Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Практическое занятие 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Задание 7. 

Ответ:

1. Вступительная беседа перед первым знакомством с произведением.

Педагог: Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский во вступлении к опере «Хованщина» очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» - изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь.

Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость. 

2. Беседа после прослушивания музыки.

Педагог: Послушайте внимательно Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите, как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Звучит вступление.)

Дети: Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части.

Педагог: Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце.

Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола - свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва.

Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.)

3.Беседа после повторного слушания музыки на следующем уроке.

Педагог: Вам уже знакомо произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Как замечательно в музыке передаётся картина пробуждающейся природы! (Звучит фрагмент.)

Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).


Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)

В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)

А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.)

А сейчас давайте сравним это произведение с другим, имеющим похожее название - «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига. «Утро» - это тоже, как и у Мусоргского, вступление к большому произведению - к четвёртому действию драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Норвегия - северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В «Утре» мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши - светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента - флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта - более тоненькую, а гобой - звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро» Грига. (Звучит запись.)

А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)?

Дети: Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг.

Педагог: Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э. Григ эту чудесную картину! (Фрагмент средней части звучит повторно.)



Третья часть опять звучит успокоенно, заворожённо, мечтательно, нежно.

В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.)

Нарисуйте дома чудесную картину восхода солнца такой, какой вы увидели её, слушая вступление к опере M. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» или «Утро» Э. Грига.

Пермь - 2023