Файл: Раннее средневековье (V первая половина xi вв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ландо собрал на площади синьории ополчения цехов. Чомпи оказались в одиночестве. В завязавшемся бою они потерпели жестокое поражение. Победившие «жирные» пополаны изгнали представителей чомпи из правительства и распустили их цех, запретив им создавать впредь какие-либо организации. В 1382 г. были ликвидированы и два других цеха, созданных во время восстания для мелких ремесленников.

21. Итальянская деревня в XIIIXV веках. Восстание Дольчино.

Значительная часть крестьянства Северной и Средней Италии вследствие раннего развития товарно-денежных отношений и широкого распространения денежной ренты уже к началу XIII в. пользовалась личной свободой. В XIII в. здесь завершается процесс личного освобождения крестьянства. Этому во многом содействовала политика городских коммун, которые специальными декретами объявляли отмену крепостного права на подчиненной им территории. Так, в 1256 г. крепостное право было торжественно отменено в Болонье, правители которой назвали свой декрет «Райским актом». По этому декрету было освобождено около 6 тыс. крепостных, принадлежавших 400 феодалам. В 1289 г. крепостное право было фактически отменено и во Флоренции. «Освободительная» политика городов определялась несколькими причинами. Этим они добивались, во-первых, экономического и политического ослабления феодалов, во-вторых, увеличения числа налогоплательщиков и военнообязанных, в-третьих, уничтожения монополии феодалов в снабжении города сельскохозяйственными продуктами, цены на которые также регулировались городскими властями. Наконец, освобождение крестьян было нужно городам для удовлетворения растущих потребностей ремесленного производства в рабочих руках.

Хотя все эти явления объективно были прогрессивны, но они отнюдь не, вели к улучшению положения крестьянства. Дело в том, что при освобождении крестьяне теряли свое традиционное право пользования землей, что резко ухудшало условия их существования. Не случайно поэтому городским властям иногда приходилось под страхом строгих наказаний принуждать их к отказу от крепостного состояния. Освобождение, сопровождавшееся лишением прав на землю, создавало условия для еще более тяжелой эксплуатации крестьян. К. Маркс указывает на непосредственную связь процесса Разложения крепостнических отношений в Италии с ранним развитием здесь капиталистического производства. По его словам, «в Италии, где капиталистическое производство развилось раньше всего, Раньше всего разложились и крепостные отношения. Крепостной ос-ооождается здесь прежде, чем он успел обеспечить за собой какое-либо право давности на землю. Поэтому освобождение немедленно превращает его в поставленного вне закона пролетария, который к тому же тотчас находит новых господ в городах...».


К концу XIII в. большинство крестьян Северной и Средней Италии были уже лично свободны. Часть их уходила в города, вливаясь в ряды городских подмастерьев и наемных рабочих. Другая, более значительная часть, лишенная земли, превращалась в арендаторов, державших землю на разных условиях. В Тоскане, например, преобладала испольщина (меццадрия), при которой арендатор должен был отдавать собственнику половину урожая. Меццадрия получила распространение и в других районах Северной и Средней Италии, но там также была развита краткосрочная издольная аренда (из 1/3 или 1/4 урожая) и по-прежнему широкое распространение имели старые формы феодального держания — эмфитевзис и либеллярное держание.

Меццадрия в XII—XIV вв., а отчасти и другие виды издольной аренды были формой мелкокрестьянской полуфеодальной аренды. Испольщики, снимая участок земли, часто получали от землевладельца также инвентарь, рабочий скот и семена. Крестьянин не мог покинуть арендуемый участок до истечения срока аренды. Если же он уходил, то в принудительном порядке возвращался обратно и подвергался разорительному штрафу. Формально признававшееся право свободного ухода испольщика при условии объявления об этом за полгода на практике было почти неосуществимо, так как арендатор должен был вернуть собственнику земли полученный от него инвентарь, ликвидировать свою задолженность, а летом отдать сверх того весь урожай текущего года. Таким образом арендатор оказывался в кабальной зависимости от собственника. Наряду с этими полуфеодальными чертами для испольщины были характерны некоторые элементы капиталистической аренды: арендатор кроме своего труда вкладывает в хозяйство часть своего капитала, а земельный собственник кроме земли — другую часть капитала в виде семян, инвентаря или рабочего скота. Поэтому К. Маркс считал издольную аренду переходной формой организации сельского хозяйства от феодальной к капиталистической. Эти новые переходные формы поземельных отношений подрывали основы феодального строя в деревне.

Ересь апостольских братьев и восстание Дольчино.

Тяжелое положение крестьянства приводило к распространению в его среде движений протеста, часто принимавших форму религиозных ересей. Ереси охватывали разные слои населения, но более всего они были распространены в крестьянстве и среди городских низов — недавних выходцев из крестьян. В XII—XIII вв. в стране существовали десятки еретических сект как общеевропейских, привившихся на местной почве (катары, вальденсы), так и собственно итальянских (гумилиаты, фратичелли и др.). В целом все это многообразие сект можно определить как общенародную бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси.



Переход к крестьянско-плебейской ереси как «самостоятельному партийному течению» (Ф. Энгельс) произошел в Италии в ереси апостольских братьев, основанной около 1260 г. бывшим крестьянином Пармской округи Сегарелди. Несмотря на неоднократные запреты пап и преследования инквизиции, движение апостоликов охватило почти всю Италию. Поначалу секта мало чем отличалась от других современных ей ересей, но уже с последних десятилетий XIII в. в ней все более усиливаются крестьянско-плебейские настроения. Особенно заметными они становятся после 1300 г., когда после казни Сегарелли к руководству сектой приходит вождь радикально настроенных апостоликов горных районов Северной Италии Дольчино.

