Файл: Причины и предпосылки реформ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отличительной особенностью этих судов был их сословный характер. Они исключали из сферы своей деятельности земельные тяжбы вилланов. Однако действие принципа «исключения вилланства»не распространялось на тяжкие уголовные преступления, ибо, как писал в середине XIII в. английский правовед Г. Бректон, «жизнь и члены находились во владении короля и в отношении запретов и наказания, разве что кто-либо другой пользуется специальной привилегией».

В сеньориальном частном «суде равных» лорд мог быть и истцом, и ответчиком. Этот суд основывался на принципе «suit of court», когда сеньор председательствовал в суде, а решения коллективно выносились самими вассалами лорда. Вассал при этом в случае несогласия с решением мог обратиться в высший сеньориальный суд, в королевскую курию или перенести свой иск в королевский суд графства. Не изжит был в то время и такой способ решения спора, как судебный поединок.

В манориальных сельских судах вершили правосудие «волей лорда и обычаями манора» сами жители манора под председательством сеньора или его помощника-стюарда. Они разбирали главным образом земельные споры, дела о неуплате долгов, о мелких правонарушениях, в том числе совершенных против своего лорда, выполняли ряд полицейских функций наряду с судами сотен и графств. Решения в этих судах принимались коллективно, от имени всей общины манора. При этом формально не проводилось различие между крепостными вилланами и свободными фригольдерами, сокменами, когда дело касалось защиты от неправомерных посягательств даже со стороны самого лорда.

Таким образом, согласно ВХВ 1215 г., сам приказ «Praecipe», являвшийся суммарным средством перенесения владельческого иска в королевскую курию и действовавший в отношении держателей короля, графов и баронов, «как бы соправителей короля», был своеобразным административным средством. Дело в том, что он лишь содержал требование к вассалам короля явиться в королевскую курию для обоснования своего права вершить суд по конкретному владельческому иску. Если тому или иному вассалу удавалось аргументировано доказать это право, то дело оставалось для рассмотрения по существу в соответствующем «суде равных». Статья 34 Хартии запрещала королю использовать приказ «Praecipe» в иных целях и выдавать его «кому бы то ни было о каком-либо держании», т.е. исключить с его помощью незаконное и без «суда равных» изъятие земли у королевского вассала. Прямым подтверждением этому служит ст. 52, в которой закреплялось обещание
короля возвратить своим вассалам земли, замки,вольности и иные их права, которых они были лишены без законного приговора своих пэров (равных), а в случае возникновения тяжбы передать дело на решение комитета 25 баронов. Последний создавался в качестве высшей апелляционной инстанции по владельческим искам непосредственных королевских держателей против своего лорда-короля, что было вызвано все тем же государевым произволом, а также тем, что король не мог быть в собственном деле и судьей, и ответчиком. (Еще в «Баронских статьях» (ст. 25) предусматривалось создание такого комитета.) Весьма показательно, что тяжба по поводу владения, отнятого отцом или бароном короля, а не самим Иоанном, должна была рассматриваться в обычном порядке «по приговору своих пэров» «с полной справедливостью» в королевской курии.

По своему содержанию приказ «Praecipe» стал предтечей широко распространенного впоследствии в английском праве приказа «о запрещении производства по делу»Co временем были разработаны и альтернативные способы перенесения дела в королевский суд, например с помощью приказа «о вторжении»В новой редакции ВХВ прежняя ст. 34 была исключена из текста документа, хотя королевский судебный произвол не прекратился и в последующие века.

5.Сословно-представительная монархия в Англии великая хартия вольностей 1215 г


К XIII в. в общественной жизни Англии произошли важные изменения, обусловившие переход к сословно-представительной монархии.

Постепенно стерлись былые различия между англосаксонскими и нормандскими феодалами. Прежняя политическая причина возникновения сильной королевской власти перестает быть существенной. Консолидация класса феодалов порождает у баронов стремление ограничить королевскую власть, что было поддержано широкими слоями населения, страдавшего от постоянных поборов королевских чиновников, от произвольных налогов и т. п. Оппозиционность проявила и церковь, недовольная монаршим произволом и конфискациями церковного имущества. В результате в начале XIII в. в Англии складывается возглавляемый баронами блок, выступавший против произвола королевской власти.

Занимавший в это время престол король Иоанн Безземельный потерпел ряд поражений в войне с Францией, где потерял большие земельные владения (отсюда его прозвище – Безземельный). Кроме того, Иоанн вступил в конфликт с Папой Римским Иннокентием III и был отлучен от церкви. Образование блока оппозиционных сил внутри страны и внешнеполитические неудачи значительно ослабили власть короля. Воспользовавшись этим, в 1215 г. бароны принудили Иоанна подписать Великую хартию вольностей.

Великая хартия вольностей 1215 г. стала одним из древнейших памятников конституционной истории Англии.

