ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

ТЕМА 3 МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цели практического занятия:

1. Рассмотреть методы менеджмента, их достоинства и недостатки. 2. Научиться применять современные методы управления,

разрабатывать соответствующие мероприятия для достижения поставленных целей.
3.1 Сущность методов менеджмента, их характеристика

Таблица 3.1

Методы менеджмента

3.2 Экономические методы менеджмента

Экономическиеметодыменеджмента комплексспособовиприемов управления,основанныйнаиспользованииэкономическихзаконов,интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют социальнокономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

2

Приоритет экономических методов в рыночных
условиях объясняется

тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 3.2).

Таблица 3.2 Экономические методы менеджмента

К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

- удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;

- нормы рентабельности по конкретным видам продукции; - оборачиваемость оборотных средств;

- производительность труда;

3

- капиталоотдача инвестиций;

- фондовооруженность труда;
- удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;

- уровень автоматизации производства и управления и др.

Эти нормативы должны разрабатываться на

основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
3.2.1 Коммерческий расчет
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области: распределения инвестиций; размещения производства; развития технологий; кадровой политики; обеспечения рентабельности и сбыта; финансирования и кредитования; ст
руктуры капитала и т.д.

В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет система взаимоотношений внутри предприятия (таблица 3.3).


4

Таблица 3.3

Коммерческий и внутрифирменный расчет

Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за
качество и количество продукции, сроки поставки.

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

3.2.2 Цены и ценообразование

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

5

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на

реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандар