Файл: 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда Вопрос Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







© Грацианова Л.И.

© Московский финансово-промышленный университет «Синергия»





Содержание

 

Аннотация

 

Тема 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда

Вопрос 1. Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.

Вопрос 2. Управление карьерой через развитие компетенций.

Вопрос 3. Типология моделей построения карьеры.

 

Тема 2. Структура и динамика развития карьеры

Вопрос 1. Виды карьеры.

Вопрос 2. Конфигурации карьеры.

Вопрос 3. Этапы развития карьеры.

Вопрос 4. Уровни карьерного развития.

 

Тема 3. Психологические основы управления карьерой

Вопрос 1. Жизненный сценарий и управление личной карьерой.

Вопрос 2. Роль направленности и установок в формировании карьерных и жизненных целей.

Вопрос 3. Мотивация в управлении личной и деловой карьерой.

 

Тема 4. Технология повышения личной эффективности

Вопрос 1. Стратегии управления карьерой.

Вопрос 2. Тактики карьерного продвижения.

Вопрос 3. Технология активного самопродвижения на рынке труда.

 

 





Аннотация

 

Целью дисциплины«Управление личной карьерой» является освоение слушателями магистратуры и развитие необходимых компетенций и совершенствование индивидуального стиля деятельности для успешного построения личной карьеры.

 

Задачами дисциплины являются:

● расширение представлений и углубление знаний о типах, видах, конфигурациях карьер и факторах, обусловливающих построение успешной карьеры;

● формирование умения проводить ревизию ресурсов для построения карьеры, а также проводить диагностику качества карьеры;

● формирование умения планировать карьеру и управлять ею;

● развитие навыков самодиагностики и применения современных психотехник для оптимизации деятельности по управлению личной карьерой;

● овладение инструментами самопродвижения на рынке труда.

 

Тема 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда


 

Цели изучения темы:

● формирование у слушателей четких представлений о возможностях управления личной карьерой в условиях современного рынка труда;

● анализ слушателями типов карьеры и определение личных приоритетов в управлении личной карьерой.

 

Задачи изучения темы:

● актуализация и расширение представлений о требованиях современного рынка труда;

● углубление представлений о содержании процесса управления карьерой;

● освоение знаний о видах компетенций и типологии моделей построения карьеры.

 

В результате изучения темы обучаемый должен:

Знать:

● что такое карьера и чем понятие «личная карьера» отличается от понятия «деловая», или «профессиональная», карьера;

● области развития личной карьеры;

● компетенции, необходимые для повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда;

● классификацию типов карьер и их специфические особенности при построении деловой и личной карьеры.

 

Уметь:

● определять направления своего личного и делового карьерного развития, позволяющие реализовать жизненные цели в современных условиях;

● планировать личное развитие компетенций, востребованных на рынке труда;

 

Приобрести навыки:

● систематического анализа личной карьеры;

● мониторинга карьерного поведения потенциальных подчиненных.

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

● карьера;

● личная карьера;

● деловая карьера;

● должностной рост;

● профессиональный рост;

● компетенции;

● типы карьеры: суперавантюрная, авантюрная, последовательно-кризисная, прагматичная, традиционная, отбывающая, преобразующая, эволюционная.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.

2. Управление карьерой через развитие компетенций.

3. Типология моделей построения карьеры.

 

Вопрос 1. Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.

 

Карьера (от лат. carrus – «телега, повозка» и итал. carrierа – «бег, жизненный путь, поприще») – это продвижение и развитие в определенной сфере деятельности, например: расширение полномочий, повышение статуса, усиление власти, получение денег.



Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. В общем смысле карьера – результат осознанного поведения человека в трудовой деятельности, основанный на должностном или профессиональном росте.

Под должностным ростом понимают повышение положения человека в должностной иерархии организации, связанное с изменением его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

 

Профессиональный рост – углубление и расширение профессиональных знаний, умений и навыков человека, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в профессиональной деятельности.

Понятие «личная карьера» не является синонимом понятия карьеры «деловой». Точнее, деловая, профессиональная, карьера представляет собой элемент личной карьеры, иногда настолько значительный, что не оставляет в личностном «пространстве» места для прочих видов деятельности. В этом случае действительно трудно разграничить личную и деловую карьеру.

 

Деловая карьера – поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

Деловая карьера включает в себя и профессиональный, и должностной аспекты.

Личная карьера – это процесс самоактуализации личности, охватывающий разнообразные сферы жизни и сопровождающийся ростом ее внутреннего потенциала.

Подчеркнем, что «набор» предпочитаемых направлений у разных людей может отличаться кардинально и зависит от индивидуальных особенностей, степени развития потребностей и места тех или иных потребностей в иерархической структуре данной личности.

