Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Санкция (иначе) - устанавливает неблагоприятные последствия за нарушение установленного ею правила поведения.
Санкция вводится союзом «иначе»: при наличии таких-то условий лицо обязано выполнить (уплатить и т.д.) такие-то действия – «иначе» наступают неблагоприятные условия.
Без санкций исполнение юридических предписаний очень часто как бы «повисает в воздухе», т. е. обязанности не выполняются – правовая норма нарушается и при этом нет никаких средств воздействия на правонарушителя.
Регулятивные нормы чаще содержат гипозицу и диспозицию. Охранительные – гипотезу и санкцию.
Виды правовых норм:
1. По принадлежности к публичному и частному праву:
- нормы публичного права
- нормы частного права.
2. в зависимости от субъекта правотворчества:
- исходящие от государства
- исходящие от общества – принимаются населением конкретного территориального обр-я (сельский сход)
3. от отраслевой принадлежности :
- нормы Кп, ГП, Уп, Ап, Тп и т.д.
4. от содержания прав и обяз-тей:
- материальные
- процессуальные
5. по методу правового рег-я:
- императивные (администартивные как правило)
- диспозитивные (гп)
6. от способа правового регулирования и х-ра прав и обязанностей:
- обязывающие – позитивная обязанность совершить активное д-е
- запрещающие
- управ омачивающие
7. по назначению:
- регулятивные ( направлены на регулирование фактических отн-ий)
- охранительные (фиксируют меры гос принуждения)
- учредительные (нормы-принципы: н-р ст. 2 К человек его права явл-ся высшей ценностью)
Соотношение нормы права и статьи нпа.
НП излагается в тексте нпа, в отдельных его статьях, а точнее, в отдельных абзацах, пунктах, частях статей указанного акта.
Н-р: в статье состоящей из 2х пунктов может быть несколько норм.
Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:
1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;
2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;
3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;
4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта – форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Разница между нормой права и статьей нормативно-правового акта заключается в том, что они выступают элементами различных систем: норма представляет собой исходный элемент в системе права, а статья – базовый элемент в системе законодательства.
Способы изложения правовых норм в нпа.
1. Прямой – полное изложение всех элементов нормы непосредственно в статье нпа, закрепляющей эту норму;
2. Отсылочный – дается конкретная отсылка на другие статьи, пункты, части данного либо иного нпа.
3. Бланкетный – ссылка на какие-либо правила, на законодательство в целом.
В статье нпа устанавливается лишь отвественность за нарушение правил. Однако самих правил, к-ые нарушены, в ней нет, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.
В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, ч. 1 ст. 264 УК РФ гласит: 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению
Нужно найти именно ту норму, к-ая должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию.
Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств и юр фактов, предусмотренных гипотезой.
3. принятие решения по юр делу и его документальное оформление. (заключительная стадия, тут применяется акт применения).
Оценка доказательств, установление на их основе действительной картины.
Решение представляет акт применения права, в котором закрепляется результат умственной д-ти по разрешению юр дела, официально фиксируются юр последствия для конкретных лиц.
Акт применения права – правовой акт компетентного органа или ДЛ, изданный на основании юр фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юр ответственности конкретных лиц.
Особенности:
1. Издаются компетентными органами или ДЛ. (любые органы у к-ых есть полномочия, в т.ч. и третейские суды)
2. Строго индивидуальны в отличии от нормативных актов, обладающих общим х-ом.
3. Направлены на реализацию требований юр норм, т.к. конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют права и обязанности и меру ответ-ти;
4. реализация обеспечена гос принуждением. (система суд приставов исполнителей).
Виды актов:
1. по субъектам:
- акты огв , судебных органов, омс, контрольно-надзорных органов.
2. по способу принятия :
- принятые коллегиально
- принятые единолично
3. по х-ру правового воздействия
- регулятивные – обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают права и обязанности сторон;
- охранительные – реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юр ответ-ти.
4. по значению в правоприменительном процессе:
- вспомогательные (н-р: определение суда о назначении экспертизы)
- основные (решение суда)
5. по форме:
- имеющие вид отдельного документа (приговор суда)
- форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения)
- устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд)
Должны отвечать требованиям:
1. Требование обоснованности – относится к фактической стороне юр дела, к логическим выводам о доказательствах, подвтерждающих или опровергающих выводы о фактах.
2. Требование законности – соблюдение требования подведомственности и подсудности; строгое соблюдение процессуальных норм, правильная юр квалификация, вынесение решения по делу.
3. Требование целесообразности - избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства.
Структура:
1. вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
2. описательная - описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
3. мотивировочная - анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование
4. резолютивная – решение по делу.
Пробелы в праве – неполнота в действующем законодательстве, выраженная в отсутствии конкретного нормативного правового предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере права.
Пробел в законодательстве – это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Причины:
1. в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;
2. из-за упущений при разработке закона.
Восполнение пробелов в праве - это специфическая форма применения действующего права, при котором юр. дело решается на основе НП, сходным образом регулирующей данные отношения, либо на основе общего смысла и духа правовой системы в целом.
Способы:
1) аналогия закона (распространяет конкретную НП на сходные отношения);
Применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.
Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь
правовое основание.
2) аналогия права;
применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые).
Новое гражданское законодательство внесло некоторые изменения в процедуру применения аналогии права. В ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ записано: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
3) субсидиарное применение нормы смежной отрасли права;
4) суд.обычай и др.
ПО МАРАКУЛИНУ
Правопримение. Элементы:
1. обеспечение реализации права, если заинт-ое лицо не может реализовать свое право (н-р:принуждение)
2. – общественные отн-я принимают правовой х-р
Стадии:
1. Уяснение фактических обстоятельств дела – осущ-ся сбор необходимой инфы и подкрепление ее доказательствами, осущ-ся оценка доказ-в с тз их допустимости, относимости, необходимости, достаточности
2. Юр квалификация – поиск необходимых норм, их проверка по времени, пространству, кругу лиц, осущ-ся толкование правовых норм применительно к ситуации
3. Принятие решения – в рез-те сопоставления фактических обст-в с положениями нормативных предписаний делаются выводы и закрепляются в правоприменительных актах
--Решения могут приниматься по аналогии закона , то есть если нет норм регулирующих данные отн-я, то возможно применение закона регулирующего схожие однородные отн-я, но в некоторых отраслях мб запрещено, В РФ – УП.
--Решение может приниматься на основании аналогии права – отсутсвуют нормы регулирующие данные отн-я или схожие отн-я. Решение принимается на основании общих принципов права.
--- Субсидиарное применения закона – закон одной отрасли применяется к другой отрасли при сходстве отн-ий.
4. Исполнения решения – властные органы совершают опред-ые д-е, направленные на обеспечение реализации права.
Является факультативной, т.к. не всегда исполнение решения требует вмешательства властных субъектов и если обязанная сторона в добровольном порядке совершает к-л д-я , то по сути это не д-ть властных органов, а д-ть самих участников отн-ий.
Правоприменительный акт -