Файл: Причины и предпосылки реформ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24». Иными словами, эта статья обязывала подозреваемых в преступлении духовных лиц предстать не только перед церковным, но и перед светским судом. Эта статья вызвала немало шума в духовном обществе Англии. Клирики были возмущены тем, что король желает отнять у них исконные привилегии.

«Никто, кто держит непосредственно от короля, и никто из его слуг домениальных не будет подвергаться отлучению от церкви и земли никого из них не будут объявляться находящимися под интердиктом, если предварительно об этом не будет сделано представление государю-королю, если он будет в это время находиться в стране, или его судье, если он [король] будет находиться за пределами королевства, чтобы он по праву разрешил это дело и чтобы таким образом то, что будет относиться к королевской курии, в ней и было решено, а то, что будет относиться к церковной курии, было направлено в нее, чтобы там подвергнуться рассмотрению25». Статья № 7 не позволяет духовным деятелям подвергать церковному суду королевских слуг без специального разрешения монарха и подвергать их интердикту (временному запрету церковных действий и участия в духовной жизни).

Особенно резонансной стала статья № 12, согласно которой доходы и земли епархий и аббатств передавались в собственность короля. «Когда будет становиться вакантным архиепископство или епископство, или аббатство, или приорство на домене короля, оно должно поступать в руки его [короля], и он будет получать с него все доходы и поступления как с своих доменов. А когда придет время позаботиться о церкви, государь-король должен дать повеление высшим сановникам церкви, и в капелле самого государя-короля должно произойти избрание с согласия государя-короля и по совету духовных лиц королевства, которых он позвал бы для этого. И здесь же избранный принесет феодальную присягу и клятву верности государю-королю как своему сюзерену о жизни своей и о членах и о чести своей земной без ущерба для своего духовного звания прежде, чем будет посвящен в сан26». В этой же статье монарх ставит под свой контроль процесс назначения клирика на какую-либо должность.

Таким образом, статьи Кларендонских конституций подчиняли духовную власть светской, отнимали многие церковные привилегии. Реакция Рима на эти постановления была осуждающей, однако король твердо стоял на своем. В итоге Томас Бекет отказался подписывать статьи, противоречившие канону. В ответ на это Генрих II обвиняет Бекета в растратах, произведенных архиепископом еще на прошлой должности. Но Томасу удается бежать во Францию, где его с особой честью принимает Людовик. Спустя несколько лет Томас благополучно возвращается в Англию, однако столь символичный поцелуй мира не имел места быть. В 1170 году Генрих коронует своего сына-тезку в Йорке без благословения архиепископа. В этом же году Томас Бекет погибает от рук королевских рыцарей.


В глазах английского народа Томас Бекет был большим авторитетом в духовных делах. После его гибели стало нарастать социальное напряжение. К весне 1172 года ситуация стала настолько критичной, что Генриху пришлось принять легатов папы и покаяться. Покаяние было дано королю с условием отказа от церковной реформы и проведения крестового похода. Это обстоятельство стало полным поражением короля в борьбе за церковную реформу. Генрих был вынужден на некоторое время отказаться от своих планов в ограничении церковной власти.

В) Глава первая Судебная реформа

Большую роль в процессе централизации английского государства играла судебная реформа. Как мною сообщалось ранее, она, как и другие реформы Генриха II Плантагенета, проходила посредством издания ассиз. Судебные распоряжения были направлены на изменение методов судопроизводства и против сосредоточения юрисдикции в руках сеньоров.

В середине XII века в Англии существовали такие судебные учреждения, как королевская курия, собрания графств и сотен и манориальный (вотчинный) суд. За королевской курией была установлена высшая юрисдикция по ряду преступлений, в основном все они защищали членов королевской семьи и касались ближайших подданных двора. Большинство судебных дел на местах разбиралось сотенскими и графскими собраниями и манориальными судами, применявшими устаревший процедуры, такие как «божий суд».

