Файл: Джин Кларк, Конни Доусон, ДэвидБредехофт Много это сколько Как не избаловать.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети в любом возрасте принимают решения относительно того,
как устроена жизнь. Некоторые решения они сохраняют на потом, а другие меняют. А какие решения могут принимать ваши дети?
Следующее упражнение поможет вам об этом догадаться. Помните,
однако: ваши догадки – это только догадки, и вы должны искать показатели того, какие решения принимают ваши дети, радоваться им, когда это полезные решения, и противодействовать им, когда это не так.
Некоторые люди, которые, подобно Дино, в детстве и отрочестве получали любую одежду, какую хотели, приходят к выводам и решениям, мешающим им во взрослой жизни. Подумайте, какие решения могут принимать дети в следующих примерах, если им сходило с рук следующее:
У трехлетнего Тайлера полный шкаф одежды. Ему позволяют носить все, что ему нравится. Благие намерения родителей: мы хотим, чтобы ему было удобно и чтобы он мог сам решать, чего хочет. Одежда, которую Тайлер выбирает, чтобы пойти вместе с родителями на занятия для дошкольников, выглядит непривлекательно и не подходит для этой цели. Другие родители неодобрительно отзываются о его внешнем виде, и родители Тайлера смущаются. Когда они просят его не надевать эту одежду в следующий раз, он отвечает: «А я все равно буду,
потому что мне она нравится».
Возможное
решение
Тайлера:
__________________________________________________
4-летний Райан теряет свои ботиночки в парке. Тетушка просит найти их, но он отказывается искать: «У меня дома полным-полно ботиночек. Эти мне не нужны».
Решение
Райана:
__________________________________________________
Семилетнюю Саманту просят собрать разбросанную по полу одежду. «Не буду, – отвечает она, – потому что мне не нравится
эта одежда». Вещи остаются на полу.
Решение
Саманты:
__________________________________________________
13-летний Джефф бросает на сваленную в кучу одежду мокрые плавки. «Да подумаешь, – объясняет он. – Она же не новая».
Решение
Джеффа:
__________________________________________________
15-летнюю Брианну просят надеть что-нибудь более подходящее для свадебной церемонии, на которую приглашена семья. «А я надену это, – настаивает она, – потому что сейчас так модно».
Решение
Брианны:
__________________________________________________
16-летнему Хироши говорят, что теперь у него будет собственный бюджет на одежду, и просят расписать план своих трат. Он отказывается, поскольку знает, что получит больше вещей, если будет их выпрашивать тогда, когда они ему понадобятся. Родители уступают.
Решение
Хироши:
__________________________________________________
Рассмотрите следующие сценарии и подумайте, какие решения могли принимать взрослые герои этих ситуаций, когда были детьми.
Оливия, 32 года, «не может» носить одежду, которую купила в прошлом году, потому что она вышла из моды.
Детское
решение
Оливии:
__________________________________________________
35-летний Энтони не может найти то, что хочет надеть,
поскольку его шкаф беспорядочно набит вещами; поэтому он покупает все новое. Он покупает ее на распродажах при
Решение
Саманты:
__________________________________________________
13-летний Джефф бросает на сваленную в кучу одежду мокрые плавки. «Да подумаешь, – объясняет он. – Она же не новая».
Решение
Джеффа:
__________________________________________________
15-летнюю Брианну просят надеть что-нибудь более подходящее для свадебной церемонии, на которую приглашена семья. «А я надену это, – настаивает она, – потому что сейчас так модно».
Решение
Брианны:
__________________________________________________
16-летнему Хироши говорят, что теперь у него будет собственный бюджет на одежду, и просят расписать план своих трат. Он отказывается, поскольку знает, что получит больше вещей, если будет их выпрашивать тогда, когда они ему понадобятся. Родители уступают.
Решение
Хироши:
__________________________________________________
Рассмотрите следующие сценарии и подумайте, какие решения могли принимать взрослые герои этих ситуаций, когда были детьми.
Оливия, 32 года, «не может» носить одежду, которую купила в прошлом году, потому что она вышла из моды.
