Файл: 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда Вопрос Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типы карьеры в современной России
Тип карьеры | Показатели сравнения | |||||||||
Скорость продвижения | Последовательность занимаемых должностей | Перспективная ориентация | Ценностно-смысловые ориентации продвижения | |||||||
Суперавантюрная | Очень высокая | Пропуск значительного числа ступеней | Дальнейшее продвижение | Различные | ||||||
Авантюрная | Достаточно высокая | Пропуск 2-х должностных уровней | Различная | Личные интересы (амбициозность; преданность делу или руководителю; новые впечатления) | ||||||
Традиционная, или линейная | Средняя (определяется способностями и ресурсами человека) | Возможны пропуск 1-й ступени или непродолжительное понижение | Различная | Различные | ||||||
Последовательно-кризисная | Определяется способностью к адаптации | Определяется скоростью адаптации и соответствующими внешними обстоятельствами | Невозможность адаптации ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции | Личные интересы, иногда совмещение с общественными интересами | ||||||
Прагматичная или структурная | Довольно высокая | Изменение сферы деятельности или организации | На вышестоящие должности, но в пределах одного класса управления | Личные интересы | ||||||
Отбывающая | Карьера завершена | На борьбу за удержание должности | Личные интересы | |||||||
Преобразующая | Достаточно высокая | Изменение сферы деятельности или реализация выдающейся идеи | Различные | |||||||
Эволюционная | Зависит от процесса развития организации | На вышестоящие должности | Совмещение общественных и личных интересов | |||||||
| | | | | | |
По данным сайта консалтинговой компании АрКаДа-Центр (http://www.arkadacentre.ru), исследование типов управленческой карьеры в современной России показало, что у директоров крупных хлебопекарных заводов преобладают модели карьеры:
● традиционного типа – 59 %;
● отбывающего – 25 %;
● авантюрного – 8 %;
● прагматичного – 8 %.
В отличие от руководителей заводов, в центральном аппарате одного из ведущих банков России 33 % топ менеджеров используют суперавантюрный тип карьеры.
По мнению Елены Молл, в настоящее время для России характерно резкое сокращение отбывающих карьер и сокращение последовательно-кризисных карьер. Стабилизация на достаточно высоком по сравнению с европейскими странами уровне количества прагматичных карьер. Большинство эволюционных карьер российских предпринимателей, в отличие от западных, спряжено с достаточно жесткой борьбой за власть внутри организаций».
Одной из тенденций развития современных организаций является переход от линейно-функциональной структуры к более сложным и динамичным (матричным, дивизионным, сетевым и пр.). Вертикальные связи уступают место горизонтальным, разнонаправленным взаимодействиям, происходит переориентация на процессный вместо структурного подхода. Эти изменения делают возможным не только вертикальное должностное продвижение менеджеров, но предоставляют иные пути расширения влияния. В этих условиях борьба за статус любыми средствами становится неактуальной и невозможной, поскольку коммерческие интересы компаний препятствуют быстрому карьерному продвижению без реальных достижений менеджеров. Те организации, в которых подобный карьерный рост возможен, постепенно теряют способность выдерживать конкурентную борьбу.
Другой особенностью эволюции современных компаний стала глобализация, породившая поколение менеджеров, не ограниченных национальными рамками. Управляя собственной карьерой, они адаптируются к условиям организационной культуры той страны, где в данный момент разворачивается их карьера.
Таким образом, по мере расширения карьерных возможностей возрастает жесткость требований к уровню профессионализма и личному потенциалу управленца
Для изучения темы:
Тема 2. Структура и динамика развития карьеры
Цели изучения темы:
● освоение слушателями знаний, умений и навыков в области управления собственной карьерой и карьерой потенциальных подчиненных;
● изучение закономерностей развития личной, деловой и профессиональной карьеры.
Задачи изучения темы:
● изучить принципы и инструменты управления карьерой;
● ознакомиться с типами, видами и конфигурациями карьер;
● выявить факторы успешной карьеры.
В результате изучения темы обучаемый должен:
Знать:
● принципы и инструменты построения карьеры;
● закономерности и условия построения и развития успешной карьеры;
● виды и конфигурации деловой карьеры.
Уметь:
● принимать оптимальные управленческие решения в отношении личной карьеры и карьеры подчиненных;
● проводить диагностику процесса построения карьеры и оценку качества полученных результатов.
