Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающегося.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется однопиковый годичный цикл с темя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и летние и зимние соревнования) двухпиковый и т.д.
Годичное планирование включает три основных периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
При обычном годичном планировании подготовительный этап идет с января до середины апреля, после чего спортсмены выходят на соревнования различного уровня (примерно до октября месяца). После соревновательного периода идет переходный, где спортсмены восстанавливаются, интенсивность, и количество тренировок снижается.
При сложном годичном планировании после соревновательного периода следует сразу подготовительный, где спортсмены без перерыва, без восстановительного периода готовятся к соревнованиям нового уровня. Естественно, двухпиковая, трехпиковая, многопиковая кривые требуют большей мобилизации сил. Но, в любом случае, к концу календарного года спортсмены приходят к переходному периоду.
Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях.
Текущее планирование в основном и спортивных отделениях значительно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном – соревновательные упражнения.
Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, – определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.
Современные технические средства позволяют оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакции основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств.
Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои отличия. (Например, разница в техническом исполнении заранее выученной двухминутной программы по спортивной аэробике при разном ударном музыкальном сопровождении).
Вопрос 5. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта Спортивная классификация предусматривает следующие задачи:
1) способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся спортом;
2) устанавливать разрядные нормы и требования, а также условия их выполнения;
3) определять порядок присвоения спортивных званий и разрядов в соответствии с уровнем развития спорта в стране и в мире и задачами, стоящими перед конкретным видом спорта;
4) содействовать развитию видов спорта, совершенствовать систему проведения соревнований. В соответствии с разрядными нормами и требованиями классификации спортсменам присваиваются спортивные звания и разряды.
Спортивные звания:
«Мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «Гроссмейстер России».
«Мастер спорта России» (МС), «Мастер спорта России (по национальному виду спорта» Спортивные разряды:
«Кандидат в мастера спорта» (КМС);
Первый разряд;
Второй разряд;
Третий разряд;
Первый юношеский разряд;
Второй юношеский разряд;
Третий юношеский разряд.
Разрядные нормы и разрядные требования устанавливаются с учетом особенностей развития вида спорта, пола и возраста спортсменов. Они определяются показателями, предусмотренными классификацией по виду спорта. Возрастные группы участников соревнований – взрослые, молодежь, юниоры, юноши разных возрастов определяются правилами соревнований международных федераций.
В видах спорта, не имеющих международных объединений – правилами всероссийских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта. Каждый студент независимо от его уровня спортивной подготовленности должен знать нормативы и требования спортивной классификации по избранному виду спорта. Это необходимо для общего кругозора применительно к данному виду спорта.
Обязательным правилом для студентов, занимающихся в основном и спортивном отделениях, является знание правил соревнований по избранному виду спорта С разрядными требованиями можно ознакомиться на примере оздоровительной аэробики Мастер спорта России международного класса – занять: 1-4 место в отдельных видах на чемпионате мира 1-2 место в отдельных видах на чемпионате Европы или международных соревнованиях категории «А», в которых участвовало не менее 10 стран.
Мастер спорта России – занять: 1-3 место или набрать18 баллов один раз на соревнованиях группы 1 или 3 раза в течение года на соревнованиях группы 2, где в номинации участвовали не менее 10 спортсменов.
Кандидат в мастера спорта – набрать: 17 баллов на соревнованиях 1 или 2 группы, при условии участия не менее 8 спортсменов в данном виде соревнований.
Первый разряд – набрать: 16 баллов дважды на соревнованиях группы 3, при условии участия не менее 6 участников в данном виде соревнований;
Второй разряд – набрать: 15 баллов на соревнованиях, где в номинации участвовало не менее 8 спортсменов.
Третий разряд – набрать: 14 баллов на соревнованиях, где в номинации участвовало не менее 8 спортсменов. Условия выполнения разрядных требований Для выполнения разрядных нормативов необходимо выполнение произвольной композиции, включающей обязательные элементы и отвечающей «Правилам соревнований по спортивной аэробике ФИЖ».
Мальчики и девочки могут выступать по программе третьего разряда с 7 лет, второго разряда – с 10 лет, первого разряда – с 11 лет. Юноши и девушки могут выступать по программе в кандидатов в мастера спорта России с 14 лет; мастера спорта России с 16 лет.