Детское
решение
Оливии:
__________________________________________________
35-летний Энтони не может найти то, что хочет надеть,
поскольку его шкаф беспорядочно набит вещами; поэтому он покупает все новое. Он покупает ее на распродажах при
закрытии крупных магазинов по привлекательным ценам. Что происходит с его кредитной картой? Лимит выбран.
Детское
решение
Энтони:
__________________________________________________
47-летняя Анна радуется своей одежде только тогда, когда надевает ее впервые. После этого она теряет к вещи интерес.
«Это платье старое, – говорит она. – Я его уже надевала». Все шкафы в доме битком набиты ее одеждой.
Детское
решение
Анны:
__________________________________________________
Если вы правильно определили решения, которые эти люди принимали в детстве, то чем это может для них обернуться 10 лет спустя? А 25 лет? Послушайте, что говорят трое избалованных в детстве взрослых.
Слово родителям
Балуете ли вы себя?
Иногда. В том, что касается одежды. Я знаю, что вещей у меня гораздо больше, чем мне нужно, и я почти ничего из этого не ношу. Почему так происходит? Ну, покупка одежды доставляет удовольствие и не создает для меня финансовых сложностей.
Но, если уж так задуматься, новая одежда вскоре теряет для меня привлекательность. Иногда она меня не удовлетворяет.
Такое впечатление, что я «никогда» не могу подобрать идеальную вещь. И понимаю, что именно в этой области меня в детстве (точнее, в подростковом возрасте) чересчур баловали родители.
Балуете ли вы себя?
Иногда. Такая у меня слабость: опустошить кредитные карты,
потом пополнить их – и начать все заново. Я пользуюсь всем,
Детское
решение
Энтони:
__________________________________________________
47-летняя Анна радуется своей одежде только тогда, когда надевает ее впервые. После этого она теряет к вещи интерес.
«Это платье старое, – говорит она. – Я его уже надевала». Все шкафы в доме битком набиты ее одеждой.
Детское
решение
Анны:
__________________________________________________
Если вы правильно определили решения, которые эти люди принимали в детстве, то чем это может для них обернуться 10 лет спустя? А 25 лет? Послушайте, что говорят трое избалованных в детстве взрослых.
Слово родителям
Балуете ли вы себя?
Иногда. В том, что касается одежды. Я знаю, что вещей у меня гораздо больше, чем мне нужно, и я почти ничего из этого не ношу. Почему так происходит? Ну, покупка одежды доставляет удовольствие и не создает для меня финансовых сложностей.
Но, если уж так задуматься, новая одежда вскоре теряет для меня привлекательность. Иногда она меня не удовлетворяет.
Такое впечатление, что я «никогда» не могу подобрать идеальную вещь. И понимаю, что именно в этой области меня в детстве (точнее, в подростковом возрасте) чересчур баловали родители.
Балуете ли вы себя?
Иногда. Такая у меня слабость: опустошить кредитные карты,
потом пополнить их – и начать все заново. Я пользуюсь всем,
что покупаю, но на самом деле мне не нужно столько вещей.
Каков результат избалованности в вашей жизни?
Я сам оплачиваю свои счета, но было бы здорово, если бы они не съедали полностью мою зарплату. Тогда мне было бы не так трудно копить деньги.
Балуете ли вы себя?
Да, и часто. Баловать себя – это часть моего образа жизни.
Это может быть и одежда, и еда, что угодно. Не то чтобы это мне сильно нравилось – избалованность опустошает, заставляя меня чувствовать, что я не в состоянии контролировать свою жизнь.
Каков результат избалованности в вашей жизни?
Я сам оплачиваю свои счета, но было бы здорово, если бы они не съедали полностью мою зарплату. Тогда мне было бы не так трудно копить деньги.
Балуете ли вы себя?
Да, и часто. Баловать себя – это часть моего образа жизни.
Это может быть и одежда, и еда, что угодно. Не то чтобы это мне сильно нравилось – избалованность опустошает, заставляя меня чувствовать, что я не в состоянии контролировать свою жизнь.
Как трое родителей сражаются с чудовищем под именем
«излишек одежды»
Рассмотрите следующие воспитательные стратегии.
