Файл: Джин Кларк, Конни Доусон, ДэвидБредехофт Много это сколько Как не избаловать.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Она могла бы сказать шутливо: «Если вы двое не уберетесь отсюда на некоторое время, боюсь, мне так и не представится шанс подержать на руках внучку. Поезжайте в магазин, список покупок на холодильнике. Прогуляйтесь, хотите – займитесь любовью, своими делами и дайте мне пообниматься с внучкой».
• Если в этом семействе ценят юмор, Жюли могла бы приколоть на распашонку ребенку записку: «Пожалуйста, позвольте бабушке подержать меня на руках».
В случае дедушки Билла ситуация может быть сложнее.
• Он мог бы взять свой календарь, подойти к каждому члену семьи в отдельности и сказать: «Поскольку я приехал сюда, чтобы провести с тобой какое-то время, нам нужно назначить для этого особый день.
Когда ты сможешь побыть со мной?»
• Билл мог составить список достопримечательностей города и спросить каждого члена семьи, кто, куда и когда мог бы с ним съездить.
• Он мог бы попросить каждого из подростков дать ему урок владения компьютером или поиграть с ним в новейшую электронную игру.
Иногда бабушки и дедушки берут внуков куда-нибудь, где можно поговорить. Правда, есть риск стать «штатными аниматорами» –
теми, кто развлекает детей. Иногда от бабушек и дедушек ждут, что они станут посещать представления театрального кружка,
репетиции, соревнования. Но когда что-то важное происходит в жизни бабушек или дедушек, напряженные расписания подростков могут «помешать» им присутствовать.
Дети должны видеть, как живут их бабушки и дедушки. Сколько дней в году вы хотели бы проводить со своим внуком или внучкой?
Бабушки и дедушки могут сказать родителям: «Мы давно не виделись с Берти. Мы хотим приехать в гости! Или вы хотите, чтобы мы его забрали к себе?»
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Пользуйся мудростью старших, иначе лишишься ее… но
какой мудростью?
Недавно один колумнист-консультант писал: «Когда видите, что ваш сын или дочь балуют своих детей, велите им прекратить это делать». Где живет этот колумнист? Такой совет мог бы приветствоваться в культуре или этнической группе, где ценят старших. Но в культуре, которая заискивает перед молодежью, в которой избалованность стала новой нормой, советы старших могут встречать с неприязнью или высмеивать. Многие бабушки и дедушки говорили нам, что они видят эту избалованность и беспокоятся из-за нее, но ничего не говорят, потому что дети их не слушают или требуют не вмешиваться. Но быть пассивным означает быть посторонним, поэтому дедушки и бабушки ищут бреши в броне
«новой нормы».
Бабушки и дедушки дают информацию
Вы можете озвучить свои тревоги: «Хочу рассказать тебе об одном исследовании, о котором недавно услышала, – о связи сна и успеваемости в школе». Родители могут прислушаться к вам и начать соблюдать режим дня. Если же родители трактуют любое предложение или совет бабушек и дедушек как вмешательство,
вероятно, они способны услышать информацию только из другого источника.
• Дайте им ссылку: «Посмотри-ка эту статью об управлении
“экранным временем”».
• Попросите их просмотреть теле- или интернет-программу и рассказать вам, что они о ней думают.
• Снабжайте их информацией из «вторых рук»: «Джойс рассказывала мне о подруге, у внучки которой в комнате страшный беспорядок. Мать девочки взяла четыре коробки и наклеила на них ярлыки: мусор, в починку, раздать, оставить. Потом она с дочерью рассортировала все ее вещи. Бабушка предложила приехать и помочь с починкой вещей. Дочери понравился ее “новый шкафчик”».
• Попросите переговорить с ними друга: «Не хочешь ли ты поговорить с Джерри о том, почему для детей важно быть в школе каждый день?»
Удивите их
Часто приходится слышать жалобу: «Я почти не дарю внуку подарков, но когда я это делаю, то не слышу никакой благодарности…» Дочь в ответ сообщает: «В наши дни молодые
никого не благодарят». Но почему? Ведь хорошие манеры упрощают жизнь.