Стремясь расширить компетенцию королевской курии за счет сеньориальных судов, Генрих II проводит судебную реформу, суть которой заключалась в том, что каждый свободный человек мог за определенную плату получить разрешение перенести свой иск из любого вотчинного суда в королевский, где дело расследовалось через присяжных, тогда как в вотчинных судах судебный процесс осуществлялся по-прежнему с помощью «божьего суда» – судебного поединка – способа разрешения конфликтов путем вооруженной борьбы двух сторон. Появившаяся в ходе реформы альтернативная судебная процедура, существенно отличавшаяся от манориального подхода к рассмотрению дела, внушала веру в то, что суд примет справедливое решение, тем самым делая короля в глазах нации источником объективного суда. Однако процедура, которая велась в королевской курии, не была бесплатной.

Ассиза не отменяла судебный поединок. Предполагалось, что она должна постепенно вытеснить «божий суд». Благодаря Генриху II Плантагенету Англия стала первой страной, которая нашла достойную альтернативу изжившей себя судебной расправе. Этим новым решением стало учреждение новой судебной системы, в основе которой стоял суд присяжных. «Начинают дело по этой ассизе в таком порядке. Тот, кто с самого начала положил себя на ассизу, испросит приказ о мире для того, чтобы впредь не быть привлеченным в суд противником силою приказа, благодаря которому между ними перед этим возникло судебное дело о держании, из-за которого держащий положил себя на ассизу. Посредством таких приказов приобретает мир тот, кто держит и

кладет себя на ассизу до тех пор, пока противник, явившись в курию, испросит другой приказ, чтобы четырьмя полноправными рыцарями из графства и из соседства было избрано двенадцать полноправных рыцарей из того же соседства, которые под присягою скажут, кто из тяжущихся имеет больше прав на искомую землю5».

Расследование гражданских дел с помощью присяжных было привилегией королевского суда. Теперь необъективный суд сеньориальный суд явно уступал разбирательству королевской курии.

Однако Великая ассиза формально не запрещает судебного поединка. Наряду с расследованием присяжных, вооруженная борьба конфликтующих сторон продолжает существовать в английском обществе. Гленвилль в своем трактате называет учреждение суда присяжных «благодеянием» и противопоставляет его поединку, отмечая преимущества нового способа решения земельных споров и недостатки старого: «Если кто желает сохранить за собою право на ту землю, какою он владеет как свободным держанием, то люди могут отстранить двусмысленный исход поединка... Из великой справедливости ведь возникло это правовое установление; ибо право, которое после многих и длинных отсрочек едва выясняется через поединок, благодаря благодеянию этого установления удобнее и скорее обнаруживается. Ибо ассиза эта не ожидает столько законных отсрочек, сколько поединок, как это будет видно из последующего. А благодаря этому сберегаются и труд людей и издержки бедных. Кроме того, насколько больший имеет вес в судебных делах данное слово многих достойных свидетелей, чем только одного, настолько на большей справедливости зиждется это установление, чем поединок. Ибо в то время, как поединок возникает из свидетельства одного присяжного, это установление требует присяги по меньшей мере двенадцати полноправных людей6». Интересен тот факт, что если человек «положит себя на ассизу», то есть обратится в суд присяжных, его дело будет конфисковано из сеньориального суда.

Так что же из себя представлял институт присяжных, разбирающих споры о земельных владениях? «Но следует иметь в виду, что когда в курию появляются в назначенный заранее день четыре рыцаря, готовые избрать двенадцать других.., то явится ли или не явится тот, кто держит, тем не менее этими четырьмя рыцарями и под их присягой будет произведено избрание двенадцати... После того, как произведено будет избрание двенадцати рыцарей, они должны быть приглашены явиться в курию, готовые сказать под присягой, кто из них, то есть держащий или ищущий большее имеет право в своем иске... В день же, заранее назначенный двенадцати рыцарям для производства расследования, придет ли тот, кто держит, или не придет, расследование это без замедления должно быть произведено
7».

Ряд новшеств в уголовный процесс вводила Кларендонская ассиза. В основе дореформенного суда по уголовным делам в XII веке лежал «Божий суд» – ордалия. Этот метод заключался в прохождении подозреваемым испытаний огнем, кипящей водой или раскаленным металлом. Неудивительно, что такого рода пытки могли продемонстрировать лишь иммунитет и выносливость предполагаемого преступника. Она также не отменяла «божьего суда», но значительно ограничивала практику его применения.