Мастер спорта России присваивается юношам и девушкам с 16 лет. Разряды, выполненные на соревнованиях групп 1 и 2, присваиваются при условии, что квалификация судей соответствует общепринятым нормативам. Главный судья, арбитры – не ниже республиканской категории. Деление соревнований на группы Группа «А» – соревнования, входящие в календарь
Международной федерации аэробики, включая европейскую федерацию аэробики.
Группа 1 – чемпионат России, Кубок России.
Группа 2 – открытые чемпионаты, кубки субъектов Российской Федерации, первенства России, всероссийские турниры и международные соревнования, внесенные в Единый календарь план спортивных мероприятий.
Группа 3 – чемпионаты, первенства и Кубки республик, городов и областей Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Группа 4 – чемпионаты и первенства ДСО и ведомств. Выбор индивидуального вида спорта, той или иной системы физических упражнений зависит, прежде всего, от мотивации человека.
В большинстве случаев у юношей сильно выражено стремление добиться через занятия спортом самоутверждения, социального признания, хорошего развития физических качеств.
У девушек, как правило, преобладает желание иметь красивое телосложение. В целом мотивы, побуждающие к занятиям спортом вообще и к выбору одного из них в частности, могут быть различны.
Однако целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить с использованием различных видов спорта или систем физических упражнений. При этом, прежде всего, рекомендуются наиболее общедоступные виды спорта, в основном циклические, менее других требующие высокого уровня спортивной подготовленности, а также наиболее популярные игровые виды спорта, если занимающиеся уже обладают достаточным уровнем практических навыков в данном виде спорта.
Физическая культура и спорт Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Глоссарий
Антропометрические стандарты – средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии).
Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.
Врачебно-педагогический контроль – контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, который состоит из совместных наблюдений врача и преподавателя физической культуры или тренера непосредственно во время занятий, тренировок и соревнований.
Самоконтроль – самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Физическое развитие – изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
Вопрос 1.
Самоконтроль, его цели, задачи и методы На протяжении всего периода обучения осуществляется физическое воспитание, которое проходит в разнообразных формах, они взаимосвязаны между собой и являются единым процессом физического воспитания.
Основной формой физического воспитания выступают учебные занятия.
Занятия проводятся преподавателями физического воспитания и отражаются в учебных планах. При самостоятельном занятии спортом и физической культурой учебный материал усваивается лучше, происходит увеличение общего времени занятия физическими упражнениями, процесс физического совершенствования ускоряется.
Самостоятельные занятия – это один из путей внедрения спорта и физической культуры в быт и отдых учащихся.
Также организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными занятиями обеспечивают оптимальную эффективность и непрерывность физического воспитания. Данные занятия могут организовываться во внеучебное время, например, в секциях.
Благодаря физическим упражнениям, которые осуществляются в режиме дня, происходит укрепление здоровья, оздоровление условий учебного труда, повышение работоспособности, а также увеличивается время на физическое воспитание.
Посредством массовых физических и спортивных мероприятий происходит укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности молодежи, ее привлечение к регулярным занятиям спортом и физической культурой.
Данные мероприятия организуются в оздоровительно-спортивных лагерях, в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, во время учебных практик, лагерных сборов.
Обязательной составной частью здорового образа жизни должны быть самостоятельные занятия спортом.
Но к самостоятельному занятию физической культурой нужно подойти серьезно, для этого необходимо получить рекомендации по режиму физической подвижности у врача.
За счет регулярных занятий физической культурой улучшается работоспособность всех органов и систем, усиливаются обменные процессы, увеличивается объем мышц, тренируется сердечно-сосудистая система. Посредством вышеперечисленного улучшается и физическая подготовленность учащихся, нагрузки ими переносятся легко, а ранее недоступные результаты в разных видах спорта становятся нормой.
Следовательно, при организации физических упражнений и спорта, главное значение имеет грамотный самоконтроль.
Под самоконтролем понимают регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физической подготовкой и физическим развитием, а также их изменениями, которые происходят под воздействием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Выделяют следующие задачи самоконтроля:
1) Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
2) Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
3) Расширить знания о физическом развитии.
4) Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.