Бабушке Джанет, упомянувшей о важности манер в обществе,
дочь твердо заявила, что времена изменились. Перед каменной стеной с надписью «времена изменились», смысл которой:
«Твой опыт здесь не нужен и не приветствуется», многие отступают. Но не Джанет! Она послала 10-летнему Элиоту подарок с открыткой, адресованной себе самой и с уже наклеенной маркой. На открытке было написано:
(Пожалуйста, отметь галочкой подходящие утверждения и
брось открытку в почтовый ящик)
☐
Дорогая бабушка!
☐
Я получил твой подарок.
☐
Я не получил твой подарок.
☐
Твой подарок
___________________________________________________________________.
☐
Я не помню, что это за подарок.
☐
Он мне понравился.
☐
Он мне вроде как понравился.
☐
Он мне не понравился.
☐
Спасибо!
☐
Мое имя
___________________________________________________________________.
После этого Джанет позвонила рассерженная дочь:
– Мама, эта открытка – такая грубость! Как ты могла?!
Джанет спокойно ответила:
– Ничуть. Элиот ни звуком не откликнулся ни на одну мою посылку. Мне нужно знать, получает ли он мои подарки и удалось ли мне найти то, что ему нравится. Так как ты думаешь,
ему понравилось то, что я прислала? – и перевела разговор на другую тему.
Бабушке Джанет, упомянувшей о важности манер в обществе,
дочь твердо заявила, что времена изменились. Перед каменной стеной с надписью «времена изменились», смысл которой:
«Твой опыт здесь не нужен и не приветствуется», многие отступают. Но не Джанет! Она послала 10-летнему Элиоту подарок с открыткой, адресованной себе самой и с уже наклеенной маркой. На открытке было написано:
(Пожалуйста, отметь галочкой подходящие утверждения и
брось открытку в почтовый ящик)
☐
Дорогая бабушка!
☐
Я получил твой подарок.
☐
Я не получил твой подарок.
☐
Твой подарок
___________________________________________________________________.
☐
Я не помню, что это за подарок.
☐
Он мне понравился.
☐
Он мне вроде как понравился.
☐
Он мне не понравился.
☐
Спасибо!
☐
Мое имя
___________________________________________________________________.
После этого Джанет позвонила рассерженная дочь:
– Мама, эта открытка – такая грубость! Как ты могла?!
Джанет спокойно ответила:
– Ничуть. Элиот ни звуком не откликнулся ни на одну мою посылку. Мне нужно знать, получает ли он мои подарки и удалось ли мне найти то, что ему нравится. Так как ты думаешь,
ему понравилось то, что я прислала? – и перевела разговор на другую тему.
Если кажется, что ничего не получается
Порой избалованность настолько укореняется в семейной системе, что бабушки и дедушки не могут найти способ как-то на это повлиять. Что делать бабушкам и дедушкам? Быть доступными. Пусть
«дедовский ген» даст вам внутренний импульс. Твердо надейтесь на то, что родители все-таки поймут, что балуют детей, что слишком много хорошего – это вовсе не хорошо. Поддерживайте как можно
более плотный контакт с родителями. Дайте им знать, что́ вы
делаете, чем занимаетесь, что вам нравится. Помните: им нужны ваша любовь и помощь всякий раз, как вы способны ее дать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ НАСТОЛЬКО БЛИЗКО К УМЕНИЮ
ЛЮБИТЬ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ НЕ ВИДИТ МЕЖДУ
НИМИ РАЗНИЦЫ.
Дэвид Аугсбергер
32. Теперь у меня есть внуки
Что же мне делать? Выдайте инструкцию
ЖИЗНЬ БЕЗ ИСТОРИЙ ВООБЩЕ НЕ БЫЛА
БЫ ЖИЗНЬЮ.
Александр Макколл Смит
«Я хочу быть хорошим дедом, – говорит Фред, – но не знаю, как это делается. Когда я был маленьким, дедушки и бабушки баловали детей, учили их рыбачить или шить куклам одежки. Теперь рыба запечатана в пластик и продается в магазинах, как и одежки для кукол. У детей уже хватает всякой всячины, и они слишком заняты,
чтобы тратить время на разговоры с бабушками и дедушками. А
порой и я сам слишком занят».
Но при всем при том дети мечтают иметь бабушек или дедушек.
