Файл: Причины и предпосылки реформ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины и предпосылки реформ


Проводимые реформы были характерны для эпохи Высокого Средневековья и отражали процесс борьбы между феодалами и центральной властью. Предпосылкой для осуществления преобразований были реформы, которые проводил Генрих I. Он упорядочил систему местных административных и судебных органов, боролся с церковью за политическое и финансовое влияние, создал Палату шахматной доски.

Палата шахматной доски — это один из первых в европейской истории специализированных центральных финансовых органов. Название произошло от клетчатого сукна, напоминающего шахматную доску. На этом сукне чиновниками велись подсчеты денежных поступлений.

Проведение реформ было приостановлено из-за Гражданской войны 1135—1154 годов. После ее окончания энергичный молодой король Генрих II продолжил дело, начатое его предшественником.

Причины проведения реформ:

  1. Необходимость укрепления королевской власти.

  2. Потребность в централизации страны.

  3. Нужда в новых финансовых поступлениях.

  4. Необходимость создания более сильной армии.

  5. Борьба с всевластием церкви и крупных феодалов.

Административная реформа


При поддержке жителей городов, рыцарства и мелких землевладельцев Генрих II подавил междоусобицы крупных феодалов. Многие замки и крепости были разрушены, местные армии распущены, от должности были отстранены большинство шерифов.

Шериф — это административно-судебная должность в Англии, часто упоминаемая в исторических источниках с XI века.

Генрих II распустил шерифов, зависимых от местных феодалов и набрал новых, подчинявшихся непосредственно ему. Постепенно шерифы становятся основными представителями королевской власти на местах.  Они теряли часть судебных полномочий, которая передавалась разъездным судам. Шерифы помогали собирать штрафы и другие выплаты, осуществляли надзор за общественным порядком. Также шерифы заведовали королевскими имениями.

Генрих II вслед за своими предшественниками подписал «Хартию вольностей», но на практике часто отступал от ее принципов, проявляя черты абсолютного монарха.

«Хартия вольностей» — юридический документ, который подписывали английские короли при вступлении на престол еще с XI века. В нем подтверждались права и привилегии свободных граждан. В 1215 году на основе данной практики была подписана «Великая хартия вольностей», сильно ограничивающая власть короля.


Формально все наиболее важные дела должны были решаться с согласия Великого совета — собираемого трижды в год собрания крупнейших феодалов и церковников. Фактически все вопросы рассматривались в узком кругу Малой курии — совета при короле. Генрих II назначал в нее лично преданных себе людей и укреплял бюрократический аппарат управления. Возглавлял Курию юстициарий — главный помощник короля. В зависимости от выполняемых функций Малая Курия могла преобразовываться в Палату шахматной доски и Королевскую курию.

Королевская курия — высшее судебное учреждение средневековой Англии.

При Генрихе II были упорядочены границы графств, проведено размежевание юрисдикции между частными сеньориальными и графскими судами. В 1184 году был принят документ под названием «Лесная ассиза». Согласно этому указу все английские леса объявлялись королевской собственностью.

Ассиза — в средневековой Англии так называли указы монарха, а также другие источники права — например, постановления, принятые собранием королевского совета или суда.

Б) Глава вторая Военная реформа


Источником сведений о военной реформе английского государства XII века является ассиза о вооружении. Считается, что именно эта реформа положила начало процветанию английского военного искусства, одной из составляющей которого становится лучное дело.

