Файл: Джин Кларк, Конни Доусон, ДэвидБредехофт Много это сколько Как не избаловать.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«В прежние времена люди просто поступали сюда и принимали все эти вещи как должное. Идею честности было нетрудно усвоить. В сущности академия мало изменилась. Зато весь мир перевернулся вверх дном. Наш курс… мы росли в такое время, когда никто – за всю нашу жизнь, ни в одном учреждении – ни разу не позаботился рассказать нам, что правильно, а что неправильно»
[61]
О чем это он? Обвиняет и оправдывается? Или пытается понять,
как такое могло случиться? Молодой человек подчеркивает, что, по его мнению, современности не хватает нравственной составляющей.
Если это так, то у большинства из нас возникает вопрос: «Как мы до такого дошли?» Но истинный вопрос должен звучать иначе: как нам вернуться на середину шоссе?
В этой главе мы поднимаем вопрос «норм», указывая на некоторые дилеммы, с которыми сталкиваются родители, – дилеммы,
связанные с избалованностью.
Влияние СМИ и потребительства
Детям трудно сохранять цельность и честность, сталкиваясь с вездесущим «ты имеешь на это право» – ментальностью, которую представляет внешний мир. Стимулы к избалованности: оправдание,
извинение или гламуризация низкопробного, – кажется,
присутствуют на каждом шагу.
Стимулы к избалованности – оправдание, извинение или
гламуризация низкого, – кажется, присутствуют на каждом
шагу.
Стремление не баловать детей может привести к тому, что родитель чувствует себя в осаде. Как выразилась одна мама, «в нашей округе я прославилась как Злая Мачеха».
Родители, избыточно опекающие и склонные к попустительству, на которых оказывают давление упорные дети, часто сдаются. Если им это не нравится, они могут задать себе 4 вопроса.
1. Будет ли этот предмет (урок, игрушка и т. д.) способствовать
развитию ребенка?
2. Какую часть наших ресурсов мы хотим выделить на него?
3. Чьи потребности – наши или ребенка – будет он удовлетворять?
4. Может ли это нанести вред? Соответствует ли это нашим ценностям?
Дети легко поддаются соблазну, подогреваемому рекламой. А вот родителям не так легко избежать решения, которое часто воспринимается как «простой выход», согласившись на уговоры ребенка.
Вот вопросы, которые вы должны задавать самим себе:
• Мне это нужно?
• Как этот товар улучшит качество моей жизни? Семьи? Ребенка?
• Четко ли я представляю себе, что составляет качество моей жизни?
Общественные стимулы к избалованности
Школа и сверстники
11-летний Айзек нашел на школьном дворе 20-долларовую банкноту. Когда он направился в кабинет директора, чтобы отдать деньги, дети завопили: «Оставь себе! Ты что, с ума сошел?» Айзек не поддался на уговоры.
Давление сверстников ощущают на себе все. Когда мать девочек
16 и 10 лет спросили: «Что самое трудное в воспитании?» – она ответила: «Другие родители, которые не говорят “нет” или говорят, а потом сдаются».
Одна учительница заметила: «Очень трудно с непослушными ребятами. Я думаю, они знают: никакие последствия их не ждут,
за исключением того, что они могут не получить аттестат. Не знаю, куда смотрят родители».
Спросите опытных деятелей образования, и они скажут, что нынешние учащиеся не особенно заинтересованы в упорном труде.
Классический сценарий «курица или яйцо»! Что было раньше:
«тупые» школы или избалованные учащиеся? Требуют ли родители,
чтобы школа принимала на себя ответственность, которую должны нести родители, а потом критикуют школу за то, что она это делает или что она делает это неправильно?
Спорить о том, кто в этом виноват, смешно. Все мы – часть общества, школьной системы, все знают, что школа нуждается в широкой и конструктивной поддержке родителей: если бы мы все
настаивали на выполнении домашних заданий и достойном поведении наших детей, мир изменился бы к лучшему.