32 платьица
Маленькая Алиса – первая внучка для бабушек и дедушек с обеих сторон. Наконец-то появилась возможность покупать маленькие хорошенькие платьица! Тетя Эмма, которая приезжала погостить из другого города и собиралась,
вернувшись домой, прислать в подарок племяннице платье,
заглянула в шкаф Алисы, чтобы посмотреть, что девочке нужно.
И что же она увидела? 32 маленьких платьица, каждое на своей миниатюрной вешалке, чистенькие, аккуратно развешанные –
кружевные, с цветочками, вечерние, с рюшечками, с кружевами, с матросскими воротничками. Тетя Эмма обратилась к маме Алисы:
– Дженнифер, расскажи-ка мне, откуда у Алисы столько платьев?
Дженнифер рассмеялась:
– Правда, миленькие? И все до единого – подарки!
– Чудесно, но я-то вижу, что Алиса обычно носит комфортную и практичную одежду для игр.
– Знаешь, я веду учет, кто какое платье прислал, и слежу,
чтобы Алиса, когда мы встречаемся с кем-то из родственников,
надевала именно то платье, которое он подарил. Я обязательно благодарю дарителя и поощряю Алису тоже говорить
«спасибо».
– Как ты хорошо придумала! Знаешь, я собиралась прислать
Алисе платьице, но теперь думаю, что лучше подарить ей
книжку.
Дженнифер снова рассмеялась:
– Вот спасибо, какая ты умница!
Если Дженнифер будет последовательно применять твердую систему в обращении с одеждой, как вы думаете, какие решения
Алиса будет принимать в этой области? И будет ли она ценить чужие подарки?
Дженнифер снова рассмеялась:
– Вот спасибо, какая ты умница!
Если Дженнифер будет последовательно применять твердую систему в обращении с одеждой, как вы думаете, какие решения
Алиса будет принимать в этой области? И будет ли она ценить чужие подарки?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Наряды
У Белинды трое детей – четырех, шести и девяти лет. Для каждого Белинда выбирает парадную одежду. Когда ребенок вырастает из очередного наряда, его заменяют. Когда возникает необходимость, Белинда, к примеру, объявляет: «Сегодня мы едем праздновать годовщину свадьбы дедушки и бабушки.
Пора принарядиться, так что наденьте свои выходные наряды,
те, которые хранятся в чехлах на молнии. Поскольку на обратном пути домой мы заедем в парк, сложите в рюкзаки одежду для игр, чтобы вы могли переодеться в машине».
Если Белинда будет последовательно учить детей выбирать подходящую к случаю одежду, то какие навыки они, скорее всего,
разовьют?
Планирование гардероба
Абигейл помогала родителям выбирать для себя одежду в течение трех лет. Ей интересно играть с цветами и их сочетаниями, кроме того, она любит раскладывать вещи по местам и приводить их в порядок. Теперь, когда ей
исполнилось 12 лет, она уверена, что способна подбирать собственный гардероб самостоятельно, и просит, чтобы ей выделяли на это деньги. После некоторых размышлений родители решают в начале каждого сезона выдавать ей некоторую сумму на белье, носки, юбки, брюки и топы. Каждый сезон Абигейл должна представлять на их одобрение текущий план покупок, и один из родителей едет с дочкой по магазинам и помогает ей. На туфли, сапоги, верхнюю одежду и наряды для торжественных случаев деньги не выделяются, эти вещи они выбирают вместе.
Какие уроки усвоит Абигейл? Будет ли она понимать смысл слова
«достаточно»? Какие решения она может принимать?
Материнское самопожертвование
Что можно сказать о трате непропорциональной части семейного дохода на детскую одежду? Конечно, детям нужна адекватная одежда, но жертвы родителей ради того, чтобы одевать детей лучше себя, могут провоцировать у детей тревожность, – как это выяснила мама Кристины.
Семилетняя Кристина объявила маме, что ни за что не будет становиться взрослой. Это заявление застало врасплох мать- одиночку, которая изо всех сил старается обеспечить своих троих детей всем необходимым и помочь им благополучно вырасти.
– Боже мой! Ты не собираешься расти? Почему? Зачем ты так говоришь?
