Файл: 1. Предмет и методология тгп тгп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оф документ, принимаемый органов власти по конрктеной ситуации, имеющий идвид-ый х-р.

Просто правовой акт – для неограниченного круга лиц.

Виды:

1. по статусу огв:

- акты главы гос-ва (указ о помиловании)

- акты законодательных органов власти (возбуждение дела по отрешению президента от должности)

- акты органов исполнительной власти (наложение штрафа)

- акты судебных органов (приговор,, решение)

2. от х-ра д-ий:

- акты связанные с формированием правоотношения и придания ОО юр х-ра

- акты связанные с разрешением конфликта

3. от порождаемых последствий:

- первоначальные (текущие) акты (назначение дела, перенос дела)

- итоговый акты (приговор)

Структура правоприменительного акта:

1. Вводная часть – характеристика документа, название, наименование органа принявшего акт, дата, место принятия, реквизиты)

2. Описательная часть – обстоятельства дела и указываются факты выражающие суть дела, конфликта

3. мотивировочная – доказ-ва на осн-ии к-ых принято решения, а также те нормы права которые были применены в деле,

4. резолютивная – решение компетентного органа.

Акты могут иметь не полную структуру, н-р: правоприменительный акт может содержать только вводную и резолютивную часть.
Пробел в праве – явление при к-ом ОО к-ое подлежат урегулированию не урегулированы законодателем и отсутствуют необходимые нормы.

Причины:

1. отсутствие понимания необходимости регулирования к-л отношений

2. неспособность создать конструкции

3. неспособность согласовать волю органов

4. ошибки законодателя, когда он не конкретно и не четко формулирует те или иные позиции

5. на основании постановления КС РФ какая-то норма признана не соответсвующей положению, но новой нормы нет

Устранение:

1. аналогия закона

2. аналогия права

3. субсидиарное применение закона

4. расширительное толкование нормы – д-е нормы распр-ся на отн-я к-ые в ней прямо не названы


Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Функции (внешнее проявление):

1. обеспечение реализации ценностей, заложенных в праве: демократии, правового государства, прав человека и гражданина;

2. через правопорядок реализуется гос власть

3. правопорядок служит стабилизации общества

Правопорядок обеспечивается:

1. урегулированностью общ отн-ий нормами права

2. развитостью и доступностью законодательства

3. эффективностью д-ти правоохранительных органов

4. участием населения в его обеспечении

5. характером правосознания.

достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Принципы правопорядка:

1. Определенность – базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

2. Системность – парвопорядок это система отношений, которая основана на единой сущности права.

3. Организованность – возникает не стихийно, а организуется гос-вом.

4. Гос гарантированность – обеспечивается государством

5. Устойчивость – попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются правоохранительными органами.

6. Единство – основан на единых политических и правовых принципах.
Правопорядок и общественный порядок.

Общ порядок в отличии от правопорядка образуется под воздействием не только правовых, но и иных соц норм: норм морали, обычаев.

Он обеспечивается силой общественного воздействия в большинстве случаев, но есть и гос-во, н-р: ст. 207 Хулиганство – нарушение общественного порядка.

Правопорядок – часть общественного порядка.
Законность – точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нпа всеми гос органами, организациями и фл.

Законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Требования:

1) неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов;

2) верховенство закона;

3) обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод;

4) последовательная борьба с правонарушениями, т.е. своевременное раскрытие правонарушения, последствия правонарушения устранялись, а виновные привлекались к ответственности;

5) недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Принципы:

1)единство законности требует единообразного понимания и применения законов на всей территории страны;

2)всеобщность законности.

3)целесообразность законности.

Гарантии законности – это специальные средства, обеспечивающие режим законности.

1)Экономические: богатство общества, прогрессивный характер производственных отношений (отношения собственности), высокий уровень благосостояния масс, занятость населения, наличие материальной базы для исполнения конкретных законов.

2)Организационно-политические: смягчение классовых и национальных противоречий, демократическая форма государства (разделение властей), высокая степень активности разных групп общества, в том числе, по защите норм права.

3)Духовные (культурные или идеологические): высокий уровень общего образования народа, знание права, убежденность в его необходимости, умение реализовать в жизнь.

4)Социальные: Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – это необходимые условия укрепления законности.


19. Правонарушение и юридическая ответственность

Правонарушение – общественно опасное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, за к-ое предусмотрена юр ответственность или иная мера гос воздействия.

Признаки:

1. деяние форме д-я или бездействия

2. противоправное

3. общественно вредное (причиняет имущественный или моральной вред, нарушает общественный порядок, права и свободы граждан)

4. осознанное волевое деяние (виновное деяние лицо способного нести отвественность)

5. предусмотрена юр ответственность (УО, АО, ГО).

Виды:

1. По степени их вреда для общества:

- преступления - это правонарушения, приносящие значительный вред обществу;

- проступки - это правонарушения, приносящий меньший общественный вред, чем преступления.

