Файл: Раннее средневековье (V первая половина xi вв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс выделения фем из прежних провинций был длительным. Крупнейшие фемы были образованы в Малой Азии. В VII — VIII вв. их стратеги фактически определяли судьбы империи. Количество фем постепенно росло. Основой воинских сил каждой фемы стали свободные крестьяне, получившие статус стратио-тов. В военное время они служили в пехоте, легкой коннице или на флоте и освобождались от некоторых податей и повинностей. Внешнеполитическое положение Византии в VII—IX вв. В VII—IX вв. внешнеполитическое положение Византии было сложным: она одновременно вела оборонительные войны с тремя грозными противниками — арабами, славянами и болгарами.

Особенно тяжелой была борьба с арабами. В 70-х гг. VII в. арабы достигли Константинополя и осадили его с суши и с моря. Тогда впервые византийцы употребили новое оружие — жидкий «греческий огонь». Горючий состав из нефти выбрасывался с помощью особых труб на суда врагов или осадные орудия, обращая их в пепел. Нельзя было спастись и вплавь: состав горел также на воде. Грозное оружие не раз (в течение многих веков) приносило византийцам победу. Секрет его изготовления тщательно охранялся.

Арабы были отброшены от столицы, но к концу VII в. они завоевали все владения империи в Африке, а в начале VIII в. — и в Армении. В середине VIII в. Византии удалось вернуть некоторые владения в Азии, но в конце этого столетия арабы снова усилили натиск: в первой трети IX в. они захватили Крит и часть Сицилии. Лишь с середины IX в. империя смогла положить конец успехам арабов.

С переменным успехом шли войны с протоболгарами. В 681 г. Византия вынуждена была признать образованное протоболгарами совместно со славянами Болгарское государство и согласиться на выплату дани. Правители Болгарии вмешивались во внутренние смуты империи. В VIII-начале IX в. Болгария стала опасной соперницей Византии на Балканах.

Более благоприятным для Византии был ход борьбы с союзами славян, не вошедшими в состав Болгарии. В VIII в. походы византийцев против славян были особенно частыми. Покоренные славянские племена обязаны были платить налоги и нести повинности (в том числе воинскую). Часть славян победители насильственно переселили в Малую Азию. Славяне нередко поднимали восстания, осаждали даже крупные города, опустошая их окрестности.

Некоторые славянские союзы (близ Фессалоники и на Пелопоннесе) сохраняли значительную самостоятельность даже в начале Х столетия.

Внутренняя политика. Иконоборчество. В середине VII в. налоговый гнет был несколько ослаблен. Целью такой политики было облегчить формирование фемных отрядов. Желая оживить ремесло и торговлю, правительство снизило пошлины. Но непрерывные войны поглощали все больше средств. И налоги вновь стали возрастать. Уже в конце VII в. подданные империи должны были, помимо налога с недвижимости, платить поголовную подать. Резко усилился налоговый гнет в начале IX в. Была составлена новая всеобщая опись имущества налогоплательщиков. Общину снова обязали платить налоги за запустелые земли и обеспечивать экипировку разорившихся стратиотов. Расслоение общины усилилось.


Углубились противоречия и внутри господствующего класса. Чиновничество стремилось к увеличению доходов казны, за счет которых оно жило, и к усилению контроля над провинциями;

фемная знать захватывала общинные земли и добивалась влияния в столице. Чтобы ослабить могущество стратигов, василевсы уже в начале VIII в. стали дробить фемы.