По крайней мере, так говорят взрослые, у которых их не было.
Взрослые тоже мечтают, став дедушками и бабушками, о том, что будут делать со своими внуками. Какого рода бабушкой или дедушкой вы хотите быть, какое место хотите занимать в семье?
Прежде всего обдумайте свой жизненный опыт, вспомните своих бабушек и дедушек, включая и тех, с которыми вы никогда не виделись, и ответьте на семь вопросов для каждого из них:
1. Что это был за человек?
2. Какого рода контакт был у меня с этим человеком?
3. Каким ценностям я от него научился?
4. Чего я хотел от него и не получил?
5. В чем я на него похож?
6. Чем я от него отличаюсь?
7. Что мне хотелось бы знать об этом человеке?
Эти размышления дают представление о наших ожиданиях относительно отношений с внуками. Это наше «врожденное знание».
С течением времени мы прибавляем к нему новые детали. Один молодой человек, только что похоронивший деда, сказал: «Я скучаю по тому деду, который у меня был, и по тому, которого мне хотелось бы иметь». Вероятно, на интуитивном уровне все мы понимаем важность бабушек и дедушек. В книге «Эволюция детства» (The
Evolution of Childhood)
[65]
Мелвин Коннер представляет итоги исследований, демонстрирующие позитивное воздействие старших родственников на благополучие всей семьи.
Роль бабушек и дедушек: опрос
Поскольку мы еще не проводили специальных исследований роли бабушек и дедушек в мире, где избалованность стала «новой нормой», мы, авторы, провели неформальный опрос 60 людей разных возрастов на тему «В чем заключается работа бабушек и дедушек?».
Ответы оказались очень разными. От «просто любить своих внуков» до весьма развернутых типа: «Дедушки и бабушки совершают особенные поступки. Моя мама была зациклена на правильном питании, она была категорически против сахара. Но у бабушки мы ели сладости, особенно сахарное печенье.
Поскольку так случалось нечасто, это было для нас совершенно особенным событием. Моя бабушка рассказывала нам истории о том, как ее бабушка пекла сахарное печенье для нее». Вот именно:
рассказывала истории! Подавляющее большинство опрошенных отметили, что бабушки и дедушки рассказывают семейные истории.
И это очень важно!
Мы рассказываем семейные истории:
• Чтобы помочь внукам лучше понимать мир, связывать опыт бабушек и дедушек с опытом внуков. В этом всегда много любви и веселья.
• Чтобы обеспечить ребенку контекст: кто я такой? Откуда я взялся?
• Чтобы дать детям понять: они – ценные члены семейного клана,
чтобы они понимали значимые дары, которые предлагает им семейный клан.
• Чтобы передавать духовное наследие рода.
• Чтобы создавать и поддерживать ритуалы, которые помогают ребенку ощущать непрерывность рода и свою укорененность в семейных ценностях
[66]
– для этого, например, служат празднования
дней рождения и другие семейные торжества.
Помимо важности рассказывания семейных историй, люди называли такие занятия бабушек и дедушек:
• Сидеть с внуками
• Играть с внуками
• Передавать ребенку знания об отношениях
• Выслушивать
• Устанавливать границы
• Быть константой
• Присутствовать в качестве консультанта
• Дарить безусловную любовь
• Утешать
• Подавать внукам пример, продолжая развиваться
• Показывать внукам, как справиться с неприятностями
• Учить детей вести себя во взрослом мире
• Быть на страже, заботиться о благополучии детей
• Показывать пример, как передавать дары другим
• Подавать практический пример своих ценностей, физически и эмоционально
• Радоваться внукам
• Поддерживать родителей
• Заполнять пробелы в семье с родителем-одиночкой
• Говорить внуку, что он хороший и замечательный, даже когда родителям приходится дисциплинировать и корректировать ребенка
• Выступать в защиту ребенка
• Объяснять ребенку жизнь в широких понятиях
• Устанавливать «глупые» с точки зрения посторонних, но важные для ребенка обычаи
• Быть тем взрослым, с которым ребенок может посекретничать
• Интересоваться внуками, узнавать, что они думают, чему учатся,
чем увлекаются