По форме хартия, принятая под давлением целого блока разнородных общественных сил, была обращена ко всем свободным людям Англии (ст. 1). Крепостным крестьянам она не давала ничего, но число их в Англии все больше уменьшалось, в то время как число горожан, мелких вассалов и небогатых фригольдеров (свободных крестьян) быстро увеличивалось.

Для свободных хартия предусматривала закрепление суда равных; меры, благоприятствующие развитию торговли, в том числе право свободного въезда и выезда из Англии; подтверждение древних прав городов и др. Однако в большей своей части хартия была посвящена гарантиям прав феодалов. Она закрепляла права и свободы английской церкви; определяла ту службу, которую феодалы должны нести; права короля по созыву ополчения, по наследованию и т. д. Эти гарантии защищали феодалов от произвола короля и его чиновников, например, при сборе налогов, установлении наказаний.


Хартия ограничила королевскую власть в финансовой, политической и судебной областях.

В финансовой области большое значение имели статьи 12 и 14 хартии, ограничивавшие свободу действий короны в установлении налогов и поборов. Статья 12 определяла, что «никакие налоги не должны взиматься иначе, как по общему совету королевства Нашего». Согласно статье 14 такой совет королевства состоял из непосредственных держателей короны – крупных английских феодалов. Совет предполагался как обычный феодальный съезд, а не представительный орган всех слоев населения. Хартия предусматривала контроль над финансами именно со стороны съезда феодалов, а не сословно-представительного органа, как это было в соответствующий период во Франции. Однако в дальнейшем статьи 12 и 14 хартии сыграют иную роль – они послужат юридической базой для возникновения органа сословного представительства – парламента.

В политической области королевская власть была ограничена предусмотренным статьей 61 хартии советом 25 баронов, избираемым крупными феодалами на тот случай, если король будет нарушать постановления хартии. Совет баронов получил право всеми средствами, вплоть до применения вооруженной силы (но не посягая на личность короля и его семьи), принудить короля выполнять постановления хартии. Эта гарантия выполнения хартии имела тоже чисто феодальный характер, ограничивая королевскую власть в пользу баронов.

В судебной области ряд постановлений хартии посвящен попыткам пресечь злоупотребления и произвол королевской администрации и королевского суда. Среди этих постановлений особое значение имели статьи 39 и 40. Статья 39 гласила: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны». В статье 40 было записано: «Никому не будем продавать и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их». Эти статьи, посвященные охране личных прав свободных людей и нормальному осуществлению правосудия, хотя и не распространялись на крепостных, но имели прогрессивное значение, ибо, как отмечалось, число крепостных неумолимо сокращалось и хартия постепенно распространялась на всю растущую массу свободных крестьян и горожан.


Оценка Великой хартии вольностей сложна. В хартии отражаются и консервативные (попытка ограничить королевскую власть феодальным съездом и советом баронов), и прогрессивные (меры по развитию торговли и отправлению правосудия) тенденции.

Ряд статей хартии выражает стремление английских баронов ослабить королевскую власть, закрепить и расширить феодальные привилегии. Но бароны должны были считаться и с требованиями других социальных сил, участвовавших в движении против короля (рыцари, горожане, свободные крестьяне). Хартия восприняла эти требования. И именно они оказались жизнеспособными, отражавшими назревшие потребности общественного развития. Консервативные претензии баронов будут в ходе исторических событий или отброшены (совет баронов), или модифицированы, приспособлены к новым историческим условиям (феодальный съезд). Прогрессивные же положения хартии окажут значительное влияние на дальнейшее развитие страны.

Конечно, не нужно опережать события и видеть в хартии демократические принципы, устанавливающие парламентское правление, провозглашающие неприкосновенность личности. Но борьба, развернувшаяся вокруг хартии после ее принятия, приведет к образованию в том же XIII в. английского парламента, а в период Английской революции XVII в. ссылки на хартию будут широко использоваться в борьбе против королевского абсолютизма (Петиции о правах 1628 г.) и при принятии важных конституционных законов (Habeas corpus act 1679 г.).

После подписания Великой хартии вольностей борьба между английскими королями и баронами продолжалась. В этой борьбе в конечном счете окреп союз баронов с рыцарями и горожанами, послуживший социальной базой перехода к сословно-представительной монархии и образования органа сословного представительства – парламента. В парламент помимо баронов были приглашены по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от самоуправляющихся городов. Это становится правилом, и парламент 1295 г. получил название «образцового». Так на смену феодальному съезду, предусмотренному статьями 12 и 14 Великой хартии вольностей, приходит парламент – орган сословного представительства.

Вторая особенность истории феодального государства в Англии заключается в раннем переходе к сословно-представителъной монархии. Такой переход был связан не с усилением, а с ослаблением королевской власти.