесплатный сервис, в котором есть возможность создавать курсы, задания, вести ленту новостей и запись успеваемости, подробнее на использование данной услуги в УГПУ описано в [1; 14].
3. Проведение урока, в ходе которого преподаватель отвечает на вопросы участников.
4. В случае записи онлайн-урока после его завершения есть возможность сделать его автономным и создать готовый скринкаст, который размещается в прочитанной преподавателем дисциплине в личном кабинете образовательного портала, либо размещается в общем содержании используемой платформы. Этот скринкаст можно отредактировать позже. Преподаватель делает URL публикации доступным для просмотра посетителями. На основе последнего можно создать целую библиотеку такого контента для использования студентами (речь идет о платформе Adobe Connect Pro).
ГЛАВА 2. Практические аспекты использования стрим-технологии в условиях дистанционного преподавания информатики
2.1. Уроки по информатике с применением технологии стрим-обучения
Технологическая карта урока по информатике в 7 классе
ПЛАН УРОКА
Тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»
Тип урока: Урок закрепления ранее полученных, освоения и применения новых знаний.
Цель урока (для учителя): сформировать у учащихся представление о графическом редакторе; познакомить с инструментами графического редактора; развить навыки работы с графическим редактором и компьютером; внимание; мышление, память; воспитать информационную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, сформировать умения работать с ЭОР.
Решаемые учебные задачи:
-
Образовательные: развитие и систематизация представлений учащихся об интерфейсе графических редакторов; -
Развивающие: развитие основных навыков и умений использование графических редакторов; -
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой;
Планируемые образовательные результаты:
-
Предметные: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере; -
Метапредметные: основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач; -
Личностные: способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров;
Форма работы учащихся: фронтальный опрос, практическая работа, парная, индивидуальная, высказывание своих выводов, рефлексия – демонстрация полученных знаний
Техническое оснащение урока: персональные компьютеры (ПК) учителя и учащихся, мультимедийный проектор, экран;
Литература: 1. Босова Л. Л.,Босова А.Ю. «Информатика-7»,ФГОС, М: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие», М: Бином. Лаборатория знаний, 2008. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf)
Электронный ресурс в Интернете: 3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php
Структура и ход урока
Дидактическая структура урока ( этапы урока) | Деятельность | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |||||
предметные | УУД | |||||||
учителя | учеников | |||||||
Организационныймомент | Приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность | | | | |||
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос). На экране слайд № 16 презентации «Компьютерная графика» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-3-2.ppt | -Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Какие виды графики вы знаете? -Что такое графический редактор? Какие редакторы вы знаете? -Назовите основные элементы интерфейса редактора Ms Paint -Какие инструменты графических редакторов вы знаете? -Что такое формат графического файла. Какие форматы графических файлов вы знаете? Перечислите | Отвечают на вопросы. Называют Перечисляют. | | | | |||
Основной этап-обобщение и систематизация основных понятий. Осмысление | А теперь мы закрепим наши ранее полученные знания выполнением заданий. Ребята, откройте учебник на стр 133-138, выполните в среде графических редакторов задания 3.1-3.10. Для этого Вам необходимо по ссылкам ниже скачать себе в рабочую папку заготовки для выполнения практичес-ких заданий: 1.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/ustroistva.jpg 2.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/skazka.jpg 3.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/strekoza.jpg 4.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/panel.jpg 5.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/memory.jpg 6.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/hdd.jpg 7. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/disketa.jpg http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/disketa.jpg | Работают за компьютером, выполняют задание учителя, анализируют свои результаты, делают выводы. | Виды компьютерной графики, интерфейс графических редак-торов, создавать изображения с помощью инструментов рас-тровых графических редакторов Ms Paint и Gimp, производить геометрические преобразования изображения. Выполнение заданий 3.1-3.10 учебника, стр 133-138. | Знание принципа дискретного представления графической информации, понятий-пиксель, разрешение, цветовая модель, видеокарта. | Умение добывать новые знания, выполнять задания из учебника, находить рациональные способы работы | |||
| 7.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/disketa.jpg 8.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/flash.jpg 9.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/pr/akrobat.bmp | | | | | |||
Физкультминутка | http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html | Выполняют упражнения вместе с героем ролика | Здоровьесберегающая методика для снятия утомления | | | |||
Заключительный этап. Рефлексия | Скажите достигли ли мы цели нашего урока. В завершение урока предлагается учащимся высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подвести итоги урока. Выставить оценки за урок. | Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения. | | | | |||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Озвучивается домашнее задание: повторить материал главы 3,стр106-132,выполнить тестовые задания для самоконтроля на стр 140 в тетради и сдать учителю для проверки на следующий урок. | Записывают задания в дневники | | | |
2.2. Комплекс методических рекомендаций по использованию технологии стрим-обучения в дистанционной форме
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими документами и локальными актами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, No 53, ст. 7598; 2020, No 9, ст. 1137);
- Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. No 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный No 48226),;
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 No196 (ред. от 05.09.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 No 52831);
- Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Письмом Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий», в целях оказания методической помощи при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Образовательные программы могут быть реализованы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раскрываются значения данных понятий:
-