Эта реформа Генриха II заключалась в большей степени в создании всеобщей воинской повинности. Одна из первых статей посвящена всеобщему вооружению свободных граждан. «Всякий, кто владеет феодом одного рыцаря2, должен иметь панцырь и шлем, щит и копье; и каждый рыцарь должен иметь столько панцырей и шлемов, и щитов, и копий, сколько он име­ет рыцарских феодов в своем домене. Всякий же свободный человек светского звания, который имеет движимость или доход стоимостью в 16 марок, должен иметь панцырь, и шлем, и щит, и копье; всякий же свободный светского звания, который имеет движимость или доход стоимостью в 10 марок, должен иметь кольчугу, и шишак железный, и копье. Далее, все горожане и вся община свободных людей дол­жны иметь фуфайку, и железный шишак, и копье14». Данная цитата из ассизы о вооружении гласит, что все представители свободного сословия, включая горожан и общинных крестьян, обязаны иметь соответствующее их социальному статусу вооружение. Возможно, эти действия направлены на проведение молниеносной мобилизации и концентрацию воинского ресурса. С другой стороны, это распоряжение короля вполне могло бы восходить к нормандской традиции об ополчении. Скорее всего, целью этого установления является лишь унификация прав на держание оружия. Наличие соответствующего вооружения строго контролировалось. Отступление от предписанной регламентации считалось подсудным делом, преступлением. Все сведения о хранении оружия в определенных местностях фиксировались в специальном списке. «Далее, судьи должны произвести расследование под при­сягой через посредство полноправных рыцарей или других сво­бодных и полноправных людей сотен и городов, скольких найдут нужным, о тех, которые имеют имущество такой ценности, в со­ответствии с каковой они должны иметь панцырь, и шлем, и ко­пье, и щит согласно тому, что сказано выше, т. е. чтобы назвали им [судьям] отдельно всех из своих сотен, и соседств, и городов, которые имеют 16 марок, или движимости, или дохода, а также и тех, кто имеет 10 марок. И судьи после этого должны велеть всем этим присяжным и другим занести в список, кто сколько имеет движимости или дохода и какое должен иметь оружие; и после этого перед ними в общем собрании они должны заставить прочесть эту

ассизу о вооружении и заставить их поклясться, что они будут иметь это оружие сообразно ценности своей движимо­сти или дохода и будут употреблять его на службе государю-королю согласно этой названной выше ассизе по повелению, хра­ня верность государю-королю Генриху и королевству его»

Далее в тексте ассизы встречается однозначный запрет на любую передачу оружия владельцем в чужие руки. «И никто, раз он имеет это оружие, не должен его ни продавать, ни закладывать, ни давать в уплату, ни ка­ким-либо иным способом от себя отчуждать, и сеньор его нико­им образом не должен отчуждать его от своего вассала ни путем конфискации, ни путем дарения, ни путем заклада, ни каким-либо иным способом15». Такой запрет может быть связан со стремлением правительства не допустить незаконного распространения оружия, следствием чего могут стать общественные и прочие беспорядки. Однако в ассизе упоминаются некоторые исключения, касаемые перехода оружия к другому владельцу. «Если какой горожанин имеет больше оружия, чем он дол­жен иметь согласно этой ассизе, он должен продать его, или подарить, или так отчудить от себя такому человеку, который употреблял бы его на службе государю-королю Англии. И ник­то из них не должен иметь у себя больше оружия, чем должен иметь согласно этой ассизе16». После смерти владельца, предписано передать оружие по наследству. «Если кто, имеющий это оружие, умрет, оружие его должно остаться его наследнику. Если же наследник не будет еще в таком возрасте, чтобы мог употреблять в дело оружие, когда это понадобится, то тот, кто будет иметь над ним опеку, должен иметь под своей опекой также и оружие и должен найти человека, ко­торый мог бы употреблять это оружие на службе государю-коро­лю до тех пор, пока наследник придет в такой возраст, что будет в состоянии носить оружие, и тогда пусть он и владеет им17». Что касается несвободного населения, а также инородцев, то они не имеют право на хранение оружия и обязаны как можно быстрее избавиться от него. «Далее, никакой иудей не должен иметь у себя панцирь или кольчугу, но должен продать их, или подарить, или иным способом от себя удалить так, чтобы они оставались на службе королю
18». Ассиза о вооружении строжайше запрещает экспорт английского оружия. «Далее, никто не должен вывозить оружие за пределы Ан­глии иначе, как по повелению государя-короля, и никто не дол­жен продавать кому-либо оружие, кто увезет его из Англии19».

