Файл: Джин Кларк, Конни Доусон, ДэвидБредехофт Много это сколько Как не избаловать.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для взрослых, исправляющих последствия того, что у них
было слишком много одежды
Если у вас избыток одежды, спросите себя:
1. Что я делал с одеждой в детстве?
2. Определяется ли мое представление о себе моим отношением к одежде?
3. Нормально ли носить старую одежду?
4. Стоит ли тратить столько денег на одежду в моей финансовой ситуации?

8. Так много дел, так мало времени
В детстве родители перегружали мое
расписание
МНЕ СЕЙЧАС НЕКОГДА РАЗГОВАРИВАТЬ.
Я ДОЛЖЕН ИДТИ.
15-летний подросток
Родители, считая праздность матерью всех пороков и желая обеспечить детям качественное обучение, порой перегружают их расписание – словом, «драмкружок, кружок по фото, хоркружок –
мне петь охота»… Родители почти не видят детей дома, сам дом становится в сознании ребенка просто местом для ночлега.
В своих книгах «Вдумчивая семья» (The Intentional Family)
и «Заберите назад своих детей» (Take Back Your Kids)
[9]
Уильям
Доэрти предостерегает родителей, говоря о том, что в наши дни расписание многих детей перегружено занятиями вне семьи,
оставляя на семейное общение слишком мало времени.
Ученица выпускного класса школы Александра регулярно уезжает из дома в 5.45 утра, чтобы до школы успеть на занятия танцами в стиле кантри. После вечерних спортивных игр, репетиций или вечеринок она добирается домой когда в 10, а когда и в 11 вечера.
Потом ей еще нужно сделать домашние задания. У Александры нет времени ни на общение, ни на выполнение обязанностей по дому.
Помните: отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства было самой частой жалобой взрослых, которых избаловали в детстве
[10]
Перегрузка расписания и родительская требовательность:
раннее начало

После школы 7-летний Зак отправился на плавание, а в половине седьмого – на скрипку. Когда учитель музыки сказал, что мальчик не занимается и не старается, Зак расплакался. Его мать решила найти другого учителя, который будет «больше любить детей».
Перегрузка расписания и чрезмерная сосредоточенность на
«достижениях» могут вредить детям. Брэд Стейнфилд, автор книги
«Как пролить свет на психические болезни детей» (Shedding Light on
Mental Illness in Children)
[11]
, выяснил, что попытки добиться совершенства во многих сферах, вместо того чтобы по-настоящему наслаждаться одним-двумя занятиями, могут привести к психическому расстройству.
Можно ли назвать это избалованностью? Применим «тест четырех».
1. Можно ли сказать, что слишком большое количество видов деятельности или излишняя сосредоточенность на идеальном результате не дает ребенку усваивать жизненные уроки,
приемлемые для их возраста?
2. Поглощают ли эти занятия непропорциональное количество семейных ресурсов?
Времени?
Физической энергии?


Эмоциональной энергии? Денег?
3. Кому на самом деле нужны эти виды деятельности?
4. Вредит ли другим людям переизбыток видов деятельности?
Ох уж эти благие намерения! Маме Зака необходимо пересмотреть приоритеты, разгрузить расписание сына и дать ему передохнуть – ему всего семь лет! Если внесемейные занятия становятся важнее, чем семья, дети упускают важные возможности.
14-летняя Рейчел заметила: «Для меня лучшая часть лета – это те две недели, которые я провожу у бабушки и дедушки. Дома у меня каждый день заполнен уроками или спортом. А у бабушки мы не занимаемся ничем особенным, только повседневными делами, зато много разговариваем обо всем».
В наши дни расписание многих семей перегружено
внесемейными занятиями и недогружено внутрисемейным
общением.
Родители перегружали мое расписание
Задумаемся, насколько соблазнительны имеющиеся предложения.
Всмотритесь в расписание занятий ваших детей, составьте список предложений, которые могут быть полезны и интересны детям.
Попросите их дополнить этот список.
Вот список возможных занятий на февраль детей Шрейдеров из
Миннесоты:
• Горные лыжи
• Лыжный кросс
• Коньки
• Сноубординг
• Скейтбординг
• Плавание
• Акробатика
• Балет