Кларендонская ассиза передавала все уголовные дела в юрисдикцию королевского суда. В этой сфере права происходят значительные изменения. Преобразования коснулись как судебной, так и следственной практик. Тем самым Генрих вновь нанес удар по судебным правам крупных феодалов. Король создает профессиональный разветвленный судебный аппарат, в котором особую роль играли присяжные. Их функции заключались в предварительном следствии и составлении списка лиц, которых признавали подозреваемыми по конкретному делу. «Прежде всего постановил названный выше король Генрих по совету всех баронов своих для охраны мира и сохранения правосудия, чтобы по отдельным графствам производилось расследование и по отдельным сотням через посредство двенадцати полноправных людей сотни и через посредство четырех полноправных людей каждой деревни под клятвой, что они будут говорить правду: есть ли в их сотне или в их деревне какой-либо человек, которого на основании фактических данных или по слухам обвиняют в том, что он разбойник, тайный убийца или грабитель или такой, который есть укрыватель разбойников или тайных убийц или грабителей после того, как государь король стал королем8»

Дальнейшим расследованием занимались шерифы и судья. Шериф – должность назначаемая правителем. Человек, занимающий этот пост, являлся представителем королевской власти в графстве. В его обязанности входит розыск и арест подозреваемых. Кларендонской ассизой были сильно расширены полномочия шерифов. «И пусть никого не будет в городе, или в бурге, или в замке, или за их пределами, а также и в баронии Уолингфорд, кто вздумал бы воспретить шерифам вступать на свою землю или на свою соку для ареста тех, о которых на основании фактических данных или на основании слухов говорят, что они разбойники, или тайные убийцы, или грабители, или укрыватели их, или объявлены вне закона, или обвиняются в нарушении лесных законов; но повелевает (государь король), чтобы все помогали шерифам в задержании (преступников)
9». Такое распоряжение короля делало доступным шерифу для расследования любую область государства.Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.

Кларендонское распоряжение учреждает институт разъездных судов – выездных сессий королевских судей. В 1176 году были организованы шесть объездных округов, которые объезжались королевскими судьями. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Приказ наделял судей рядом полномочий. Они выполняли не только судебные, но и административные функции, которые проявлялись в разборе всех исков и контроле за действиями местных чиновников. «И когда разбойник, или тайный убийца, или грабитель, или укрыватели их будут арестованы на основании названных выше клятвенных показаний, то если судьи так скоро не явятся в графство, где они были арестованы, то шерифы доведут до сведения ближайшего судьи через какого-либо сведущего человека, что они арестовали таких людей, и судьи с своей стороны известят шерифов, куда они хотят, чтобы к ним привели арестованных; и шерифы пусть приведут их перед судьями; и вместе с ними пусть приведут из сотни и из деревни, где они были арестованы, двух полноправных людей для доставки ведомости графства и сотни о том, почему они были арестованы10». Выездные судьи регулярно объезжали четко очерченные округа, выносили окончательный вердикт по делу и проверяли деятельность присяжных. К каждому приезду судьи присяжные обязаны были подготовить список нарушителей королевского мира, который тщательно изучался судьей.

Внимания заслуживает и тот факт, что согласно статье № 18, все свободные граждане, в том числе и местные сеньоры, являлись в собрания графств для принесения клятвы королю. Этот факт несомненно подчеркивает стремление монарха стать главенствующим источником справедливости в своем государстве. Лорды и бароны теряют свой юридический авторитет для местных жителей.

Что касается имущества осужденных, то статья № 5 гласит, что собственность арестантов достается королю. «И над теми, кто был арестован на основании названных выше клятвенных показаний этой ассизы, никто не имеет права суда и никто не может брать их имущество, кроме государя короля в своей курии перед судьями его, и государь король будет получать все имущество их11».

В ассизе несколько статей посвящены вопросу профилактики бегства вилланов, а также распространения бродяжничества.