Приобрести навыки:
● анализа личного карьерного пути;
● определения типа и конфигурации карьеры;
● планирования личной и деловой карьеры на основе конструктивного целеполагания.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
● виды карьеры: вертикальная и горизонтальная; специализированная и неспециализированная; внутриорганизационная и межорганизационная; ступенчатая, скрытая;
● конфигурации карьер: целевая, спиральная, мимолетная, стабилизационная; затухающая, монотонная карьеры;
● этапы развития карьеры;
● уровни развития карьеры.
Учебные вопросы:
1. Виды карьеры.
2. Конфигурации карьеры.
3. Этапы развития карьеры.
4. Уровни карьерного развития.
Вопрос 1. Виды карьеры.
Типы карьеры означают различия в стратегии построения карьеры. Классификация видов карьеры подчеркивает тактику карьерного продвижения. Разнообразие видов карьеры показано на рис. 3.
Рис. 3. Виды карьеры
По локализации выделяют внутриорганизационную и межорганизационную карьеры.
Внутриорганизационная карьера представляет собой карьерный рост в одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Межорганизационная карьера формируется, когда работник проходит ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.
По профессиональной направленности карьера бывает специализированной и неспециализированной.
Специализированная карьера реализуется работником в рамках одной профессии, как в разных, так и в одной организации.
Неспециализированная карьера предполагает освоение разных профессий и специальностей на различных этапах карьерного роста в одной или в разных организациях.
Обращаем ваше внимание на то, что деление карьеры на специализированную и неспециализированную относительно, потому что масштабы специализаций в разных профессиональных сферах заметно отличаются. Например, профессия программиста позволяет, осваивая и разрабатывая многочисленные программы, оставаться в рамках одного профессионального русла, соответствующего специальности «программист». В то же время профессия врача предполагает существенные отличия в специфике деятельности между представителями разных медицинских специализаций (например, стоматолог, кардиолог и дерматолог). В подобном случае продвижение в результате переквалификации с одной специализации на другую в рамках одной профессиональной сферы нельзя однозначно называть ни специализированной, ни неспециализированной. Подобная ситуация складывается и в профессиональной деятельности учителя. Преподавание физкультуры, химии и истории требуют абсолютно разных профессиональных компетенций, за исключением общепедагогической подготовки.
По порядку изменения должностных статусов в процессе карьерного развития выделяют вертикальную, горизонтальную, ступенчатую (смешанную), скрытую (центростремительную) карьеры.
Вертикальная карьера – это последовательное повышение должностного статуса работника, сопровождающееся увеличением оплаты труда.
Горизонтальная карьера – предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.
Ступенчатая (смешанная) карьера – вид карьеры, совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры.
Скрытая (центростремительная) карьера – вид карьеры, наименее очевидной для окружающих, предполагающей движение к ядру, к руководству организацией. При этом работник может занимать рядовую должность, но уровень оплаты его труда будет превышать уровень оплаты других работников на этой должности.
Применительно к личной карьере данные модели, на наш взгляд, недостаточно корректны из-за многомерности развития личности в процессе жизни. Вертикальный взлет в одной сфере может сочетаться с горизонтальным продвижением в другой, скрытым развитием в третьей и ступенчатыми изменениями в четвертой.
Например, в административной работе человек продвигается в соответствии с моделью вертикальной карьеры. Развиваясь как профессионал, он осваивает знания, умения и навыки из смежных областей, что дает ему возможность решать более сложные, комплексные задачи. Занимаясь хобби, совершенствуется и в вертикальном, и в горизонтальном направлении (скажем, увлекаясь стрельбой, получает спортивный разряд и награды за соревнования, затем начинает заниматься лыжами, достигает успехов, потом его интересы смещаются в сторону биатлона, в котором он также достигает новых высот как любитель и т.д.). Параллельно деловой, профессиональной деятельности и хобби субъект продолжает свое духовное самосовершенствование, в результате чего становится мудрее и гармоничнее. Это продвижение соответствует, скорее всего, модели центростремительной карьеры.
Вопрос 2. Конфигурации карьеры.
Изменения статуса и профессиональной компетентности в процессе развития карьеры специалиста можно отобразить графически. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.
1) Целевая карьера – целенаправленное и неуклонное продвижение сотрудника в рамках одного профессионального пространства (рис. 4).
Рис. 4. Целевая карьера
2) Монотонная карьера – достигнув достаточного для себя статуса, работник не стремится далее к карьерному продвижению даже при наличии возможностей улучшения своего положения (рис. 5).