Помимо важности рассказывания семейных историй, люди называли такие занятия бабушек и дедушек:
• Сидеть с внуками
• Играть с внуками
• Передавать ребенку знания об отношениях
• Выслушивать
• Устанавливать границы
• Быть константой
• Присутствовать в качестве консультанта
• Дарить безусловную любовь
• Утешать
• Подавать внукам пример, продолжая развиваться
• Показывать внукам, как справиться с неприятностями
• Учить детей вести себя во взрослом мире
• Быть на страже, заботиться о благополучии детей
• Показывать пример, как передавать дары другим
• Подавать практический пример своих ценностей, физически и эмоционально
• Радоваться внукам
• Поддерживать родителей
• Заполнять пробелы в семье с родителем-одиночкой
• Говорить внуку, что он хороший и замечательный, даже когда родителям приходится дисциплинировать и корректировать ребенка
• Выступать в защиту ребенка
• Объяснять ребенку жизнь в широких понятиях
• Устанавливать «глупые» с точки зрения посторонних, но важные для ребенка обычаи
• Быть тем взрослым, с которым ребенок может посекретничать
• Интересоваться внуками, узнавать, что они думают, чему учатся,
чем увлекаются
• Учиться у внуков, узнавать об их мире, об их технологических навыках
• Координировать усилия с другими бабушками и дедушками. Из- за разводов и повторных браков треть поколения, родившегося между 1985 и 2010 годом, будет иметь четверых родителей и восьмерых бабушек и дедушек
[67]
Семейные истории рассказывают, кто вы такие
Рассказывайте истории о том, кто вы такие и откуда взялись, о вашем культурном наследии. Эти истории помогают формировать представление о себе. Дети, которые многое знают о своих семьях,
лучше справляются с испытаниями. Но если дети слишком заняты,
чтобы выслушивать бабушек и дедушек, или если родители находят эти истории скучными и даже высмеивают их?
Наследие Джорджа: стопка газет
Джордж хотел, чтобы его внучки знали о своем прадеде- иммигранте. Он собрал альбом газетных вырезок и подарил внучкам с наказом заглянуть в него, когда будут готовы. Иногда он читал девочкам отрывки из этого собрания.
Другие возможные идеи:
• Лоис записывала семейные истории и рассылала их членам семьи электронной почтой.
• Уилбер снимал на видео места, где раньше жили члены семьи.
• Джорджия писала стихотворения в честь семейных праздников.
• Кларисса записывала названия семейных историй на маленьких карточках. Дети вытаскивали карточку из шкатулки, и Кларисса рассказывала соответствующую ей историю.
• Фрэнк рассказывал истории по Skype.
• Кевин собирал семейные истории и публиковал их в блоге
«Родовое наследие».
• Бернис создала мультимедийную презентацию и показала на семейном празднике.
• Мэри хранила небольшой сундучок с реликвиями: медаль почетного гражданина, принадлежавшая дяде; свадебное кольцо;
пуговица; локон детских волос; швейный набор, который пронесла через Гражданскую войну прапрапрабабушка. Дети выбирали какой- нибудь предмет, и Мэри рассказывала его историю.
• Ева написала пьесу о бабушке и дедушке, и внуки разыграли ее на семейном празднике.
• На каждом дне рождения внука бабушка Грейс просила каждого из присутствующих рассказать что-нибудь о том времени, когда они сами были в том же возрасте, что и ее внук.
• Кларенс придумал игру-анкету по истории семьи.
А есть еще замечательные возможности социальных сетей! Вы можете придумать свой способ рассказать о семье.
Найти свой путь
Старшие члены семьи должны делиться своей мудростью и рассказывать свои истории, подавать пример внукам, одновременно заботясь о собственном развитии. Итак, дедушки и бабушки, не будьте строги к себе и пользуйтесь «тестом четырех».
Мудро оценивайте собственную ситуацию, понимая, как и что в ней изменить.
И рассказывайте свои истории!
ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ ЗАБЫТЬ ТЕХ ДЕЛ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ ГЛАЗА
ТВОИ, И ЧТОБЫ ОНИ НЕ ВЫХОДИЛИ ИЗ СЕРДЦА ТВОЕГО ВО
ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ; И ПОВЕДАЙ О НИХ СЫНАМ ТВОИМ
И СЫНАМ СЫНОВ ТВОИХ.