• Джазовый танец
• Чечетка
• Курсы бебиситтеров
• Изостудия
• Игра на музыкальных инструментах
• Вокал
• Хор
• Бойскауты
• Герлскауты
• Турпоходы
• Детский театр
Добавьте в этот список занятия, уже ставшие регулярными для этой семьи:
• Пешие походы
• Поездки в зоопарк
• Поездки в библиотеку
• Визиты к бабушке и дедушке
• Шопинг
Добавьте занятия, которым они иногда посвящают свой досуг:
• Игры с мячом
• Вечеринки в честь дней рождений
• Праздничные вечеринки
• Посещение творческих вечеров
• Кино
• Свадьбы
Добавьте к этому поездки:
• К стоматологу
• К терапевту
• К окулисту
• К логопеду

Все эти занятия кажутся приятными, полезными или радостными.
Поэтому так легко соблазниться и избаловать детей перегрузками.

Свободное время
«Но, – возразил один родитель, – ведь время есть, почему бы его не загрузить?» Как бы не так! Участникам нашего исследования,
например, время требовалось, чтобы…
• решить, чем заниматься;
• ничего не делать;
• потусоваться.
И те взрослые, у которых было в детстве свободное время, могли потратить его… чтобы удивляться… чтобы задуматься, видят ли другие люди цвета и краски так же, как они сами… чтобы мечтать…
чтобы думать.
Время, чтобы думать
Энис, обсуждая с мужем какой-то философский вопрос,
заметила:
– Я задумывалась об этом уже со своих четырех лет.
– Ты и прежде так говорила. Должно быть, ты была очень умным ребенком.
– Не знаю… Я росла на ферме, мне там не с кем было играть,
зато было много времени, чтобы думать.
Мы не предлагаем вам изгнать приятелей по играм из жизни своих детей; просто подумайте о том, как сбалансировать ваше семейное расписание.
В поисках баланса
Шрейдеры не стали составлять список занятий и решили, что у каждого ребенка должно быть время на…
• работу по дому;


• выполнение школьных заданий;
• чтение;
• разговоры;
• тусовки с друзьями;
• размышления.
И сократили время просмотра телевизора!
На чем могут сыграть дети
Когда родители слишком балуют детей, пользуются ли этим дети,
чтобы получить то, чего они хотят? Участники нашего исследования отвечали: «Да, и часто». В конце концов дети ведь работают с тем,
что предлагает семейная система. Приятное ли чувство возникает у детей из-за того, что они получают так много? У некоторых – да.
Существует ли какая-то цена, которую надо платить за то, что получаешь так много? Да. Некоторым детям приходилось разрабатывать определенные линии поведения или хранить секреты
– причем иногда это были очень трудные секреты,
сопровождавшиеся ощущением вины. У многих возникало чувство замешательства, растерянности или стыда. Прислушайтесь к следующим высказываниям избалованных взрослых.
Слово родителям
Баловали ли вас родители потому, что вы умели
манипулировать ими путем
послушания или благодарности?
✓ Да, часто.
Приходилось ли вам как-то расплачиваться за это
потакание?
✓ Да. Потакание было платой за сотрудничество и гарантировало, что я не уйду из семьи. Родители рассчитывали,
что я останусь в семье.
Были ли наряду с потаканием такие области, в которых вы
не получали достаточно?
✓ Да. Я получал недостаточно любви. Мне было мало времени, проведенного с родителями.
Как вы считаете, какие идеи внушают родители детям, когда
балуют их?
✓ Не становись взрослым.
✓ Не будь тем, кто ты есть; не будь компетентным.
✓ Потребности взрослого важнее, чем потребности ребенка.
Потребности детей важнее, чем потребности взрослых (вариант ответа зависел от типа избалованности).
✓ Невозможно одновременно удовлетворить потребности нас обоих.
✓ Любовь обусловлена тем, что ты принимаешь потакание.
✓ Не мысли самостоятельно.
✓ Говорить «нет» нехорошо.
✓ Не рассчитывай на четкие границы.
✓ Не проси о том, что тебе нужно.
Родители этих людей вовсе не старались внушить им в детстве такие идеи. Родителям нужно держаться за свои благие намерения и заботиться о том, чтобы воздействие наших поступков было позитивным.
ВАЖНО ДАВАТЬ ДЕТЯМ ТО, ЧТО ИМ НУЖНО. ДАВАТЬ ДЕТЯМ
ВСЕ, ЧЕГО ОНИ ХОТЯТ, – ОПАСНО.
Берни Саундерс
Для взрослых, исправляющих последствия перегруженного
расписания