2. По отраслям права:

- уголовные преступления - виновно совершенное общественно опасное деяние, под угрозой наказания;

- административные правонарушения - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

- гражданские деликты - деяния, посягающие на имущественные права и законные интересы граждан и организаций, нарушающие нормы гражданского права, гражданские договоры - дисциплинарные проступки - это деяния, нарушающие нормы трудового права, служебный или воинский порядок определенный в уставах; - нарушение норм международного права (работорговля, пиратство, терроризм, нарушение торговых обязательств и т.д.).

3. По объекту посягательств:

- преступления против личности;

- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;

- преступления против государственной власти.

4.По субъективной стороне:

- умышленные;

- неосторожные.

5. по субъекту правонарушения

- правонарушения физических лиц, среди которых можно выделить правонарушения граждан, должностных лиц;

- правонарушения организаций: юридических лиц, органов управления, государств.

6.По объективной стороне:

- действия;

- бездействия.

7. По областям общественной жизни:

- в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

- в промышленности, строительстве и энергетике;

- в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

- на транспорте.

Состав правонарушенияэто система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.

1. Объект – общественные отношения по охране..

Предмет – овеществленный и неовеществленый (здоровье)

Виды объектов:

Общий – вся совокупность ОО;

Родовой – совокупность однородных ОО

Непосредственный – конкретное оо.

2. Объективная сторона – противоправное д-е или безд-е.

Элементы:

Деяние

Последствия

ПСС

Факультативные: время, место, способ.

3. Субъектможет быть дееспособное физическое лицо или организация.

В УК – только фл.

Требования к субъекту: возраст, вменяемость, наличие особых требований если указаны. (н-р: по ст. 106 субъектом мб только женщина-мать)

4. Субъективная сторона: отношение виновного к совершенному деянию.

Элементы: вина, цель. Мотив

Форму вины:

- умысел – прямой и косвенный

- неосторожность – легомыслие и небрежность
Злоупотребление правом – употребление право во зло в слуачях, когда уполномоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но нансоит к-л ущерб правам других лиц или обществу в целом.

Например, член семьи нанимателя жилого помещения, злоупотребляя своим правом, без каких-либо причин не дает согласия на обмен, ущемляя тем самым права других членов семьи.
Юридическая ответственность.

ЮО – обязанность лица, при наличии в его деянии состава правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкциями юр норм.

Признаки:

1. разновидность социальной отсветсвенности, т.е. ответ-ти человека или орг-ии перед обществом;

2. мера компетентного властного органа

3. вид гос принуждения

Основания:

1. наличие правоохранительной нормы права, предусматривающей юр ответ-ть за определенные д-я (юридическое)

2. факт правонауршения (фактическое)

3. акт правоприменения в к-ом определяется мера юр ответ-ти.

Принципы:

1. законность: применение только при наличии оснований; применение в рамках нормы права; реализация в соотв-ии с процессуальными правилами; обоснованность;

2. справедливость: применение наказания соотвествующего тяжести прест-я; учет смягчающих и отягчающих; недопустимость применения мер унижающих достоинство; отсутсвие обратной силы закона усиливающих юр ответ-ть; возмещение причиненного вреда; недопустимость повторного привлечение к отвест-ти; персональная ответ-ть каждого лица.

3. неотвратимость наступления

4. целесообразность

5. индивидуализации наказания

6. отвественность за вину

Функции юр ответ-ти:

1. Регулятивная

Законодатель наделяют субъекта П и О, стремится предотвратить нежелательный вариант поведения. Показывает правомерный вариант поведения.

2. Превентивная

- предупреждение совершения новых правонарушений.

3. Карательная

- претерпевайте неблагоприятных последствий в виде наказания за правонарушение. Это воздействие норм права на ОО посредством гос принуждения.

4. Право-восстановительная

Возмещение вреда, восстановление нарушенного права.

5. Воспитательная

выражается в способности воздействия на волю и сознание людей, посредством чего формируется уважение к правовым нормам и обеспечение правомерного поведения личности.

Виды:

1. Уголовная

За совершение преступлений.

Устанавливается только УК.

Привлекает суд. Субъект – фл.

Выносится приговор.

2. Административная

За совершение проступков предусмотренных КоАП.

Дела рассматриваются компетентными органами: ОВД, таможенные органы, МЧС, ГИБДД).

Меры: предупреждение, штраф, лишение спец права, административный арест.

Акт – постановление.

3. Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда.

Принцип – полное возмещение вреда.

Осущ-ся судебными или административными органами.

Акт – решение.

4. Дисциплинарная

За дисциплинарный проступок.

Нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника.

Привлекает – работодатель.

Меры: выговор, предупреждение, увольнение.

Акт – приказ.

5. Материальная

Возникает у работников и служащих за вред причиненный имуществу работодателя.

Форма – денежное взыскание.

Акт – приказ.


20. Правовое сознание, правовая культура и правовой прогресс.

Правовое сознание – совокупность взглядов, представлений, идей общества о праве, его роли в жизни людей.

Структура:

1. Правовая идеология – систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения, понятия, вырабатываемые в процессе теоретического осмысления правовых явлений.