Кристина отвела взгляд:
– Ты никогда не покупаешь себе новую одежду, мама. У всех нас есть новая одежда. А у тебя нет. Я не хочу расти.
Какие уроки усвоит Абигейл? Будет ли она понимать смысл слова
«достаточно»? Какие решения она может принимать?
Материнское самопожертвование
Что можно сказать о трате непропорциональной части семейного дохода на детскую одежду? Конечно, детям нужна адекватная одежда, но жертвы родителей ради того, чтобы одевать детей лучше себя, могут провоцировать у детей тревожность, – как это выяснила мама Кристины.
Семилетняя Кристина объявила маме, что ни за что не будет становиться взрослой. Это заявление застало врасплох мать- одиночку, которая изо всех сил старается обеспечить своих троих детей всем необходимым и помочь им благополучно вырасти.
– Боже мой! Ты не собираешься расти? Почему? Зачем ты так говоришь?
Кристина отвела взгляд:
– Ты никогда не покупаешь себе новую одежду, мама. У всех нас есть новая одежда. А у тебя нет. Я не хочу расти.
В тот же день мама наклеила на пустую банку ярлычок
«мамино новое пальто», поставила банку возле раковины в ванной и начала складывать в нее мелочь. «Знаешь, я-то думала, что веду себя как хорошая мама, – призналась она подруге. – Мне и в голову не приходило, что я внушаю своим детям такие мысли».
Этой матери, которая сама не была избалована в детстве, было нетрудно призвать свои благие намерения и направить их в более продуктивное русло.
Дар от чистого сердца
Мама выбирала для пятилетней Марии нужные ей нижние рубашечки, и тут девочка заметила на полке красивый детский бумажник. «Я его хочу! Он мне нужен!» Сначала она просила спокойно, а потом принялась громко требовать.
Мама соображала быстро. Не слишком ли это дорогая покупка? Не слишком. Нужен ли Марии бумажник? Пятилетним детям бумажники не нужны. Кроме того, Мария уже получила один бумажник в подарок от тети. Мама отказалась его покупать. Мария разрыдалась. Тогда мама проговорила тихо, но твердо: «Ты ведешь себя, как избалованная девочка. Перестань.
Мы идем домой». Мария надулась.
В тот вечер мама и папа коротко посовещались между собой,
а потом папа велел Марии взять ее бумажник и идти с ним на прогулку. Когда они подошли к магазину подарков, он проговорил непринужденным тоном:
– Мария, я очень расстроен той сценой, которую ты устроила маме сегодня днем из-за бумажника. Ты ведь знаешь, что тебе полагается быть помощницей в семье, а не нытиком.
Он напомнил дочери, что завтра у мамы день рождения.
Объяснил ей, что такое подарок от чистого сердца, потом
сказал, что поможет Марии выбрать подарок, который ее сердечко захочет подарить своей маме, и добавил, что этот подарок должен быть куплен на ее собственные деньги. В
кошельке девочки лежало всего 3 доллара 19 центов, поэтому искать подходящий подарок пришлось долго.
Наконец Мария нашла красивый ластик, подумав, что ее мама-художница порадуется такому подарку и найдет ему применение. На покупку должны были уйти почти все деньги
Марии, и она нерешительно задумалась. Папа сказал:
«Прислушайся к своему сердечку», – и девочка купила ластик.
По дороге домой папа больше ни словом не упоминал о дневном неприятном происшествии, зато сказал, что решение
Марии его порадовало. Весь оставшийся путь они увлеченно перепрыгивали через трещины в тротуаре.
Дома Мария подбежала к маме и попросила прощения.
После этого она объявила, что у нее есть «важное дело», и ушла в свою комнатку, чтобы раскрасить оберточную бумагу для ластика и приготовить настоящий подарок для мамы.
Чему научил Марию папа? Подумайте о следующих проблемах
«чувства права»:
• Трудно научиться откладывать удовлетворение
• Трудно отказаться от стремления всегда быть центром внимания
• Трудно добиться компетентности в повседневных навыках
• Отсутствие навыков заботы о себе
• Неадекватные навыки общения с другими
• Трудно принять личную ответственность
• Трудно развить ощущение личной индивидуальности
• Трудно понимать, что такое «слишком много»
• Трудно понимать, что нормально для других людей
Эти мама и папа многому научили свою дочку за один день.