К составляющим личной карьеры относятся сферы жизни человека, которые можно условно разделить на две группы: сфера «внешней» жизни и сфера «внутренней» жизни. К «внешней» сфере относятся такие, как социализация (присвоение общественных норм и ценностей, адаптация к ним), профессиональная самореализация, самореализация в семейных и дружеских отношениях. К «внутренней» сфере можно отнести личностное, физическое, духовное развитие, а также развитие дополнительных возможностей организма (энергетические, психические и пр.).


Хобби – входит в состав первой или второй группы в зависимости от его специфики. Если дополнительные интересы реализуются в сфере спорта, искусства, науки, техники и пр., то оно относится к «внешней» сфере, но если оно сопряжено с развитием мировоззрения, эмоциональных, познавательных или волевых процессов, если оно имеет глубокую личностную значимость и не сводится только к времяпровождению или не является данью моде, то влияние такой деятельности распространяется в большей степени на «внутреннюю» сферу жизни.

 

Базовые элементы личной карьеры представлены на рис. 1.

 



 

Рис. 1. Базовые элементы личной карьеры

 

В связи с тем, что абсолютно все возможные направления в карьере одного человека реализуются редко, можно предположить, что личные карьеры разных людей будут отличаться друг от друга по степени и силе «насыщенности». Степень «насыщенности» определяется количеством реализуемых в личной карьере направлений деятельности, а сила – личностной значимостью каждого из направлений в отдельности и отношением человека к построению личной карьеры в целом. Нетрудно догадаться, что «насыщенность» личной карьеры определяется структурой мотивации человека, которая будет рассматриваться подробнее на следующих занятиях.

 

Вопрос 2. Управление карьерой через развитие компетенций.

 

Планирование карьеры и реализация карьерных целей всегда основаны на развитии разного рода компетенций, влияющих на продвижение в разнообразных сферах деятельности. Под компетенциями принято понимать совокупность знаний, умений, навыков и способов действий человека.

Современный рынок труда предъявляет к человеческим ресурсам новые, все более высокие требования относительно компетентности и личностных качеств работника. Среди основных тенденций рынка можно отметить повышение спроса:

1) на менеджеров среднего и высшего звена, имеющих высшее образование (или дополнительную квалификацию) в 2–3-х смежных областях;

2) на специалистов, владеющих иностранным языком;

3) на специалистов-экспертов высшей квалификации в узких профессиональных областях;


4) на рабочих высокой квалификации;

5) на специалистов, способных к освоению больших объемов информации и к генерированию новых идей.

 

Немаловажно отметить, что остается актуальным запрос рынка на специалистов, не только осведомленных в разнообразных областях, и прежде всего в области ИТ-технологий, но и обладающих определенными личными особенностями: высокая работоспособность, стремление к развитию, социальная смелость, лояльность к работодателю, коммуникабельность и ряд других. Высоко ценится также психологическая грамотность, обеспечивающая эффективное деловое общение.

Условно разделив компетенции на несколько категорий, выделим основные направления развития при построении личной карьеры (рис. 2):

1) развитие общих компетенций (например, общей эрудиции, языковой грамотности, владения ИТ-технологиями и пр.);

2) развитие профессиональных компетенций (т.е. специальных знаний, умений и навыков из профессиональной области);

3) развитие личностных компетенций (например, стремления к саморазвитию, развитие волевой и эмоциональной сферы, самомотивации, целеполагания и пр.);

4) развитие социально-психологических компетенций (например, психологической осведомленности, эмоционального интеллекта, лидерских качеств, коммуникабельности, харизматичности, владения технологией самопрезентации и т.п.);

5) развитие физических компетенций (т.е. общей выносливости, здоровья, силы и пластичности тела, координации движений и пр.);

6) развитие психофизиологических компетенций (т.е. познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, работоспособности и пр.);

7) развитие особых компетенций (например, скорочтения; прогностических, биоэнергетических, экстрасенсорных возможностей; интуиции и т.п.).

 



 

Рис. 2. Основные категории компетенций

 

Важной особенностью компетенций является то, что на уровень их формирования влияют не только природные задатки и степень развития способностей, но и мотивация. Е. Жариков в книге «Психология управления. Книга для руководителей» указывает на интересную закономерность: избыток мотивации может скомпенсировать недостаток способностей. Естественно, речь идет о небольшом «разрыве» между необходимыми и имеющимися способностями, а также о наличии других ценных индивидуальных качеств. Однако стоит подчеркнуть, что такая компенсация происходит не только за счет мотивации, но и благодаря возможности