Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II
«Основные проблемы философии».
Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 1.
-
Заполните таблицу, дав определения понятий, опираясь на лекции по темам «Онтология: учение о бытии» и «Гносеология: учение о познании»
№ | Понятие | Определение понятия |
1 | Бытие | БЫТИЕ – существование, а также то, что обладает существованием; у представителей различных направлений философии получает различную трактовку, у материалистов – это материя, у идеалистов – дух; обратное – небытие. |
2 | Пространство | Пространство – это свободное от чего бы то ни было место. Пустое. Ничем не занятое. Особенно часто оно используется в различных разделах знаний – математика, физика, философия. |
3 | Время | форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики |
4 | Движение | способ существования материи, ее атрибут; в общем виде — изменение материи, любое взаимодействие объектов |
5 | Развитие | это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Важно отметить, что новое состояние должно обладать новыми качественными или количественными показателями. Согласно господствующим в философии |
6 | Детерминизм | учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом. |
7 | Знание | результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов |
8 | Познание | совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание — основной предмет гносеологии. Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос... |
9 | Информация | понятие, имеющее большую историю использования. В XX веке оно получило более широкое значение вследствие развития кибернетики, где оно, наряду с понятиями связи и управления является центральной категорией. |
10 | Истина | Категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно-теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой – отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями |
-
Ответьте на вопросы, опираясь на лекцию по теме «Аксиология: учение о ценностях».
- Какие типологии и виды ценностей Вы знаете?
ПРИРОДНЫЕ, ЖИЗНЕННЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ,НАУЧНЫЕ,ЭСТЕТИЧЕСКИЕ.
ВИДЫ: ФИЗИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНЫЕ, ДУХОВНЫЕ ,ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ,ПАТРИОТИЧЕСКИЕ
- Приведите примеры витальных, политических, моральных и социальных ценностей.
Витальные ценности ( жизнь, здоровье, физическое благосостояние )
Политические ценности ( свобода слова , законность, безопасность )
Моральные ценности ( добро, честность, долг, верность, любовь, дружба , справедливость )
Социальные ценности ( личная независимость, комфортная работа , социальное положение и благополучие )
-
Ответьте на вопросы, опираясь на лекцию по теме «Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество»
- Что означают понятия индивид, индивидуальность и личность?
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, без учета его биологических, психологических и социальных особенностей.
ЛИЧНОСТЬ – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
- Какие критерии личности выделяет современная философия, педагогика, юриспруденция?
Педагогика оперирует и такими понятиями, как индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания и т.д.
В структуре личности юриста по критерию содержания выделяют четыре группы свойств: 1) мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего
личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;
Философия изучает личность сквозь призму универсальности, всеобщности в системе отношений «универсум – человек», в то время как другие науки трактуют личность с позиции узкой специальности, исходя лишь из предмета собственного исследования. С объективной точки зрения личность человека формируется, складывается, развивается и функционирует в обществе