Файл: 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда Вопрос Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Типы карьеры в современной России

 

Тип карьеры

Показатели сравнения

Скорость продвижения

Последовательность занимаемых должностей

Перспективная ориентация

Ценностно-смысловые ориентации продвижения

Суперавантюрная

Очень высокая

Пропуск значительного числа ступеней

Дальнейшее продвижение

Различные

Авантюрная

Достаточно высокая

Пропуск 2-х должностных уровней

Различная

Личные интересы (амбициозность; преданность делу или руководителю; новые впечатления)

Традиционная, или линейная

Средняя (определяется способностями и ресурсами человека)

Возможны пропуск 1-й ступени или непродолжительное понижение

Различная

Различные

Последовательно-кризисная

Определяется способностью к адаптации

Определяется скоростью адаптации и соответствующими внешними обстоятельствами

Невозможность адаптации ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции

Личные интересы, иногда совмещение с общественными интересами

Прагматичная или структурная

Довольно высокая

Изменение сферы деятельности или организации

На вышестоящие должности, но в пределах одного класса управления

Личные интересы

Отбывающая

Карьера завершена

На борьбу за удержание должности

Личные интересы

Преобразующая

Достаточно высокая

Изменение сферы деятельности или реализация выдающейся идеи

Различные

Эволюционная

Зависит от процесса развития организации

На вышестоящие должности

Совмещение общественных и личных интересов























 

По данным сайта консалтинговой компании АрКаДа-Центр (http://www.arkadacentre.ru), исследование типов управленческой карьеры в современной России показало, что у директоров крупных хлебопекарных заводов преобладают модели карьеры:

● традиционного типа – 59 %;

● отбывающего – 25 %;

● авантюрного – 8 %;

● прагматичного – 8 %.

 

В отличие от руководителей заводов, в центральном аппарате одного из ведущих банков России 33 % топ менеджеров используют суперавантюрный тип карьеры.

По мнению Елены Молл, в настоящее время для России характерно резкое сокращение отбывающих карьер и сокращение последовательно-кризисных карьер. Стабилизация на достаточно высоком по сравнению с европейскими странами уровне количества прагматичных карьер. Большинство эволюционных карьер российских предпринимателей, в отличие от западных, спряжено с достаточно жесткой борьбой за власть внутри организаций».

Одной из тенденций развития современных организаций является переход от линейно-функциональной структуры к более сложным и динамичным (матричным, дивизионным, сетевым и пр.). Вертикальные связи уступают место горизонтальным, разнонаправленным взаимодействиям, происходит переориентация на процессный вместо структурного подхода. Эти изменения делают возможным не только вертикальное должностное продвижение менеджеров, но предоставляют иные пути расширения влияния. В этих условиях борьба за статус любыми средствами становится неактуальной и невозможной, поскольку коммерческие интересы компаний препятствуют быстрому карьерному продвижению без реальных достижений менеджеров. Те организации, в которых подобный карьерный рост возможен, постепенно теряют способность выдерживать конкурентную борьбу.

Другой особенностью эволюции современных компаний стала глобализация, породившая поколение менеджеров, не ограниченных национальными рамками. Управляя собственной карьерой, они адаптируются к условиям организационной культуры той страны, где в данный момент разворачивается их карьера.

Таким образом, по мере расширения карьерных возможностей возрастает жесткость требований к уровню профессионализма и личному потенциалу управленца

 

Для изучения темы:

 

 


Тема 2. Структура и динамика развития карьеры

 

Цели изучения темы:

● освоение слушателями знаний, умений и навыков в области управления собственной карьерой и карьерой потенциальных подчиненных;

● изучение закономерностей развития личной, деловой и профессиональной карьеры.

 

Задачи изучения темы:

● изучить принципы и инструменты управления карьерой;

● ознакомиться с типами, видами и конфигурациями карьер;

● выявить факторы успешной карьеры.

 

В результате изучения темы обучаемый должен:

Знать:

● принципы и инструменты построения карьеры;

● закономерности и условия построения и развития успешной карьеры;

● виды и конфигурации деловой карьеры.

 

Уметь:

● принимать оптимальные управленческие решения в отношении личной карьеры и карьеры подчиненных;

● проводить диагностику процесса построения карьеры и оценку качества полученных результатов.

 

Приобрести навыки:

● анализа личного карьерного пути;

● определения типа и конфигурации карьеры;

● планирования личной и деловой карьеры на основе конструктивного целеполагания.