Еще одним важным пунктом ассизы о вооружении является заключительная статья о продаже корабельного материала и самих английских судов. «Далее, судьи должны издать распоряжение по всем граф­ствам, чтобы никто, поскольку он любит себя самого и все свое, не покупал и не продавал никакого корабля для отправления его из Англии и чтобы никто не вывозил или позволял вывозить за пре­делы Англии лесной материал. И повелел король, чтобы ни от кого не принималась присяга об оружии кроме свободного человека20». ГенрихII обязал конфедерацию из пяти портов королевства создавать мощный флот для активной внешней политики. В конфедерацию из пяти портов (Cinque Ports) входили: Гастингс, Ромни, Сэндвич, Хайт и Дувр. Таким образом, военное производство Англии становилось недоступным другим государствам, что, конечно, положительно влияло на английское вооружение, о чем ярко свидетельствуют военные успехи Генриха II, изложенные мною в введении.

Однако, на мой взгляд, главным обстоятельством в военной сфере английского государства, положившем начало прогрессированию английской армии, сделавшем впоследствии ее более боеспособной, чем, к примеру, французские войска, был порядок комплектования армии. Этот порядок основывался на так называемых «щитовых деньгах», которые взимались с граждан, нежелающих или неспособных идти в армию. «Щитовые деньги представляли собой взносы, которые платились рыцарями и впоследствии тратились государством на наемников. Наемные воины в данной ситуации имели ряд преимуществ перед рыцарским войском, поскольку они являлись профессиональными воинами и сроки и место их службы не ограничивались сорока днями.

Глава четвертая Отношения с Церковью


Отношения короля и Церковьи наилучшим образом иллюстрируют статьи Кларендонских конституций, изданных в 1164. Против этого знаменитого документа выступил архиепископ Кентерберийский Томас Бекет. Этот человек сыграл огромную роль в судьбе Генриха. Будучи соратником анжуйского претендента на престол, он, как и Стефан Блуа, ездил в Рим. Но если Стефан просил у папы римского дать ему благословения на правление в английском государстве, то Томас Бекет имел целью отговорить главу католической церкви от этого. На момент вступления на престол, Генрих очень ценит Бекета, этих людей связывают дружеские отношения. Однако дальнейшая политика короля в отношении духовной власти делает их непримиримыми врагами.

Как мною сообщалось ранее, своей главной политической задачей Генрих II считал укрепление своего положения. Если ограничение судебных привилегий крупных феодалов королю удалось относительно легко осуществить, то с представителями духовной сферы государства Генриху пришлось вступить в борьбу, результатом которой стала трагическая гибель убитого в храме Томаса Бекета. Нет сомнений, что убийцы являлись слугами короля. Однако сам Генрих отрицал свою причастность.

Целью издания Кларендонским конституций стало ограничение компетенции церковного суда и ее подчинение светскому королевскому суду. Английская Церковь до реформы Генриха II обладала автономией в юридическом вопросе: все духовные лица в преступлениях могли обвиняться только церковным судом, который порой смягчал наказание своим соратникам.

«Архиепископам, епископам и имеющим бенефиции клирикам королевства не позволяется выезжать из королевства без разрешения государя-короля. А если они выедут, если это угодно будет государю-королю, то представят ручательство, что ни отправляясь туда, ни пребывая там, ни возвращаясь оттуда, они не будут искать средств причинить зло или ущерб королю или королевству23». В Кларендонских постановлениях отражено даже ограничение в передвижении за границами государства для лиц Церкви.

«Клирики, обвиняемые в чем бы то ни было, по приглашению судьи короля должны явиться в его [короля] курию, чтобы там дать ответ в том, в чем курии короля угодно будет потребовать здесь от них ответа, а также в курию церковную, если найдут нужным, чтобы здесь дан был ими ответ, и [в этом последнем случае] судья короля пошлет в курию святой церкви [своего человека], чтобы видеть, как там будет разбираться это дело. И если клирик будет изобличен в преступлении или сам сознается в нем, впредь церковь не должна оказывать ему своей защиты