Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Целью самоконтроля является систематическое наблюдение разнообразными способами за состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений и спорта. Нужно иметь представление о энергетических затратах, чтобы самоконтроль стал эффективным для физического состояния и организма в целом.

Учебная деятельность является сложным процессом, в которой происходит нервно-психическое и мышечное напряжение, поэтому важно знать временные интервалы восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы и методы, посредством которых можно быстрее и продуктивнее восстановить функциональные возможности организма.

Систематическое наблюдение за состоянием своего здоровья и физическим развитием, а также их изменениями, которые происходят под воздействием занятий физической культурой и спортом, лежит в основе самоконтроля. Заменить врачебный контроль самоконтроль не может, а может лишь быть дополнением к нему.

Посредством самоконтроля можно оценить эффективность тренировки, выполнять правила личной гигиены, осуществлять общий и спортивный режим, а также следить за состоянием своего здоровья. Анализировать методику проводимой тренировки и изменения в состоянии своего здоровья, функционировании организма позволяют данные систематически проводимого самоконтроля.

Поэтому тренеру и врачу необходимо прививать навыки организации самоконтроля, объяснять необходимость и значение систематического самоконтроля с целью эффективного осуществления тренировочного процесса и улучшения спортивных результатов.

Самоконтроль должен присутствовать ежедневно во все периоды тренировки и во время отдыха.

Данные самоконтроля фиксируются спортсменом самостоятельно, но на первых этапах вести учет самоконтроля спортсмену может помогать тренер. Далее тренер лишь время от времени контролирует, как ведет спортсмен дневник самоконтроля. Происходят изменения в органах и системах организма человека под влиянием физических нагрузок.

Нужно осуществлять систематический контроль за состоянием организма для того, чтобы занятия физкультурой и спортом не оказывали негативного воздействия на здоровье человека и функционирование систем и органов.

Организация самоконтроля нужна для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали негативных последствий для организма и здоровья в целом.


В самоконтроль входят простые общедоступные приемы и способы наблюдения субъективных показателей, такие как самочувствие, сон, аппетит, желание выполнять физические упражнения, способность переносить нагрузки, а также объективные показатели – вес, пульс, спирометрия, частота дыхания, артериальное давление.

Самоконтроль нужно вести не только в периоды занятия физической культурой, но и во время отдыха.

Самоконтроль оказывает воспитательное воздействие на учащихся, способствует более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила общественной и личной гигиены, режима учебы, труда и отдыха учащихся. В специальном дневнике самоконтроля результаты самоконтроля необходимо регистрировать систематически и постоянно.

Вопрос 2.

Субъективные и объективные показатели самоконтроля Субъективные показатели самоконтроля К субъективным показателям самоконтроля относятся следующие: настроение, самочувствие, утомление, сон, аппетит, работоспособность, переносимость нагрузок, которые мы опишем ниже. Настроение является существенным показателем, который отражает психическое состояние учащихся при занятии физической культурой и спортом.

Занятия физическими упражнениями должны приносить только удовольствие, в противном случае ими не следует заниматься. Настроение является хорошим, если учащийся испытывает уверенность в себе, радость, уверен в себе.

Настроение можно считать удовлетворительным, когда проявляется неустойчивость эмоционального состояния,

неудовлетворительным – когда учащийся проявляет такие психические состояния, как грусть, растерянность, подавленность чем-либо.

Самочувствие.

Данный показатель используется для оценки физического состояния, воздействия физических упражнений на функционирование органов и систем. При заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки у учащихся может быть плохое самочувствие.

Выделяют самочувствие хорошее, когда человек испытывает прилив силы и бодрости, потребность заниматься физической культурой,

удовлетворительное, когда наблюдаются такие состояния, как вялость, упадок сил, неудовлетворительное, при котором присутствует утомление, слабость, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления.

Утомление.


Утомление возникает в результате проведенной работы и выражается в форме снижения работоспособности.

В периоды состояния утомления происходит тренировка организма и повышается работоспособность при выполнении физических упражнений.