Если вы не удовлетворены своим расписанием, попробуйте подумать о следующем:
1. Нужно ли мне постоянное ощущение занятости, чтобы хорошо относиться к себе? Ведите учет своих рабочих часов. Стремитесь к равновесию. Действительно ли вы занимаетесь тем, чем хотели бы?
2. Достаточно ли я сплю? (Этот вопрос неактуален, если в семье есть младенец!)
3. Сколько времени я принадлежу самому себе – слишком мало,
ровно столько, сколько нужно, или слишком много?
4. Есть ли среди моих занятий такие, которые можно исключить,
урезать на треть или вполовину?
5. Уделяю ли я семье достаточно времени или слишком много? А
друзьям?
6. Не сократить ли время, которое я провожу перед экраном телевизора или компьютера и т. п.?
Вы когда-нибудь в детстве манипулировали взрослыми, чтобы получить то, чего вам хотелось? Если да, пошло ли это вам на пользу? Продолжаете ли вы делать это, став взрослым? Если да,
можно ли сказать, что это вам на пользу? Если нет, постарайтесь просить о том, чего хотите, более прямым способом.


9. Хватит – это сколько?
Я не знаю, что значит «хватит»
ПОНИМАТЬ,
ЧТО
ИМЕЕШЬ
ДОСТАТОЧНО,

ЗНАЧИТ
БЫТЬ
БЕЗМЕРНО БОГАТЫМ.
Лао-цзы
«Ну, все, хватит! Марш играть на улицу!» Уровень шума стабильно повышался, несмотря на вежливые просьбы матери играть потише.
Мать дала ясно понять, что «с нее хватит»; но что это такое
хватит?
Я не знаю, что такое «хватит»
«Я не знаю, что такое “хватит”» – вот частая жалоба взрослых,
которых избаловали в детстве
[12]
. Если объединить их высказывания,
получится бесконечный список.
Хватит денег? Хватит одежды? Игрушек? Электронных игр? Еды?
Спиртного? Машин? Работы? Отдыха?
Понятие «хватит» используется применительно к количеству
чего-то, и это количество бывает то меньше, то больше.
У одних только одна проблемная область; у других – две-три,
третьи страдают от ощущения непонимания, что такое «хватит», во всем.
Слово родителям

Трудно ли вам, став взрослым, понять, что такое «хватит»
или что такое «нормально»?
✓ Да. Особенно в отношениях: я слишком многого хочу от своего партнера.
✓ Да. Я покупаю больше одежды, чем ношу, больше книг, чем читаю. Я хочу отделать дом, как конфетку, чтобы получить одобрение других. Я трудоголик. Порой я чувствую, что не заслуживаю игры или отдыха, потому что не завершил работу.
✓ Да. В частности, я не понимаю, что такое «хватит»
в области секса, готовки и потребления спиртного.
Родители также сталкиваются с вопросом: «Хватит – чего?»
Подумайте о способах показать детям любовь:
• Физическое прикосновение.
• Одобрительные слова.
• Плодотворно проведенное вместе время.
• Подарки.
• Услуги.
В число услуг могут входить уборка за ребенком игрушек,
упаковка его школьного обеда, стирка его одежды. То есть любое дело, которое ребенок должен делать для себя сам.
Гэри Чэпмен и Росс Кэмпбелл, авторы книги «Пять путей к сердцу ребенка» (The Five Love Languages of Children)
[13]
, полагают, что у каждого ребенка есть предпочтительный способ выражения любви.
Поэтому ребенка, который предпочитает прикосновения, подарки могут угнетать, а ободряющие слова он может принять, если они сопровождаются объятием, поглаживанием, щекоткой и т. д.
Но мы не можем определить эти различия до тех пор, пока не поймем, что такое «хватит».