Судебная система
Еще один общественный институт, переживающий непростые времена, – это судебная система. Мы возлагаем на юных правонарушителей ответственность за асоциальное поведение.
Однако зачастую технические детали перевешивают истину, и привлечь людей к ответственности оказывается невозможно.
Поможет ли «тест четырех» понять, где пролегает граница между справедливостью и избалованностью?
Полиция
Чейз и его подружка возвращались домой после дискотеки.
Их остановил полицейский и, как говорит Чейз, «должно быть,
понял, что мы пили».
– Немного выпили, да?
– Да, сэр. Рюмку или две…
– И далеко ли тебе до дома, сынок?
– Только пару кварталов (на самом деле до дома было еще
3 км).
– Сможешь добраться? – спросил полицейский.
– О да, сэр. Нет проблем.
– Ладно. Поезжай, сынок, но будь осторожен.
Повзрослев, Чейз утверждает, что, если б ему тогда выписали штраф или посадили в тюрьму, он, вероятно, раньше осознал бы серьезность проблемы с алкоголем. А так он, только дожив до 35 лет, обратился за помощью.
Судебная система
Еще один общественный институт, переживающий непростые времена, – это судебная система. Мы возлагаем на юных правонарушителей ответственность за асоциальное поведение.
Однако зачастую технические детали перевешивают истину, и привлечь людей к ответственности оказывается невозможно.
Поможет ли «тест четырех» понять, где пролегает граница между справедливостью и избалованностью?
Полиция
Чейз и его подружка возвращались домой после дискотеки.
Их остановил полицейский и, как говорит Чейз, «должно быть,
понял, что мы пили».
– Немного выпили, да?
– Да, сэр. Рюмку или две…
– И далеко ли тебе до дома, сынок?
– Только пару кварталов (на самом деле до дома было еще
3 км).
– Сможешь добраться? – спросил полицейский.
– О да, сэр. Нет проблем.
– Ладно. Поезжай, сынок, но будь осторожен.
Повзрослев, Чейз утверждает, что, если б ему тогда выписали штраф или посадили в тюрьму, он, вероятно, раньше осознал бы серьезность проблемы с алкоголем. А так он, только дожив до 35 лет, обратился за помощью.
Полицейские оказываются меж двух огней. Общество говорит:
«Нельзя запрещать демонстрации», – а потом, когда на улицах воцаряется ад кромешный, вопит: «Вы не должны были этого допускать!»
Куда ни кинь – всюду клин. Нам необходимо поддерживать полицию и требовать, чтобы она вела себя ответственно.
Как вести себя с другими людьми, которые дарят слишком
много
Желая не показаться неблагодарным, получатель чрезмерно щедрых даров может оказаться меж двух огней.
Подруга Дианы, милая и щедрая женщина, подарила ей на день рождения явно дорогой подарок. Диана ощутила неловкость и сказала: «Я ценю твою заботу, но не хочу, чтобы ты для меня это делала. У меня появляется чувство, что я некоторым образом тебе должна, и я не понимаю, что именно.
Я не хочу, чтобы наши с тобой отношения превращались в отношения обязанности. Не хочу чувствовать, что я тебе должна».
Подруга призналась, что, будучи одиночкой, боялась, что,
если не станет дарить подарки, никогда не будет получать подарков в ответ. «Никто не будет любить тебя за подарки,
которые ты даришь, – ответила Диана. – Тебя любят за то, какая ты есть».
Чрезмерная щедрость – не замена истинной любви и заботы.
Как вести себя с людьми, которые душат вашего ребенка
заботой
Ситуация, когда другие родственники или знакомые душат вашего ребенка заботой, может оказаться непростой; ну а если ваш ребенок регулярно контактирует с человеком, который делает за него то, что он может или должен уметь делать сам?
Рассмотрите следующие ситуации:
Воспитательница снимала с 4-летних детей курточки и развешивала их. Вскоре они к этому привыкли и стали выстраиваться в очередь и ждать, пока она развесит их одежду.
Что делать?