Если через 2–3 часа утомление прошло, то это является нормой.

Если утомление продолжается, то это означает, что упражнения подобраны неадекватно, то есть превышают силы и способности организма.

Когда утомление превращается в переутомление, то необходимо бороться с данным состоянием. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.




После занятий физической культурой и спортом сон выступает самым эффективным способом восстановления работоспособности функционирования организма. Благодаря сну восстанавливается нервная система.

Чувство бодрости, прилив сил появляются, если сон крепкий и глубокий, наступающий сразу. При описании сна выделяют продолжительность и глубину сна, его нарушения, например, трудное засыпание, бессонницу, беспокойный сон, недосыпание.

Аппетит.

При большой двигательной активности, занятии физической культурой человек должен лучше питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается в разы. Как мы знаем, аппетит неустойчив, он легко нарушается при болезнях и недомоганиях, переутомлении. Аппетит может резко снизиться в следствие большой интенсивной нагрузки. После умеренных физических нагрузок аппетит должен быть хорошим, употреблять пищу после занятий не рекомендуется, необходимо подождать 30–60 минут.

Работоспособность.

Выделяют повышенную, нормальную и пониженную работоспособность. Если учебно-тренировочный процесс организован правильно, то работоспособность будет увеличиваться в динамике.

Переносимость нагрузок.

Данный показатель оценивает адекватность физических нагрузок функциональным возможностям организма спортсмена. Объективные показатели самоконтроля Выделяют объективные показатели самоконтроля, к которым относятся пульс, частота дыхания и жизненная емкость легких, артериальное давление, вес.

Пульс.

Показатель ЧСС характеризует состояние сердечно-сосудистой системы и ее ответной реакции при физических нагрузках.

В состоянии покоя частота пульса здорового нетренированного человека колеблется обычно у мужчин – 65–70 уд/мин, у женщин – 75–80 уд/мин.

Для спортсменов характерно уменьшение частоты пульса до 50–60 уд/мин, причем замечено, что с ростом тренированности организма уменьшение нарастает. Число сердечных сокращений измеряется на лучевой или сонной артерии путем пальпаторного метода после 3-х минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, затем делают подсчет полученных в минуту величин. Чтобы измерить число сердечных сокращений, необходимо в течение 10 секунд произвести нагрузку на организм., например, поприседать. С целью контроля очень важно, как пульс реагирует при осуществлении нагрузки на организм и насколько быстро он снижается после нагрузок.


Спортсмену необходимо следить за данным показателем, при этом сравнивая число сердечных сокращений в состоянии покоя и после нагрузки.

Считается нормальным восстановление числа сердечных сокращений через 10–15 минут при малых и средних нагрузках на организм человека. Полученное за первые после 10 секунд окончания нагрузки число сердечных сокращений характеризует ее интенсивность. Число не должно превышать средних значений для определенного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является число сердечных сокращений, полученное через 10 и 60 минут после окончания выполнения физических упражнений. Через 10 минут число сердечных сокращений не должно превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 секунд, а через 1 час должно быть на 10–12 уд/мин выше до рабочей величины.

Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 час после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после занятий значения числа сердечных сокращений значительно выше исходных, то это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, поэтому ее нужно уменьшить.

После преодоления длительной дистанции обычно наблюдается длительное увеличение числа сердечных сокращений, которое может продолжаться в течение нескольких суток. Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа.

Если колебания пульса не превышают 3–5 уд/мин, то это говорит о достаточно хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении функциональных способностей организма. Когда разница числа сердечных сокращений больше указанной цифры, это свидетельствует о переутомлении организма, нагрузку необходимо уменьшить немедленно. Ортостатическая проба более информативна.

Для ее измерения нужно сосчитать число сердечных сокращений в покое, лежа в постели. Далее медленно встать с постели и через 1 минуту сосчитать число сердечных сокращений в вертикальном положении, стоя. Так, если разница ЧСС в горизонтальном и вертикальном положении не превышает 10–12 уд/мин, то нагрузка адекватна способностям организма, он нормально восстанавливается после нагрузки.