Слишком мало, хватит, изобилие, слишком много
Попробуйте думать о понятии «хватит», разместив его на шкале с делениями от «слишком мало» до «слишком много». «Слишком мало» – это недостаточность, а «слишком много» указывает на избалованность. Создайте собственное описание каждого слова или придумайте собственные определения:
Слишком
мало
_______________________________________________________________
Хватит
_______________________________________________________________
Изобилие
_______________________________________________________________
Слишком
много
_______________________________________________________________
Тодд и Ева придумали следующие общие определения:
• СЛИШКОМ МАЛО – это когда нет адекватных ресурсов для поддержания здоровья, жизни или безопасности.
• ХВАТИТ – это когда есть все, что необходимо, и можно об этом не беспокоиться.
• ИЗОБИЛИЕ – это наличие излишка, который делает жизнь более приятной, радостной или интересной. Этот излишек можно разделить с другими или раздать.
• СЛИШКОМ МНОГО – это постоянное изобилие, которое больше не вызывает ни чувства благодарности, ни удовольствия.
Грейс создала собственные описания, взяв примеры, связанные с
пищей и ее поглощением:
• СЛИШКОМ МАЛО – это когда у тебя так мало пищи, что теряешь вес, силы и здоровье.


• ХВАТИТ – это когда у тебя такое количество пищи, которое помогает поддерживать здоровье и стабильный вес.
• ИЗОБИЛИЕ – это возможность время от времени просто полакомиться.
• СЛИШКОМ МНОГО – это когда ешь больше, чем необходимо, не будучи голодным, чтобы заглушить печаль или страх или чтобы угодить кому-то другому.
Натан написал о контроле и власти:
• СЛИШКОМ МАЛО – это не управлять своей жизнью, позволяя другим управлять ею.
• ХВАТИТ – это сознательно поступать правильно для себя и других.
• ИЗОБИЛИЕ – это возможность делать еще что-то помимо необходимого: то, что хочется или нравится.
• СЛИШКОМ МНОГО – это жестоко повелевать другими.
Кэрол написала о приятном возбуждении:
• СЛИШКОМ МАЛО – значит жить серой жизнью, когда каждый день похож на другой.
• ХВАТИТ – это когда новые впечатления разнообразны и стимулируют на преодоление трудностей.
• ИЗОБИЛИЕ – это когда есть по-настоящему памятные пиковые переживания.
• СЛИШКОМ МНОГО – это такая привычка к адреналину, что,
когда жизнь становится спокойной, кажется, будто чего-то не хватает, и хочется как-то «добавить перца», даже если мешаешь или вредишь другим.
Можно попросить членов семьи написать свои определения, а затем сравнить их.
Как дети усваивают понятие «хватит»?

К сожалению, у родителей нет подробного руководства, которое рассказало бы, как преподать ребенку понятие «достаточно». Мы шаг за шагом учим детей навыкам обращения с деньгами, поведения за столом, сколачивания скворечника, вождения машины, но у нас нет никакой сводной таблицы, которая могла бы подсказать нам, что мы уже достаточно научили их понимать, что такое «достаточно» или
«хватит».
Быть избалованным – значит не только иметь больше, чем
достаточно; это даже больше, чем изобилие.
Мы обучаем этому неформально, по кусочку, по капле, когда возникает подходящая ситуация. Мы понимаем, что дети усвоили урок, когда они воспроизводят его сами.
Пока – достаточно
Тринадцатилетний Кристиан переживал фазу бурного роста –
прибавил 10 см за один год. Выросли руки, ступни, даже голова стала крупнее. Ему часто приходилось полностью заменять гардероб, от обуви до головных уборов.
Однажды мама обратила внимание сына на распродажу джинсов.
МАМА: Кристиан, смотри-ка, у них сейчас распродажа. Тебе нужны новые джинсы?
КРИСТИАН: Нет, не надо, не покупай. У меня есть три пары, и они в полном порядке. Ты же знаешь, через три месяца все они станут мне малы, и снова понадобится все новое.
Кристиан дал своей маме понять: он понял, что такое «достаточно одежды» в его текущей ситуации.
Постепенно учимся понимать, что такое «хватит»