Теория Дольчино во многом основывалась на обычных идеях еретиков того времени, но в некоторых вопросах шла дальше их. Осуждая собственность и проповедуя бедность, он придерживался уравнительных идей и даже идей общности имущества. Он предвещал гибель папы, кардиналов, священников и монахов и назначал конкретные сроки наступления «тысячелетнего царства божия на земле», которое, как о и считал, восторжествует путем насилия над церковью и богатыми. Правда, предстоящую гибель папства Дольчино связывал с вмешательством сицилийского короля Фридриха Арагонского; в этом проявились монархические иллюзии ересиарха. В целом теория апостоликов во времена Дольчино представляла собой движение низов со все более нарастающими элементами крестьянско-плебейской ереси. Окончательный переход ее на позиции крестьянско-плебейской ереси произошел несколько позднее, уже в ходе вооруженного восстания.

В начале 1304 г. Дольчино со своими ближайшими соратниками появляется в предгорьях Пьемонта (Северо-Западная Италия), в долине реки Сезия. Крестьянство Пьемонта, как и других окраинных областей Италии (Савойя, Фриуль, Калабрия и др.), страдало не столько от высокого уровня развития товарно-денежных отношений, сколько от их неразвитости. Крестьяне испытывали тройной гнет — светских сеньоров, церкви и городов, что вызывало их постоянные выступления против угнетателей. Появление в этих местах Дольчино еще более накалило обстановку. Его пылкие проповеди собирали массы людей. Размах движения напугал местных феодалов, и они создали для борьбы с ним Лигу. В марте 1305 г. объединенное войско феодалов было разбито апостоликами. Однако вскоре им пришлось уйти в горы, где они были окружены. Потери от постоянных стычек с феодалами, голод и суровая зима поставили восставших апостоликов на край гибели. Однажды ночью около тысячи оставшихся в живых апостоликов, обманув осаждающих, заснеженными тропами про­брались к горе Цебелло, где спешно возвели укрепления. Началась новая осада. Возглавлявший Лигу верчелльский епископ, пытаясь изолировать восставших, выселил население соседних деревень и стал воздвигать вокруг их лагеря форты и осадные башни. Попытки штурма не принесли успеха: апостолики под предводительством Дольчино раз за разом разбивали рыцарей. Осенью 1306 г. папа, видя тщетность усилий Лиги, объявил крестовый поход против восставших. Наступила новая зима, вконец изнурившая осажденных, испытывавших ужасные лишения. В марте 1307 г. епископ, получив подкрепление, начал общий штурм. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, остальные были взяты в плен и преданы мучительной смерти. На глазах Дольчино была казнена его подруга и сподвижница Маргарита, сам он был подвергнут страшным пыткам и четвертован.


В ходе восстания еще более проявились революционные черты, присущие апостольской ереси и до этого. Условия обороны потребовали от восставших напряжения всех сил, и, как сообщают некоторые источники, в их лагере на практике была осуществлена общность имуществ. Другой современник сообщает: восставшие объявили, что «им позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви... и в этом нет для них никакого греха». Так выступление против церкви переросло в борьбу против всего освящаемого ею общества. В ходе восстания движение апостоликов окончательно перешло на позиции крестьянско-плебейской ереси.


22. Государства Пиренейского полуострова в XIXIII веках. Реконкиста, её основные этапы.

На севере Пиренейского полуострова сохранялись независимые от арабов территории — Астурия, Галисия и Баскония. Из этих христианских государств началось отвоевание (по-испански — реконкиста) захваченных арабами земель. Началом реконкисты считается битва при Ковадонге в 718 г., когда войско вестготов под предводительством Пелайо разгромило отряд арабов. Астурия в начале X в., раздвинув в ходе реконкисты свои границы, превратилась в королевство Леон. В X в. из него выделилось новое государство—Кастилия, ставшая в 1037 г. королевством. Несколько позже эти два королевства объединились. В конце VIII — начале IX в. в результате походов франков на северо-востоке Пиренейского полуострова образовалась Испанская марка со столицей в Барселоне; в IX в. из Испанской марки выделилась Наварра, а несколько позднее — государства Каталония и Арагон. В 1137 г. Каталония и Арагон соединились в одно королевство — Арагонское. В конце XI в. на западе Пиренейского полуострова возникло графство Португальское, также ставшее в XII в. королевством.

К концу XII в. христианские государства отвоевали у арабов значительную часть полуострова. Их победа над Арабским халифатом, экономически более развитым, отчасти объясняется распадом Арабского государства, превратившегося в начале XI в. в ряд (свыше 20) враждовавших между собой эмиратов. Однако это не было главной причиной: единства не было и в испанских государствах. В них, несмотря на наличие королевской власти, крупные феодалы вели яростную борьбу друг с другом и в этой борьбе прибегали даже к помощи мусульманских государств. И все же испанский Север оказался и более сплоченным политически, и более сильным в военном отношении, чем арабско-мавританский Юг.

Для победителей — арабов местное христианское население Испании было объектом эксплуатации. Побежденные, не исключая и усвоивших арабский язык и некоторые арабские обычаи, но сохранивших христианскую религию (мосарабы) и даже принявших ислам (ренегадос), оставались на положении подвластного и эксплуатируемого населения — низших слоев в городах, крепостных крестьян в деревне. Первоначальная относительная веротерпимость арабов постепенно сменилась ярым фанатизмом. Угнетенное христианское население городов и деревень не раз восставало и уходило на Север, что сильно ослабляло арабские государства.