Коул постоянно опаздывает, а на прошлой неделе начальник учуял от него запах марихуаны. Коул пообещал, что будет приходить на работу к 8 утра. Однако начальник не стал выяснять, выполняет ли Коул свое обещание. Два дня спустя
Коул, находясь под действием наркотиков, спровоцировал аварию и стал причиной смерти пассажира. Начальника Коула замучила совесть: если б он заставил Коула обратиться к наркологу, невинный человек мог бы остаться в живых.
Выявление избалованности
Излишняя защита – это гиперопека, одна из причин избалованности. К каждой из вышеописанных ситуаций вы можете применить «тест четырех». Читая следующие истории, определяйте,
в каком случае имеет место гиперопека, попустительство или
«перекармливание».
Выпускной бал
Тревор и его приятели хотят снять номер в отеле, где они и их спутницы смогут потусоваться после выпускного бала – ведь
«все так делают». Администрация отеля не желает сдавать им номер, поэтому Тревор просит своего отца снять номер на свое имя. Отец, уступая настойчивости матери, идет желанию сына навстречу.
«Перекармливание» ______ Гиперопека ______ Попустительство
______
Церемония вручения аттестатов
Председатель поприветствовал выпускников и гостей,
объявив, что каждый выпускник скажет несколько слов по своему выбору. Виктора, гостя одного из выпускников,
поразило, что после приветствия пятого выпускника гости,
занимавшие почти целый ряд, встали с мест и вышли из зала.
Минуту спустя компания гостей шестого выпускника начала пробираться в конец зала, чтобы присоединиться к «своему»
выпускнику. Потом еще одна группа поднялась с мест… Виктору захотелось вскочить и закричать: «Мы ведь приветствовали ваше награждение! Вы должны отпраздновать наше!»
«Перекармливание» ______ Гиперопека ______ Попустительство
______
Куча листьев
Собрав листья в кучу, женщина пошла за мешками.
Вернувшись, она только и смогла, что выдохнуть: «О, нет!» – 7- летняя Бейли разбрасывала листья, которые летели на соседний участок. Как раз в этот момент подошла соседка.
– Бейли! Извинись перед миссис Джонс, а потом берись-ка за грабли и собери листья в ее саду.
Миссис Джонс погладила Бейли по плечу.
– О, ничего страшного. Я знаю, она не нарочно. Я сама соберу листья.
«Перекармливание» ______ Гиперопека ______ Попустительство
______
«Комендантский час»
В Бергвиле для детей младше 14 лет с 9 часов вечера по рабочим дням действует «комендантский час». Полиция не следит за соблюдением этого правила.
«Перекармливание» ______ Гиперопека ______ Попустительство
______
В Эймсвиле супруги Гарретт вслух критикуют полицию за то,
что она следит за соблюдением «комендантского часа».
«Перекармливание» ______ Гиперопека ______ Попустительство
______
Плыть против течения
Воспитание без избалованности сегодня можно уподобить плаванию против мощного течения. Такое впечатление, что все и вся плывут в другом направлении – идеи, распространяемые СМИ,
давление со стороны ваших детей и их друзей, осуждающие взгляды ваших сверстников. Но только преодоление встречного течения позволяет по-настоящему плавать. Так что держитесь изо всех сил и помните: случайное сползание на обочину не нанесет вреда, но постоянная езда по ненадежной дороге обычно заканчивается ущербом – и для тех, кого балуют, и для тех, кто балует.
РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО МАЛАЯ ЗАКВАСКА КВАСИТ ВСЕ
ТЕСТО?
1-е послание Коринфянам, 5:6
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Часть VII
Бабушки и дедушки балуют детей. Что
делать родителям?
29. Мама «против», бабушка «за»
«Дедовский ген»
МОЖНО ДАРИТЬ БЕЗ ЛЮБВИ, НО
МОЖНО ЛИ ЛЮБИТЬ БЕЗ ПОДАРКОВ?
Эми Кармайкл
Большинство бабушек и дедушек хотят что-то делать для внуков,
что-то им дарить. Этот импульс определенно идет от чистого сердца.