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

● виды карьеры: вертикальная и горизонтальная; специализированная и неспециализированная; внутриорганизационная и межорганизационная; ступенчатая, скрытая;

● конфигурации карьер: целевая, спиральная, мимолетная, стабилизационная; затухающая, монотонная карьеры;

● этапы развития карьеры;

● уровни развития карьеры.

 

Учебные вопросы:

1. Виды карьеры.

2. Конфигурации карьеры.

3. Этапы развития карьеры.

4. Уровни карьерного развития.

 

Вопрос 1. Виды карьеры.

 

Типы карьеры означают различия в стратегии построения карьеры. Классификация видов карьеры подчеркивает тактику карьерного продвижения. Разнообразие видов карьеры показано на рис. 3.

 



 

Рис. 3. Виды карьеры

 

По локализации выделяют внутриорганизационную и межорганизационную карьеры.


Внутриорганизационная карьера представляет собой карьерный рост в одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера формируется, когда работник проходит ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

 

По профессиональной направленности карьера бывает специализированной и неспециализированной.

Специализированная карьера реализуется работником в рамках одной профессии, как в разных, так и в одной организации.

Неспециализированная карьера предполагает освоение разных профессий и специальностей на различных этапах карьерного роста в одной или в разных организациях.

Обращаем ваше внимание на то, что деление карьеры на специализированную и неспециализированную относительно, потому что масштабы специализаций в разных профессиональных сферах заметно отличаются. Например, профессия программиста позволяет, осваивая и разрабатывая многочисленные программы, оставаться в рамках одного профессионального русла, соответствующего специальности «программист». В то же время профессия врача предполагает существенные отличия в специфике деятельности между представителями разных медицинских специализаций (например, стоматолог, кардиолог и дерматолог). В подобном случае продвижение в результате переквалификации с одной специализации на другую в рамках одной профессиональной сферы нельзя однозначно называть ни специализированной, ни неспециализированной. Подобная ситуация складывается и в профессиональной деятельности учителя. Преподавание физкультуры, химии и истории требуют абсолютно разных профессиональных компетенций, за исключением общепедагогической подготовки.

 

По порядку изменения должностных статусов в процессе карьерного развития выделяют вертикальную, горизонтальную, ступенчатую (смешанную), скрытую (центростремительную) карьеры.

Вертикальная карьера – это последовательное повышение должностного статуса работника, сопровождающееся увеличением оплаты труда.

Горизонтальная карьера – предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.


Ступенчатая (смешанная) карьера – вид карьеры, совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры.

Скрытая (центростремительная) карьера – вид карьеры, наименее очевидной для окружающих, предполагающей движение к ядру, к руководству организацией. При этом работник может занимать рядовую должность, но уровень оплаты его труда будет превышать уровень оплаты других работников на этой должности.

Применительно к личной карьере данные модели, на наш взгляд, недостаточно корректны из-за многомерности развития личности в процессе жизни. Вертикальный взлет в одной сфере может сочетаться с горизонтальным продвижением в другой, скрытым развитием в третьей и ступенчатыми изменениями в четвертой.

Например, в административной работе человек продвигается в соответствии с моделью вертикальной карьеры. Развиваясь как профессионал, он осваивает знания, умения и навыки из смежных областей, что дает ему возможность решать более сложные, комплексные задачи. Занимаясь хобби, совершенствуется и в вертикальном, и в горизонтальном направлении (скажем, увлекаясь стрельбой, получает спортивный разряд и награды за соревнования, затем начинает заниматься лыжами, достигает успехов, потом его интересы смещаются в сторону биатлона, в котором он также достигает новых высот как любитель и т.д.). Параллельно деловой, профессиональной деятельности и хобби субъект продолжает свое духовное самосовершенствование, в результате чего становится мудрее и гармоничнее. Это продвижение соответствует, скорее всего, модели центростремительной карьеры.

 

Вопрос 2. Конфигурации карьеры.

 

Изменения статуса и профессиональной компетентности в процессе развития карьеры специалиста можно отобразить графически. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

1)  Целевая карьера – целенаправленное и неуклонное продвижение сотрудника в рамках одного профессионального пространства (рис. 4).

 



 

Рис. 4. Целевая карьера

 

2) Монотонная карьера – достигнув достаточного для себя статуса, работник не стремится далее к карьерному продвижению даже при наличии возможностей улучшения своего положения (рис. 5).