Не менее острыми были столкновения между светской и духовной знатью, монашеством и военными. Духовенство владело огромными богатствами, вызывая зависть военной элиты. Завладеть церковными сокровищами было затаенной мечтой светской знати. Пришедшие в 717 г. к власти императоры Исаврийской династии, тесно связанные с военными кругами, искали разрешения конфликта за счет духовенства. Притязания этой группировки на богатства духовенства внешне выразились в борьбе против почитания икон (иконоборчество). Эдиктом 726 г. Лев III (717—741) объявил почитание икон, креста, мощей и т. п. идолопоклонством. В борьбу, длившуюся более столетия, были вовлечены все слои населения. Ей сопутствовали конфискации, разгул фанатизма, ссылки, пытки, казни, истребление инакомыслящих. Богатства церквей и монастырей конфисковывались, монастыри закрывались, монахов принуждали к военной службе, к вступлению в брак. Сопротивлявшихся наказывали вплоть до смертной казни. Особенно свирепствовала малоазийская военная знать в середине VIII в.

С конца VIII в. иконоборчество стало ослабевать. Усиление борьбы обездоленных и задавленных налогами народных масс одинаково угрожало обеим враждующим группам. Перед лицом этой опасности императоры поняли необходимость единства церкви и укрепления союза с нею. К тому же главная задача иконоборцами была решена: государство и провинциальная знать присвоили сокровища духовенства. В 843 г. иконопочитание было торжественно восстановлено. Иконоборцев предали анафеме; все старые догмы обрели прежнюю силу. Однако церкви не были возвращены ее богатства.


Восстание Фомы Славянина. Павликианство.

В IX в. в Византии часто вспыхивали мощные восстания народных масс. В конце 820 г. в Малой Азии началось восстание, быстро распространившееся почти на все фемы. Возглавил движение один цз военачальников, происходивший из славянских переселенцев, фома Славянин. В короткое время под его знаменами собралась многочисленная и боеспособная армия.

Фома стремился к захвату трона. К нему примкнула недовольная политикой двора часть аристократии, иконопочитатели, монахи. Оказал ему поддержку и арабский халиф. В конце 821 г. войско Фомы Славянина осадило столицу. Его поддержали славяне Фракии и Македонии. Но столица упорно сопротивлялась. Императорский флот был сильнее флота восставших. Пестрота социального состава повстанцев стала губительно сказываться на ходе движения. Осада не дала результатов. Императору помог правитель Болгарии. Летом 823 г. болгары разбили армию Фомы. Вскоре он был осажден войсками императора в одном из городов Фракии. Осажденные выдали Фому. Он был подвергнут мучительной казни.

Восстание под руководством Фомы Славянина всколыхнуло угнетенные массы. В Малой Азии распространилось движение павликиан. Возникнув в VII в. в Армении или в Сирии как религиозная секта, павликианство к середине IX в. стало идеологией вооруженного крестьянского восстания. Павликиане принимали участие в восстании Фомы Славянина. В основе их учения лежало представление о борьбе двух миров — мира добра и мира зла. Бога они считали творцом лишь мира духовного-мира добра. Весь же материальный мир они объявляли миром зла — творением сатаны. Церковь, бывшая опорой государства, расценивалась также как служительница сатаны.

С особенно жестокими репрессиями правительство обрушилось на павликиан после восстановления иконопочитания. Отказавшихся отречься от своих взглядов немилосердно избивали, топили в море, сжигали. Было уничтожено до 100 тыс. человек. Но павли-киане долго сопротивлялись. В середине IX в. на востоке Малой Азии возникло независимое павликианское государство со столицей в г. Тёфрика. Временами в руках павликиан оказывалась почти вся Малая Азия. Лишь в 872 г. их войско было окончательно разбито и Тёфрика разрушена.

15. Славянская колонизация Византийской империи. Аграрный строй Византии по «Земледельческому закону». Особенности процесса феодализации.


Византийско-русские отношения в IX—XI вв. Усилили в Х в. свой натиск на Византию и русские. Первые походы на владения империи в Крыму (фема Херсон) и на южные берега Черного моря относятся к первой половине IX в. В 860 г. они осадили уже Константинополь. С русскими было достигнуто соглашение, часть знати Киевской Руси приняла христианство. К началу Х в. отношения с Русью снова ухудшились. По всей вероятности, в столице были ущемлены торговые льготы и болгар и русских. В 907 г. русские на бесчисленных лодках-однодеревках появились перед столицей. Византийцы были вынуждены в 911 г. заключить выгодный для русских договор. Русские купцы получили в пользование подворье в пригороде столицы, бесплатное содержание, снаряжение для судов на обратную дорогу. Торговлю они вели беспошлинно.