Но иногда дедушки и бабушки, тети и дяди своими подарками
«перекармливают» детей.
Люди, участвовавшие в нашем исследовании, оценили вклад бабушек в избалованность детей только в 4 %, а дедушек – и того меньше.
Но цифры не имеют значения, если проблема избалованных внуков существует в вашей семье. Приходится приспосабливаться.
«Дедовский ген»
• «Сегодня мой отец привез Джамалу трехколесный велосипед.
Мы хотели подождать с подарком до дня рождения, но он уже здесь.
Хотелось бы мне, чтобы папа вначале посоветовался с нами!»
• «Еще одна посылка из Сент-Луиса! Почему мои родители присылают Дженне столько подарков?!»
И действительно, почему? Дедушки и бабушки хотят дарить в основном по тем же причинам, что и родители (см. главу 25). Главное же, что они хотят дарить именно потому, что они – бабушки и
дедушки. Их мыслями, а часто и поступками движет «дедовский ген».
Мы придумали термин «дедовский ген», чтобы описать тот сложнейший набор биологических импульсов, который вызывает у людей желание дарить внукам.
Взрослые проходят через определенные стадии развития точно так же, как и дети. Исследования показывают, что некий внутренний импульс побуждает людей, особенно старше 50 лет, делиться своей мудростью, искать смысл жизни и рассказывать свои истории
[62]
Дедушки и бабушки испытывают сильную потребность в контакте с внуками. Возможно, «перекармливая», они пытаются усилить этот контакт.
Одна бабушка говорила: «Мои дети просят меня не дарить подарки так часто, но они не представляют, как часто я хочу что-то подарить, но не дарю! Я стараюсь, как могу, но ведь это в природе бабушек – стремление дарить внукам. Это моя работа!»
Уважайте намерения, смягчайте воздействие
Да, дарение – это работа бабушек и дедушек. Это развивающая задача позднего периода жизни – передавать по наследству семейные истории, помогать детям и внукам. Так что, родители,
думайте о том, как другие члены семьи могут делать подарки вашим детям, о способах, которые поддерживают их развитие. О способах,
которые помогают выстраивать отношения между бабушками и дедушками и внуками. Они не могут не дарить, поэтому говорите им,
что делать, а не останавливайте их.
Попросите бабушек и дедушек:
1. Учить ребенка особым навыкам: игре в шахматы, садоводству,
шитью, кататься на коньках, работе на компьютере, резьбе по дереву и т. п.
Мы придумали термин «дедовский ген», чтобы описать тот сложнейший набор биологических импульсов, который вызывает у людей желание дарить внукам.
Взрослые проходят через определенные стадии развития точно так же, как и дети. Исследования показывают, что некий внутренний импульс побуждает людей, особенно старше 50 лет, делиться своей мудростью, искать смысл жизни и рассказывать свои истории
[62]
Дедушки и бабушки испытывают сильную потребность в контакте с внуками. Возможно, «перекармливая», они пытаются усилить этот контакт.
Одна бабушка говорила: «Мои дети просят меня не дарить подарки так часто, но они не представляют, как часто я хочу что-то подарить, но не дарю! Я стараюсь, как могу, но ведь это в природе бабушек – стремление дарить внукам. Это моя работа!»
Уважайте намерения, смягчайте воздействие
Да, дарение – это работа бабушек и дедушек. Это развивающая задача позднего периода жизни – передавать по наследству семейные истории, помогать детям и внукам. Так что, родители,
думайте о том, как другие члены семьи могут делать подарки вашим детям, о способах, которые поддерживают их развитие. О способах,
которые помогают выстраивать отношения между бабушками и дедушками и внуками. Они не могут не дарить, поэтому говорите им,
что делать, а не останавливайте их.
Попросите бабушек и дедушек:
1. Учить ребенка особым навыкам: игре в шахматы, садоводству,
шитью, кататься на коньках, работе на компьютере, резьбе по дереву и т. п.