Мария больше не заговаривала о бумажнике, который ей так
кошельке девочки лежало всего 3 доллара 19 центов, поэтому искать подходящий подарок пришлось долго.
Наконец Мария нашла красивый ластик, подумав, что ее мама-художница порадуется такому подарку и найдет ему применение. На покупку должны были уйти почти все деньги
Марии, и она нерешительно задумалась. Папа сказал:
«Прислушайся к своему сердечку», – и девочка купила ластик.
По дороге домой папа больше ни словом не упоминал о дневном неприятном происшествии, зато сказал, что решение
Марии его порадовало. Весь оставшийся путь они увлеченно перепрыгивали через трещины в тротуаре.
Дома Мария подбежала к маме и попросила прощения.
После этого она объявила, что у нее есть «важное дело», и ушла в свою комнатку, чтобы раскрасить оберточную бумагу для ластика и приготовить настоящий подарок для мамы.
Чему научил Марию папа? Подумайте о следующих проблемах
«чувства права»:
• Трудно научиться откладывать удовлетворение
• Трудно отказаться от стремления всегда быть центром внимания
• Трудно добиться компетентности в повседневных навыках
• Отсутствие навыков заботы о себе
• Неадекватные навыки общения с другими
• Трудно принять личную ответственность
• Трудно развить ощущение личной индивидуальности
• Трудно понимать, что такое «слишком много»
• Трудно понимать, что нормально для других людей
Эти мама и папа многому научили свою дочку за один день.
Мария больше не заговаривала о бумажнике, который ей так
хотелось получить, – значит, она уловила неудовольствие матери и научилась откладывать удовлетворение. Фокус внимания сместился с Марии на другого человека. Мария получила первый урок компетентного шопинга. Умение тратить деньги в пределах своих средств – это проявление ответственности. И еще Мария получила подкрепление своей личной индивидуальности как члена семьи,
вносящего вклад в общее дело, а не требовательного и вечно ноющего потребителя. А ведь вместо всех этих важных уроков
Мария могла получить всего лишь второй бумажник. Как Марии повезло! Ставить потребности ребенка на первое место, отличая их от желаний, – это величайший дар, который могут вручить ребенку родители.
вносящего вклад в общее дело, а не требовательного и вечно ноющего потребителя. А ведь вместо всех этих важных уроков
Мария могла получить всего лишь второй бумажник. Как Марии повезло! Ставить потребности ребенка на первое место, отличая их от желаний, – это величайший дар, который могут вручить ребенку родители.
Непреднамеренное воздействие
Некоторые родители, которых сильно баловали в детстве, не обладают надежным инстинктивным знанием о том, как надо быть решительными родителями. И менять себя им отнюдь не легко.
Возможно, им придется всерьез пересмотреть представления о том,
кто и за что должен быть ответствен в семье. В ходе нашего исследования родители, которых сильно баловали в детстве,
позволяя иметь им любую одежду, которую они хотели, так же говорили нам следующее:
• В нашей семье решения принимают дети
[8]
• Правила в нашей семье изменчивы.
• Временами я чувствую себя ни на что не годным.
Подумайте о воздействии детских решений этих людей на то, как они теперь воспитывают своих собственных детей. Как возможность
«получать любую одежду, какую я хотел» могла повлиять на воспитательную практику взрослых людей, которые теперь позволяют своим детям принимать все решения? А какой вклад она внесла в необязательность правил? И как она могла привести к чувству собственной неадекватности («ни на что не годен»)?
Конечно, не этого хотели для своих детей благонамеренные родители. Те из нас, кто задаривает ребенка одеждой, считая, что это сделает его счастливым и, может быть, поднимет его самооценку,
наверное, изменят свое мнение, если оценят то нежеланное и непреднамеренное наследие, которое они оставляют своим детям и детям своих детей.
СЧАСТЬЕ – ЭТО ТРАНЗИТНАЯ ОСТАНОВКА МЕЖДУ
«СЛИШКОМ МНОГО» И «СЛИШКОМ МАЛО».
Ченнинг Поллок