В 941 г. князь Игорь организовал новый поход на Византию. Русские разорили берега Босфора, Никомидии и Пафлагонии, но под стенами столицы их флот был сожжен «греческим огнем». Через три года русские снова дошли до Дуная, но византийцы поспешили откупиться дарами и возобновлением торгово-военного договора.

В 968 г. византийцы склонили Святослава к походу против болгар. Но русский князь, подчинив болгар своему влиянию, решил прочно обосноваться на Дунае. В 970—971 гг. совместно с болгарами он вел войну с империей. Однако военные неудачи заставили Святослава по новому договору отказаться от притязаний на Херсон и Болгарию и обещать Византии военную помощь. Русские по-прежнему могли беспрепятственно торговать в Константинополе.

В конце 80-х гг. Х в. по просьбе императора Василия II князь Владимир прислал русский отряд, который помог разгромить мятежных феодалов Малой Азии. Но император затягивал выполнение условий, на которых был прислан отряд, а именно — выдать за князя свою сестру Анну. Взятием Херсона Владимир заставил Василия II ускорить заключение брака. Одновременно Русь приняла христианство.

Торговые, политические и культурные связи с Византией стали более тесными. Во главе русской церкви первое время стояли назначаемые патриархом византийские митрополиты; византийские зодчие и живописцы работали в Киеве; из Болгарии и Византии ввозились богослужебные книги и предметы культа. Распространялась славянская письменность. На Афоне (полуостров Халки-Дика) уже в начале XI в. возник первый русский монастырь. Но Церковная зависимость Руси от Византии оставалась в значительной мере формальной.


В 1043 г. русский флот снова осадил Константинополь, но пострадал от бури на Босфоре и от «греческого огня». Однако угроза повторения похода вынудила византийцев искать мирного разрешения конфликта. Новый договор был скреплен женитьбой сына Ярослава Мудрого Всеволода на дочери василевса Константина IX Мономаха.

Торговые и культурные отношения Византии и Руси продолжали успешно развиваться. В русских городах появились подворья византийских купцов, сложились группы русских купцов («гречников»), систематически продававших свои товары в Византии. Длительное и тесное общение Руси с Византией оставило глубокий след в развитии русской культуры.

Наиболее подробные сведения о жизни византийской деревни этого периода содержит «Земледельческий закон» — сборник обычного права, записанного в VIII в. Постепенно этот сборник приобрел большую популярность как в Малой Азии, так и в европейских провинциях, где была велика роль славянских общин.

Община в Византии была соседской. Участки пахотной земли и приусадебная земля находилась в наследственном частном владении домохозяев, живших малыми, а иногда большими семьями. Неподеленная земля (угодья) пастбища, луга, леса, источники и т. п. — использовались сообща и являлись общинной собственностью. Все земли деревни — общины составляли единый налоговый округ. В отличие от позднеримской общины византийская община этого времени уже не знала периодических переделов.

Значительную роль в сплочении общин сыграла славянская колонизация. Оказавшись среди чуждого по образу жизни, языку и культуре населения, славяне укрепляли общинные связи как свое сильнейшее оружие. Сходным было положение армян, сирийцев и других народов, живших на восточных рубежах империи или переселенных во Фракию, на границу с образовавшимся около 680 г. Болгарским государством.

На землях славян, где сохранилась или была восстановлена власть империи, наблюдался переход от землевладельческой общины к соседской, значительнее была роль больших семей. Однако постепенно расслоение и влияние развитых в империи товарно-денежных отношений обусловили возникновение аллода в славянской общине. В византийской деревне появлялось все больше крестьян, не имевших средств для обработки своих участков. Одни из них покидали деревню