2. Правовая психология – чувства, эмоции, настроения, желания, переживания, привычки;

3. Сложные поведенческие элементы, включающие как идеологию, так и психологию (мотивы поведения, внутренние установки).

Виды:

1. по субъектам:

- ПС всего общества (сознание, к-ое господствует среди большинства членов общества

- Пс отдельных соц групп общества

- индивидуальное Пс отдельного лица

2. по объекту отражения:

- изучение писанных актов дает ему знание об официальном позитивном праве

- изучение реальных правовых отн-ий дает человеку знания о реальном позитивном праве

-изучение философских учений, у человека вырабатывается понимание субъективного естественного права

3. по объему и качеству знаний:

- обыденное (у лиц не изучавших специально)

- профессиональное (у лиц имеющих спец юр образование)

4. по общественным системам:

- социалистическое

- буржуазное

- Пс в правовом гос-ве.

5. по типам цивилизации:

- Пс западного типа

- ПС восточного типа.
Правовая культура – совокупность духовных и материальных ценностей, связанных с правом и другим правовыми явлениями.

ПК - обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Виды:

1. по субъектам:

- Пк общества

- пк группы людей

- пк индивида

2. по типу цивилизации:

- западаная пк (основа – уважение частной соб-ти, прав личности)

- восточная пк (основа – идея об общем благе, обеспечиваемом государством с помощью гос соб-ти)

Элементы:

1. уровень развития

Пк зависит от уровня развития общества, развития правого сознания населения: т.е. от того насколько глубоко освоены им ценность прав и свобод человека, правовой процедуры при решении споров, поиска комромиссов и т.д., насколько информировано население.

2. Уровень правовой деятельности

Состоит из д-ти ученых-юристов, д-ти студентов и слушателей юр школ, правотворческой и правореализующей д-ти.

3. уровень развития всей системы юр актов – т.е. текстов документов, в к-ых выражается и закрепляется право данного общества.

Наиболее важное для оценки Пк имеет – система законодательства.

Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе.

Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Правовой нигилизм – отрицание отношения к праву. Антипод ПК.

Виды:

1. теоритический – ученые доказывают что есть более важные ценности , чем право.

2. практический – реализация взглядов таких ученых на практике.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовой прогресс - объективный, закономерный, характеризующийся восходящей направленностью процесс правового развития общества, его социальных групп и личности.

По Канту - ПР – глобальный замысел природы, мы лишь открываем свои каечтсва, т.к. прогресс заложен в нас, он неизбежен.

Ступени развития права:

1. естественное состояние (догусадрственное право)

2. антагонистическая ступень (сословно-представительсоке, иерархия) – ступень конфликтов

3. всеобщее гражданское состояние (Право и свобода тесно взаимосвязаны. Развитие права есть одновременно и развитие свободы.

Алексеев С.С. стоит на идеях Канта, по которым прогресс приведет к появлению всемирного правового государства.

Без права не возможен прогресс и само существование общества.

Закономерности прогресса:

1. повышение в праве уровня нормативных обобщений, развитие системных обобщений (придание значения абстрактному способу изложения, нормы- принципы).

Отсюда возрастание не только духовной, интеллектуальной силы права, но и его регулятивной энергии, такого регулятивного качества права, выражающего его особенности как нормативного институционного образования, каким является нормативная всеобщность, общеобязательность, т.е. способность права охватить своим воздействием максимально широкий круг отношений, случаев, ситуаций, не оставляя возможностей для произвола;

2. в связи с повышением уровня системных нормативных обобщений все большее развитие в праве особенностей органичной системы, развертывание свойства системности и, следовательно, его черт как институционного образования.

3. усиление специализации права: характерны конкретизация и дифференциация, т.е. специализация правового пргулипования, пазвивающая его ин-ституционность, структурированность, все более возрастающее «разделение труда» между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права.

Это позволяет в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно-определенное правовое регулирование;

4. развитие структуры права. Одним из закономерных результатов рассматриваемых в единстве процессов интеграции, конкретизации и дифференциации в праве (которые, разумеется, происходят главным образом под воздействием внешних факторов — экономических, социально-политических и других, но в то же время и его внутренних закономерностей) являются усложнение и одновременно интеграция структуры права;

5. развитие во взаимодействии нормативного и поднормативного индивидуального регулирования.

6. совершенствование, упрочение обеспечительных юридических механизмов. Развивается система юридических санкций — штрафных, правовосстановительных, а также приемов юридического регулирования, нацеленных на то, чтобы не допустить невыполнения юридических обязанностей, обеспечить «автоматическое» действие юридических норм. В связи с этим дает о себе знать и тенденция совершенствования, упорядочения процессуальных форм (а также иных юридических процедур), призванных гарантировать правовой характер государственного принуждения.

Все эти объективные правовые закономерности в конечном итоге выражают потребности общественного развития, процесс постепенного развертывания, раскрытия тех свойств и ценностей права, которые в виде потенции заложены в нем как в специфическом социальном феномене, воплощающем важнейшие ценности цивилизации и культуры, ценности свободы, явтпнпмной личности.